Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 13:47, реферат
Кюи Цезарь Антонович (1835— 1918) – русский композитор, музыкальный критик. Автор многих хоров a cappella (а также вокальных квартетов, которые можно исполнять и хором). Большинство его хоров — лирические миниатюры («Засветилась вдали», «Встрепенитесь, птички-песни», «Уснуло все», «Васильки на полях», «Ризой бледно-голубою», «Сокрытая красота», «Воды», «Сияет сонце» и др.).
Кюи Цезарь Антонович (1835— 1918) – русский композитор, музыкальный критик. Автор многих хоров a cappella (а также вокальных квартетов, которые можно исполнять и хором). Большинство его хоров — лирические миниатюры («Засветилась вдали», «Встрепенитесь, птички-песни», «Уснуло все», «Васильки на полях», «Ризой бледно-голубою», «Сокрытая красота», «Воды», «Сияет сонце» и др.). У Кюи есть несколько монументальных, развернутых хоров («Жизнь», «Две розы», «Грозовые тучи»), а также произведения для женского (детского) хора а cappella и с сопровождением фортепиано («Заря лениво догорает», «Птицы», «Пусть смятенья и грома полны небеса» и др.). Хорам Кюи – свойственны мелодичность, красивая гармонизация, законченность формы, изящество, умелое использование голосов и хоровых красок, выразительное прочтение текста. Известную трудность при их исполнении создает применяемая композитором разная подтекстовка в партиях. Хоры Кюи – распространены в педагогической практике, исполняются любительскими коллективами; менее популярны хоры из его опер «Кавказский ленник», «Рат-клиф», «Анджело».
Большинство хоровых миниатюр, как и романсов композитора, носит отпечаток изящной лирики. По тематике хоры Кюи «Семь хориков» на сл. И. Белоусова и «Семь вокальных квартетов» на сл. Ф. Сологуба представляют интерес.
«Семь хориков» («Весеннее утро», «Всюду снег», «Затихают песни», «Гроза», «В лесу», «Ласточка») написаны для женского хора a cappеlla. Их отличает прозрачность хоровой фактуры, тонкая нюансировка, удобная тесситура, мастерское использование тембровых возможностей голосов. Они невелики по объему, но глубоки по содержанию и являются прекрасными образцами изобразительности в хоровой музыке.
Произведения из сборника «Семь вокальных квартетов» написаны на стихи Ф. Сологуба: «Воды», «Ризой бледно – голубой», «Сокрытая красота», «Я ждал», «Васильки на полях» «Зой» (эхо), «Неурожай» и могут исполняться смешанным хором.
Фактура хоров Кюи разнообразна. При использовании гомофонно –гармонического стиля, композитор оживляет и усложняет голосоведение, придавая хоровым партиям достаточную самостоятельность. Эпизодически Кюи пользуется приемом имитации («Грозовые тучи»). Типичным для композитора является прием постепенного включения хоровых голосов (« Засветилась вдали», «Баркоролла»), а также развертывание мелодии путем передачи из голоса в голос составляющих её мотивов («Воды», «Уснуло всё», «Грозовые тучи» и др.).
Более крупные произведения Кюи для смешанного хора – «Уснуло всё» (сл. Д. Ратгауза), «Засветилась вдали» (сл. И. Сурикова) – написаны в романсовом стиле и отличаются выразительной мелодией, красочным гармоническим языком, развитым голосоведением (divisi в партиях), разнообразием хоровой фактуры.
«Уснуло всё»
Произведение написано в лирико – созерцательном характере.
В произведении рассказывается о теплой летней ночи, но и передается душевное состояние героя, его одухотворенность, восторг. Основная тема хора изложена в конце произведения, «Но без любви мертва природа!». Любовь всегда имеет созерцательное начало, творец прекрасного.
Тип письма: гомофонно-гармонический
Тональный план: основная тональность ля мажор, отклонения в D – dur
E – dur
d – moll
Голосоведение: плавное, legato (связно). Атака звука мягкая. Мелодический язык очень выразительный.
В мелодических линиях хоровых партий присутствуют скачки: в партии сопрано скачки на кварту, квинту, сексту, септиму, октаву; в партии альта на кварту, квинту; в партии тенора на кварту, квинту; в партии баса кварту, квинту, октаву.
