Цель осуществления музыкального воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:19, реферат

Краткое описание

Роль музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе.

Содержание

1. Введение……………………………………………..……………..4
2. Значение музыкального воспитания для всестороннего развития личности.
Задачи музыкального воспитания……...............………………....5
3. Возрастные возможности музыкального развития ребёнка.........
4. Заключение………………………………………………………...11
5.Литература……………………………………………………….....12

Вложенные файлы: 1 файл

музыка.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  г. Москвы

ГБОУ СПО ПК № 6

 

 

 

 

 

Домашняя контрольная  работа

по

                       Теория и методика музыкального воспитания.       

 


 

студентки группы № 2 «Ж»

Осюнько Виктории Витальевны

 

 

Преподаватель:

Иванова Л.П.

 

   Дата предоставления работы:____________

   Дата проверки:________________________

   Оценка:______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2012 – 13 уч. год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

 

«Цель осуществления  музыкального воспитания дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

              Содержание

 

 1. Введение……………………………………………..……………..4

 2. Значение музыкального воспитания для всестороннего развития личности.

 

     Задачи музыкального воспитания……...............………………....5

 

 3. Возрастные возможности музыкального развития ребёнка.........

 

 4. Заключение………………………………………………………...11

 

 5.Литература……………………………………………………….....12

 

 

 

 

                                                        

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Введение

 

 

Роль музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается  основа, на которой позже будет  производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Значение музыкального воспитания для всестороннего

                           развития личности

 

       Задачи музыкального воспитания

 

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность одна из центральных  составляющих эстетического воспитания играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста с другой.

Для всестороннего развития особенно важно формирование духовно  богатой, эстетически и музыкально развитой личности, чуткой к красоте  в искусстве и жизни, творчески активной, развитой интеллектуально и физически.

 Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных  способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка помогает и  развивает умения распознавать эмоции. Прием подбора ритмической, тембровой  и мелодической характеристики для сказочных персонажей, а затем перенос этого приема для эмоциональных характеристик друг друга успешно служат развитию воображения детей.

Музыка, оказывая сильное  эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая и исполняя музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При систематическом слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно  оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Однако это содержание становится достоянием ребенка при условии специальной организации музыкальной и художественно-эстетической деятельности. Для этого необходимы специальные музыкальные занятия, целью которых является воспитание эстетических чувств, музыкально-эстетического сознания, формирование у них элементов музыкальной культуры.

 Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Например, движения ребенок соотносит с мелодией, образом, а это требует анализа мелодии, понимания ее характера, соотношения движения и музыки, что, в свою очередь, способствует развитию мышления. Исполнение народной пляски требует знания характера движений народного танца, составляющих его элементов, а это связано с приобретением определенных знаний, соответствующего опыта, запоминания движений и их последовательности, что способствует интеллектуальному развитию детей.

В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.), и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений (авторская или народная песня; двух-трех- частная форма и т.д.; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д.), т.е. обогащаются их представления о музыке разного характера. Слушая музыку, ребенок ее анализирует (мысленно), относит к определенному жанру. Исполнение мелодии песни также строится на процессах анализа, сравнения того, что получается, с замыслом композитора, уподобления звуков голоса музыкальному материалу.

Интеллектуальное развитие осуществляется в разных видах музыкальной  деятельности. Так, в пении дети имеют  возможность импровизировать, создавать  свой вариант мелодии. Стараясь найти соответствие литературного текста выразительным интонациям, они подстраивают голос, его звучание определенной мелодии. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку.

Интеллектуальному развитию способствуют и другие виды музыкальной  деятельности. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая  драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. При этом наблюдается определенная последовательность: дети слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, побуждающие мыслить, фантазировать, творить.

Воспитание детей средствами музыки, созданной на народной основе, развивает у них интерес к  песням, играм, хороводам других народов. Достаточно вспомнить, как дети с  удовольствием водят русские  хороводы вокруг березки, пляшут задорные украинские и белорусские пляски, поют литовские песни и т.д. Хороводы, игры, песни, пляски а также нарядные костюмы вызывают интерес к творчеству своего народа и других народов.

