Конституционный строй, его принципы и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы изучить:
- конституционный строй, его принципы и структуру;
- рассмотреть основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь;
- общую характеристику Конституционного Суда Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
1. Понятие конституционного строя, его принципы и структура…………………
2. Основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь, их классификация и юридические свойства…………………………………………
3.Общая характеристика Конституционного Суда Республики Беларусь………...
Заключение……………………………………………………………….....................
Список литературы……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2 Конституционное право РБ.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

Введение………………………………………………………………………………

  1. Понятие конституционного строя, его принципы и структура…………………

2. Основные права, свободы  и обязанности граждан Республики  Беларусь, их классификация и  юридические свойства…………………………………………

3.Общая характеристика  Конституционного Суда Республики  Беларусь………...

Заключение……………………………………………………………….....................

Список литературы……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Практически во всех современных  государствах (независимо от формы  государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции  еще не позволяет отождествлять  его с «конституционным государством»  в современном смысле. Конституционность  государства отнюдь не исчерпывается  тем, что в нем существует некий  основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию  органов власти. Конституционность  не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению  к основным законам и может  быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные  признаки конституционной государственности.

В современном смысле конституционность  государства - это прежде всего его связанность правом, а конституция - в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция - надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.

Каждый конституционный  строй - это единый государственно-правовой организм, который базируется на определенной форме общественных отношений и  закреплен нормами Основного  закона государства. Эта форма общественных отношений как бы вселяется в  указанный организм и придает  им специфический характер. Вместе с тем каждому конституционному строю свойственны и свои особенности, которые обусловлены конкретно - историческим стечением обстоятельств.

Цель контрольной работы изучить:

- конституционный строй, его принципы и структуру;

- рассмотреть основные права, свободы и обязанности граждан Республики Беларусь;

- общую характеристику Конституционного Суда Республики Беларусь.

Актуальность контрольной  работы состоит в том, что Конституционный строй реализует стремление к социальному порядку на основе сочетания индивидуального и группового интереса с общим, что касается каждого гражданина государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА

 

Принятие конституции  само по себе означает установление обязанности  государства следовать конституционным  порядкам - иначе существование основного  закона лишается смысла. В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие «конституционный строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным. В понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдаются  права и свободы человека и  гражданина, а государство действует  в соответствии с конституцией, называется конституционным строем. Это понятие  вбирает в себя не только юридическое  содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием  политической культуры и этики. Право  и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Конституционный строй реализует  стремление к социальному порядку  на основе сочетания индивидуального  и группового интереса с общим, приоритет  права личности неизбежно требует гарантий самой большой и могущественной общины- государства.

Конституция - «в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и  жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит». Это основной закон, «регулирующий на демократической и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение, сплачивающий все население страны в единый народ - носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство».

Современную Конституцию  можно охарактеризовать следующим  образом. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового  регулирования качественных общественных связей и отношений государственной  власти. Она - первое необходимое условие  и центральный институт конституционного государства, сводящий в целостную  систему его иные свойства.

Из содержания норм, входящих в главу «Основы конституционного строя», прежде всего, следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляется форма правления и общие гарантии против узурпации власти.

Нормы - принципы, включенные в главу «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на 4 основные группы:

- гуманистические основы конституционного строя;

- основные характеристики конституционного государства;

- экономические и политические основы конституционного строя;

- основы организации государственной власти.

Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в первом разделе Конституции  нашего государства, который содержит 20 статей.

Конституции дает наиболее общую характеристику белорусского государства, где закреплено, что Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. [1]

С точки зрения формы государственного устройства Республика Беларусь является унитарным (единым, неделимым) государством, т.е. государством, не имеющим, в отличие от федераций, в своей внутренней структуре других государств. Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие политических институтов, идеологий и мнений), реализуются международно-признанные права человека, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Определение белорусского государства  как социального государства впервые появилось в пятой Конституции, принятой Парламентом 15 марта 1994 года. Социальным можно считать государство, которое осуществляет управление в интересах всего общества, всех слоев населения, социальных групп, народностей. Политика такого государства имеет целью создание условий, которые обеспечили бы достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом основное внимание обращается на защиту наиболее уязвимых слоев населения – молодежи, пенсионеров, инвалидов и т.п.

Правовое государство – тип государства, в котором существует конституционный строй, т.е. принята и действует демократическая Конституция.

Анализируя первый раздел Конституции, можно выделить следующие  принципы конституционного строя Республики Беларусь:

  1. Верховенство и полнота власти на своей территории. Реальное обладание государства верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельность в осуществлении внутренней и внешней политики означает наличие государственного суверенитета, как неотъемлемого свойства и условия правосубъектности на международной арене. Суверенное государство обладает монопольным правом решать свои дела.

2. Человек – высшая ценность государства и общества. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и их гарантированность со стороны государства означает придание им приоритета по отношению к каким-либо другим ценностям. Ориентиром в деятельности государства, его органов и должностных лиц должны быть права и свободы человека. С учетом их содержания необходимо осуществлять как нормотворческую деятельность, так и практику применения законодательства.

3. Народовластие как основа государства. Статья 3 Конституции гласит, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через представительные и иные органы. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум (народное голосование) и выборы.

4. Разделение властей. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

5. Верховенство права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

6. Приоритет общепризнанных принципов международного права. В статье 8 Конституции Беларуси закреплено положение, согласно которому Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствием законодательства. При этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Это свидетельствует о стремлении строить независимое государство на правовых демократических принципах.

7. Единство и неотчуждаемость территории. Этот принцип подчеркивает то, что наше государство является унитарным, единым, неделимым. Территория Республики Беларусь не может быть отчуждена (продана, подарена, дарована и т.д.). Границы нашей республики нерушимы.

8. Защита государством прав и законных интересов граждан. Конституция закрепила то, что гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

9. Равенство перед законом всех религий и вероисповеданий. Республика Беларусь является светским государством. Согласно ст. 4 Конституции идеология религиозных объединений не может устанавливаться в качестве обязательной. В свою очередь законодательством устанавливается ответственность за какое-либо прямое или косвенное ограничение прав граждан в зависимости от их отношения к религии, равно как за разжигание вражды и ненависти либо оскорбления граждан в связи с их религиозными убеждениями.

Понятие  «основы конституционного строя» состоит из ряда взаимосвязанных элементов:

  1. Политическая система.

2. Экономическая система.

3. Социальная политика.

4. Духовно-культурные отношения.

5. Цели и принципы внешней  политики.

Политическая система  – одна из составных частей конституционного строя выражает механизм демократии, формы и принципы осуществления  народовластия.

Экономическая система включает в себя формы собственности, присущие нашему государству, принципы руководства  экономикой и распределения материальных благ.

Социальная политика направлена на то, чтобы обеспечить каждому  гражданину достойный уровень жизни.

Духовно-культурные отношения  – это отношения между человеком, обществом, государством в сфере  духовных и культурных благ.

Таким образом, конституционный строй - это представленная в соответствующих структурах государства и общества и закрепленная нормами Основного закона система основополагающих общественных отношений.

 

    1. ОСНОВНЫЕ  ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ИХ КЛАСИИФИКАЦИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

 

Итак, конституционные права  и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права  и свободы, принадлежащие ему  от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

Информация о работе Конституционный строй, его принципы и структура