Метр в произведении трехдольный. Размер 3/4, что связано с характером и содержанием произведения.
В ритмическом рисунке присутствуют: шестнадцатые, восьмые, четверти, половинные. Часто в произведении встречается ритм восьмая с точкой и шестнадцатая, четверть с точкой и восьмая. Также в произведении присутствует пунктирный ритм, синкопированный ритм, что связано с образом произведения. Как мигание ночного света.
Темп произведения moderato (умеренно) передает спокойный характер, но перед 2 частью происходит замедление (ritenuto), все затихает. Замедление темпа связанно с выразительностью передачи текста.
Форма произведения: вокальная соната без разработки
Главная партия изложена в форме однотонального периода. Побочная идет сразу без связующей и не представляет резкого контраста.
Вместо разработки имеется 9 – ти тактное построение, выполняющее функции связующей части. Главная партия в репризе оканчивается не совершенной модуляцией, после чего следует побочная партия в главной тональности. Кончается хор кодой (9 тактов), построенная на начальном мотиве главной темы и утверждающая тонику главной тональности.
Вокально – хоровой анализ.
Тип и вид хора: смешанный четырёхголосный хор с элементами divisi на 7 голосие
Звуковедение: плавное, legato (связно). Атака звука мягкая в связи с текстом и характером произведения.
Вокальные трудности: в мелодических линиях хоровых партий присутствуют скачки: в партии сопрано скачки на кварту, квинту, сексту, септиму, октаву; в партии альта на кварту, квинту; в партии тенора на кварту, квинту; в партии баса кварту, квинту, октаву.
Пение в высокой тесситуре на p и f.
Интонационные трудности: наличие повторяющихся нот, хроматизмы, высокая тесситура, унисоны в партиях, скачки в партиях (квартовые, квинтовые, октавные), исполнение внутрислоговых распевов.
Динамические трудности: градация произведения от ppp до f (на протяжении всего произведения изменяется динамика и темп. Есть темповые отклонения, замедления.
Ансамблевые трудности:
Имитация между партиями. Выдерживание ритмических длительностей. Изобилие пауз. Разночтения и имитация между партиями. Также трудностью является пунктирный ритм, следует исполнять мягко, не сильно акцентируя. Выдерживание долгих длительностей в мужской партии, а ведущая мелодия у женских голосов.
Исполнительский план:
На нюансе p мягко вступают басы, затем тенора, альты и сопрано. Затем мелодическую линию ведут тенора, альты и сопрано. С затакта к 8 такту к ним присоединяются басы, на фоне выдержанного баса и тенора звучат поднимающиеся вверх мелодии сопрано и альта.
Далее происходит имитация и разночтения между партиями альтов и сопрано, в 11 такте к ним присоединяются тенора и басы. Так же как и в 8 такте, у тенора и баса выдержанные звуки, а мелодию ведут сопрано и альты.
Затем снова происходит имитация между партиями сопрано и альтов. С затакта к 18 такту на нюансе pp мягко вступают все партии, постепенно ведя мелодию до crescendo.
Затем во всех партиях пауза и вступают на f в унисон сопрано и тенора, а у альтов и басов аккорды, постепенно мелодия затихает и уходит на p, а в конце предложения происходит замедление.
Далее реприза, но она видоизмененная в мелодическом и ритмическом рисунке. На нюансе p сначала вступают басы, затем тенора альты и сопрано. К затакту 33 такта вступают басы, они ведут новую мелодическую линию, ведя мелодию до mf.
В 35 такте на словах «и песни неба…» звучит новый музыкальный материал, происходит имитация сопрано, альта, тенора, затем снова альта и сопрано и все партии поют на нюансе f, постепенно уходя на p.
Кончается хор кодой (9 тактов), построенной на начальном мотиве главной темы.
Кульминация произведения на словах «нам счастья нет» и все постепенно успокаивается и заканчивается на нюансе ppp.
Дирижерские трудности: передать характер произведения, легкий жест. Вступление на разные доли. Показ имитаций, ауфтактов и снятий. Сложностью является нюансировка.