Музыка развивает ребенка  умственно. Она отражает многие жизненные  процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Педагог поддерживает, формирует даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности ребенка поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности.

Восприятие музыкальной  формы предполагает активность таких  умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного и др. Одним из главных  достоинств музыкального воспитания является возможность формирования в процессе его осуществления творческого потенциала личности.

Воспитание музыкальной  культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них  музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Содержание песен и  авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают, как  живут люди, как заботятся друг о друге. Через содержание музыкальных  произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Так, например, в песне «А я по воду ходила...» поется о труде девушки, а в песне «Голубые санки» — о дружбе мальчика Вани и девочки Марины, которые быстро едут с горы на санках, сделанных старым дедушкой для маленького Вани. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. С поразительной быстротой дошкольники овладевают музыкальным наследием русского народа, что проявляется как в познавательном, так и в эмоциональном их развитии. Ведь искусство выражает все стремления и порывы человеческой души. Народные песни связаны с различными сторонами жизни народа. В них передаются его мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественных образах русских народных песен.

Значение музыкальной  деятельности для нравственно-эстетического  воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности.  В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого

В процессе занятий музыкальной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: целенаправленно заниматься, умение и потребность доводить начатое до конца, преодолевать трудности. В коллективных играх, плясках хороводах, в развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности, в выступлениях на праздниках, в кукольном театре у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу, умение распределять роли, готовить атрибуты для музыкальной игры, музыкального спектакля, красивые декорации для оформления музыкальной сказки, т.е. имеются все условия для осуществления и нравственного, и трудового воспитания. Кроме того, создание атрибутов, декораций, подготовка красочных материалов к занятию, к спектаклю, к игре и уборка своего рабочего места требуют трудовых усилий.

Музыка оказывает влияние  на процесс физического совершенствования  ребенка. Известно, что она влияет и на жизненный тонус человека, вызывает изменения в кровообращении, в дыхании.

 

Музыкальные движения представляют особый интерес. Как средство музыкального воспитания они способствуют развитию музыкальной восприимчивости и  физического развития (движения под  музыку). Ритмические движения разнообразны: ходьба, бег, подскоки, гимнастические упражнения на развитие плечевого пояса, ног, корпуса и различные перестроения. Все эти движения, благодаря музыкальному сопровождению, приобретают ритмичность, четкость, пластичность. Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, что способствует улучшению осанки, координации движений рук и ног, вырабатывается легкость бега, прыжков. Динамика, темп, ритм музыкального сопровождения побуждают детей изменять скорость движения. Специальное внимание уделяется мимике, пантомиме, выразительному жесту, позволяющим создавать пластические этюды. Особой и очень важной является задача, связанная с развитием ориентировки в пространстве, с перестроением под музыку. Дети учатся строить «цепочку», круг, осваивают движения в парах, в тройках, по четыре, змейкой, т.е. приобретают свободу движений в пространстве зала. Смена музыкальных частей, фраз организует смену направления, перестроение движений.

Пение также связано  с физическим развитием ребенка. Оказывая влияние на формирование певческого голоса, пение, в свою очередь, активизирует функции голосового и дыхательного аппарата. Существует так называемая «певческая» установка: ребенку постоянно напоминают, что для пения надо сидеть прямо, не горбясь. Это очень существенно для выработки правильной осанки, а игра как ведущий вид деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Как правило дети великолепно включаются в игру: «входят в образ», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную игровую деятельность, продолжая «жить в образе».

 Устанавливаются также связи между музыкально-эстетическим и физическим воспитанием.

Для всестороннего развития особо важно формирование личности в эстетическом и идейно-нравственном направлении, творчески активной, музыкально культурной.

Велико значение музыкальной  деятельности в решении задач  эстетического воспитания, так как  она по своему характеру является художественно-эстетической деятельностью. Важно у детей воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное, способность к эстетической оценке, художественный вкус и творческие способности.

Информация о работе Цель осуществления музыкального воспитания дошкольников