Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:32, статья
Истоки зарождения и развития ритма в музыке и поэзии – в глубокой древности. Ритмичность присуща самой природе, где все процессы и явления имеют определенную цикличность. Любой процесс движения и развития связан с ритмом: ритмичны тысячелетние колебания галактик и мгновенные повторы в жизни микроорганизмов, ритмична смена времен года, ритмична работа человеческого организма (учеными обнаружены сложные нейрофизиологические ритмы в работе мозга).
Прежде, чем говорить
об использовании метронома,
Музыкальный ритм является одним из важнейших выразительных элементов музыкальной речи. Ритм основан на соизмеримости, рациональности и устойчивой повторности.
Истоки зарождения и развития ритма в музыке и поэзии – в глубокой древности. Ритмичность присуща самой природе, где все процессы и явления имеют определенную цикличность. Любой процесс движения и развития связан с ритмом: ритмичны тысячелетние колебания галактик и мгновенные повторы в жизни микроорганизмов, ритмична смена времен года, ритмична работа человеческого организма (учеными обнаружены сложные нейрофизиологические ритмы в работе мозга). Но есть ритмы, созданные человеком. К примеру, поэтический или музыкальный ритм. На заре человеческой цивилизации древние люди использовали ритм и звук как систему сигналов, к примеру, предупреждающий сородичей об опасности. В дальнейшем, в период формирования человеческой речи происходило развитие звуковысотных и ритмических соотношений: к примеру, выражения различных эмоций (радости, печали, страха и т.п.) сопровождалась разновысотными звуками в речи, периодично повторяющимися. Так, от природной ритмичности постепенно в процессе эволюции человека зарождался ритм, созданный самим человеком.
Музыкально – ритмическая способность, то есть музыкальный ритм, ощущение его человеком – это основа музыкальности.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении (организации) звуков во времени.
Музыкальный ритм может рассматриваться как:
1.организация звуков по длительностям.
2
2.протекание во времени музыкальной ткани.
«Ритм» - с древнегреч. – течение. Понятие «ритм» связано с понятием «метр» («мера» - греч.).
Проблеме музыкального ритма посвящено множество работ известных музыковедов. Формирование чувства ритма у учащихся – одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике и в тоже время, как общепризнано – одна из наиболее сложных. Это самый инертный компонент развития. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально – ритмическое воспитание, некоторые авторитетные специалисты склонны скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого воспитания. Категорично по этому поводу высказывался А.Б. Гольденвейзер : «В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все же я должен сказать, что это достигалось огромным трудом. На этом пути педагоги и их учащиеся чаще терпят разочарование».
Тем не менее, чувство ритма развиваемо.
Ритмические ощущения связаны с чередованием различных длительностей, тогда как метрические ощущения связаны с чередованием сильных и слабых долей.
Прежде всего нужно выявить причину неритмичной игры. Такими причинами могут являться:
1.отсутствие общей
уравновешенности процессов
2.отсутствие координации
в руках и пальцах, наличие
в них ненужных мышечных
3.отсутствие исполнительской дисциплины в игре и слабая ритмическая основа музыкально – слуховых представлений.
3
После того, как выявлена причина неритмичной игры, можно использовать следующие приемы и методы развития чувства музыкального ритма:
1.арифметический счет (сначала вслух, затем счет «про себя» и, наконец, целесообразно перейти к одному лишь внутреннему ощущению равномерно пульсирующих временных долей ).
« Счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что – либо другое…» (И. Гофман. «Фортепианная игра» ).
2.игра с акцентировкой.
3.дирижирование.
« Я настоятельно рекомендую ученикам… - пишет Г. Г. Нейгауз, - поставить ноты на пюпитр и продирижировать вещь от начала до конца…» Этот прием, продолжает
Г. Г. Нейгауз, особенно необходим для « учеников, не обладающих достаточной способностью « организовать время… »
4.делать искусственную
2-3 такта пустых и вновь
5.прохлопывание и использование ритмо-схем.
