Музыкотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:08, реферат

Краткое описание

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 18.79 Кб (Скачать файл)

       Омское  областное научное общество  учащихся  «ПОИСК» 

           Первичная организация НОУ Щербакульского района

      МОУ  Екатеринославская средняя общеобразовательная  школа  
 
 
 
 

          Тема: Музыкотерапия  
 
 

                                                                       Работу выполнила:

                                                                       Иванова Нина уч.10 А класса

                                                                       Руководитель: Сердюк Владимир    

                                                                       Иванович учитель физики                   

                                            
 
 
 
 
 

                                        Екатеринославка 2012 г. 

                                           Музыкотерапия

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

 Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

— системное использование  музыки для лечения, физиологических  и психосоциальных аспектов болезни  или расстройства;[2][3][4][5]

— средство реабилитации, профилактики, повышения резервных  возможностей организма;[6][7][8][9]

— средство оптимизации  творческих сил и педагогико-воспитательной работы;[10][11][12][13][14][15][16]

— одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его  психическую жизнь.[17][18][19][20]

Музыкотерапия в  целом развивается как интегративная  дисциплина на стыке нейрофизиологиипсихологиирефлексологиимузыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

                 
 
 
 
 
 

История развития

Музыкальная терапия, родившаяся как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют  древнейшие документы, дошедшие до нас.[21] Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы ПифагорАристотельПлатонПлутарх. Пифагор вообще рекомендовал музыку как панацею для тела и души.

В Древнем Египте под музыку принимали роды. В Древней Индии она использовалась как способ заживления ран, полученных на поле битвы. Авиценна лечил музыкой психически больных. Гиппократ исцелял ею бессонницу и эпилепсию. Римский лекарь Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов змей, Эскулап — при эмоциональных расстройствах. Древнекитайские же врачи полагали, что музыкой вообще можно вылечить любые болезни и даже выписывали музыкальные рецепты для воздействия на тот или иной больной орган.

Однако древние  традиции и опыт впоследствии были утеряны. Развитие материалистического  сознания и науки отодвинуло их на «обочину» истории — ведь гелиоцентрическая картина мира Коперника не признала идею «гармонии сфер», связи музыки с Космосом, и интерес ученых к этим проблемам постепенно угас[источник не указан 41 день].

Лишь с ХIХ столетия начинается возрождение музыкотерапевтической практики: французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 30-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться и в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

Во второй половине ХХ столетия технические возможности  в исследовании физиологических  реакций, возникающих в организме  в процессе музыкального восприятия, неизмеримо возросли. Было показано, что  музыка активно влияет на функции  всех жизненно важных физиологических  систем, интенсивность разных физиологических  процессов, дыхание и сердечно-сосудистую системукровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

Формы музыкальной  терапии

Различают основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

Активные  методы музыкальной  терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.


Информация о работе Музыкотерапия