Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:08, реферат
Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний
Омское областное научное общество учащихся «ПОИСК»
Первичная организация НОУ
МОУ
Екатеринославская средняя
Тема: Музыкотерапия
Музыкотерапия —
это контролируемое использование музыки в лечении
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:
— системное использование музыки для лечения, физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;[2][3][4][5]
— средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма;[6][7][8][9]
— средство оптимизации
творческих сил и педагогико-
— одну из новейших
психотехник, которая призвана обеспечить
эффективное функционирование человека
в обществе, гармонизировать его
психическую жизнь.[17][18][19]
Музыкотерапия в
целом развивается как
История развития
Музыкальная терапия,
родившаяся как понятие в середине
ХХ века, как лечебная практика существует
с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют
древнейшие документы, дошедшие до нас.[21] Писали о целебной силе музыкального
воздействия и античные философы Пифагор, Аристотель,
В Древнем Египте под музыку принимали роды. В Древней Индии она использовалась как способ заживления ран, полученных на поле битвы. Авиценна лечил музыкой психически больных. Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов змей, Эскулап — при эмоциональных расстройствах. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган.
Однако древние
традиции и опыт впоследствии были
утеряны. Развитие материалистического
сознания и науки отодвинуло их на
«обочину» истории — ведь гелиоцентрическая
картина мира Коперника не признала идею «гармонии
сфер», связи музыки с Космосом, и интерес
ученых к этим проблемам постепенно угас[источник не указан 41
Лишь с ХIХ столетия начинается возрождение музыкотерапевтической практики: французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 30-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.
Во второй половине
ХХ столетия технические возможности
в исследовании физиологических
реакций, возникающих в организме
в процессе музыкального восприятия,
неизмеримо возросли. Было показано, что
музыка активно влияет на функции
всех жизненно важных физиологических
систем, интенсивность разных физиологических
процессов, дыхание и сердечно-
Различают основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.