Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:43, реферат
Предложенная концепция до бесконечности раздвигает границы понятия местного самоуправления. В него включаются общественное, территориальное, производственное, сословное, корпоративное самоуправление, т.е. по существу все возможные формы самоорганизации населения.
Вся история местного самоуправления в России может быть разделена на два больших периода:
Первый охватывает время становления и развития общинного строя у славян, объединение производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделение власти на центральную и местную.
Второй период связан с образованием и развитием государства и принятием христианства на Руси.
Введение…………………………………………………………..….3
История становления местного самоуправления в России…….....4
Развитие местного самоуправления в России до 1917 года…..…..5
Самоуправление в России до 1917 года………………………….…7
Заключение……………………………………………………….….17
Список литературы……………………………………………….....18
Содержание
Введение
В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.
Исторический
подход имеет под собой
Предложенная
концепция до бесконечности
Вся история
местного самоуправления в
Первый охватывает
время становления и развития
общинного строя у славян, объединение
производственных общин в
Второй период
связан с образованием и
1. История становления местного самоуправления в России
1.Местное самоуправление Древней Руси: в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
2. Местное самоуправление
в 988-1785 годах: данный период
начинается с принятия
3. Местное самоуправление в 1785-1917 г.г.: данный период охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.
4. Местное государственное управление в 1917-1990 г.г.: охватывает советский период государственного развития России.
5. Местное самоуправление
современной пореформенной
2. Развитие местного самоуправления в России до 1917 года.
Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.
Представителем княжеской власти был так называемый наместник – кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.
Низшей административной
единицей была волость, во главе которой
стоял сотский (сотник), или староста,
волость владела землей; крестьяне,
признавая верховным
Волости состояли из крестьянских деревень. Интересы князя в волости представлял дворский. Крестьяне платили натуральный об¬рок, отбывали барщину. Налоги начислялись на крестьянский двор, а не на землю.
В уездах и волостях, где
не было помещичьего землевладения,
черносошные и дворцовые
Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны. Позже были введены ежегодные выборы.
В XVII в. на большинстве территорий России существовали две формы «самоуправления» - губная и земская. Свободное население выбирало губного старосту из дворян и детей боярских, целовальников – из черносошных крестьян или посадских.
В 20-30-е гг. XVII в. формируется
тип местных приказных
Интересный опыт реформ местного
самоуправления был накоплен в годы царствования
Петра I. Изменения в местном самоуправлении
были связаны в первую очередь с реформированием
всей административно-
Пожалуй, крупнейшим звеном административной реформы было создание губерний. 18 декабря 1708 г. царь издал Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов».
Россия была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами). Губернии управлялись назначаемыми царем губернаторами, генерал-губернаторами. Деление России на губернии диктовалось, с одной стороны, экономическими причинами, с другой – военно-политическими, учитывался и природно-географический фактор.
Губернии состояли из губернского
города (административного центра)
и приписанных к нему городов.
Каждый город имел свой уезд. В 1719-1720
гг. Петр I провел вторую административную
реформу. Существовавшие к этому
времени 11 губерний были разделены
на 45 провинций (позднее – на 50), которые
стали основными единицами
В 1723-1724 гг. была проведена реформа городского сословного управления и учреждены выборные сословно-общинные учреждения городского самоуправления, получившие названия магистраты. В Москве был создан новый орган местного самоуправления – Бурмистерская палата, вскоре переименованная в ратушу. Она состояла из избранных на избирательных собраниях бурмистров.
При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями. Все должностные лица и учреждения регионов (губерний) подразделялись на три группы:
1. Первая – административно-
2. Вторая – финансово-
3. Третья – судебная, туда относились палаты уголовного и палата гражданского суда.
Наиболее значительные реформаторские преобразования были осуществлены в начале 60-х г. XIX в., когда вскоре после отмены крепостного права Александр II подписал указ правительствующему Сенату о введении в действие с 1 января 1864 г. Положения о земских учреждениях.
Основным фактором, который способствовал рождению земства, стал указ от 19 февраля 1861 г., согласно которому более 20 млн. крепостных крестьян получили «вольную».
Земская (1864) и городская (1870) реформы преследовали цель децентрализации управления и развития начал местного самоуправления в России. В основе реформ лежали две идеи. Первая – выборность власти: все органы местного самоуправления избирались и контролировались избирателями. Вторая идея: местное самоуправление имело реальную финансовую основу своей деятельности. В XIX в. до 60 % всех собираемых с территорий платежей оставалось в распоряжении земства, т. е. городов и уездов, по 20 % уходило в госказну и губернию.
Накануне Февральской революции 1917 г. земства существовали в 43 губерниях России с общим числом жителей около 110 млн. жителей.3
3. Самоуправление в России до 1917 года
Наиболее распространенными
формами местного
Дальнейшее развитие
самоуправления на Руси было
остановлено процессом
Основным принципом
формирования губных
Земская реформа Ивана
Грозного способствовала
В ведении земских
изб, образуемых в городах,
волостях, находились сбор налогов,
другие денежные вопросы,
Большинство функций
губных, земских изб носило
В XVII веке губное, земское
самоуправление было либо
Информация о работе История становления местного самоуправления в России