6.подтекстовка. Как вариант
– метод игры с параллельной
декламацией, то есть
4
декламационного материала
имеет главное преимущество –
выразительность. Параллельное
7.игра в ансамбле (
ученик с более развитым
« Чувство… ровности движения приобретается всякой совместной игрой… » - писал Н. А. Римский – Корсаков в работе « О музыкальном образовании», имея в виду ритмически дисциплинирующее, обоюдно корректирующее воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнеров.
Техническим средством для достижения ровности звучания является метроном.
« Метроном – аппарат для нарезания ровных ломтиков музыки ».
Метроном ( от греч. ) – мера, закон. – прибор, способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух. Служит как вспомогательный прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении.
Обычно метроном состоит из деревянного корпуса пирамидальной формы, одна из граней которого срезана; на этом срезе находится маятник с грузиком. Позиция грузика влияет на частоту ударов метронома: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще. За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов. Кроме механических, существуют и электронные метрономы. Для удобства они часто совмещаются в одном корпусе с тюнерами.
Также метроном может использоваться в качестве музыкального инструмента.
5
( « Симфоническая поэма для 100 метрономов » Дьердя Лигети, сюита из музыки к фильму « Мертвые души » Альфреда Шнитке ).
В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп – отбой.
Метроном – одна из важнейших деталей экипировки музыканта. В современной музыке время – это все. Мало играть верные ноты и нажимать нужные клавиши, необходимо делать это вовремя. Чтобы правильно держать темп, необходимо иметь некий эталон времени, то есть пульс ударов с определенной частотой. Для этого и был изобретен метроном. Определить темп недостаточно, необходимо его еще удержать на протяжении всей композиции ( пьесы, этюда, комплекса гамм ). Далеко не у всех людей есть хорошее чувство времени. Некоторые склонны завышать темп, некоторые отставать. Метрономы бывают разные по форме и звуку, но задача их всегда одинаковая – издавать постоянные щелчки с определенной частотой.
Некоторые музыканты считают, что заниматься без метронома – тратить время впустую. Если заниматься без него, насколько бы чувство ритма не было бы хорошим, оно обманывает.
Первоначально играть под метроном не очень удобно. Сложность игры и в очень медленном, и в очень быстром темпе – в психологическом напряжении.
При работе над гаммами можно установить такой темп метронома, чтобы каждый щелчок совпадал с сыгранной нотой. Таким образом можно проверить играете ли вы действительно ровно. Затем на один удар можно играть 2,3 и так далее ноты ( дуоли, триоли и так далее ) или другие ритмические ( например , ) и штриховые ( например, ) варианты. Использование метронома поможет исполнить весь комплекс гамм в едином темпе. Кроме того, метроном поможет отслеживать прогресс. Допустим, неделю назад ученик играл в темпе 60 , а сегодня уже может в
6
темпе 80 – значит, прогресс очевиден. Начинать заниматься нужно с более медленного темпа, а точнее с темпа, в котором инструктивный материал звучит без ошибок и погрешностей от начала и до конца, и постепенно наращивать темп.
При этом не нужно превращать работу над инструктивным материалом лишь в гимнастику для пальцев. Работа над ритмом должна быть связана с работой над качеством звука, фразировкой. При игре гамм, арпеджио нужно всегда ставить перед собой музыкально – художественные задачи наряду с технологическими, а именно: гамма должна звучать легко, красиво, виртуозно. Исполнение экономичными движениями пальцев при свободной, но собранной кисти.
Необходимо, чтобы ученик приучался хорошо ощущать размер и выразительное значение сильных долей в этюде или в любой другой пьесе. С первых шагов играть не « по тактам », а «по фразам».
Воспитание «живого» подлинно художественного ритма должно быть основной задачей педагога.
Информация о работе Работа с метрономом в подготовке к техническому зачету