Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:45, контрольная работа

Краткое описание

Порой высказывается мнение о насыщении российской юридической науки иностранными терминами. В том числе, такие упреки адресованы к муниципальному праву. Его предлагают именовать правом местного самоуправления. В чем причины наименования данной науки и отрасли как «муниципальной».
Ответ:
Муниципальное право - относительно новое явление в российской правовой системе. Оно формируется под влиянием утверждения и развития местного самоуправления в РФ, появления и закрепления в законодательстве таких терминов, понятий и отношений как муниципальное образование, муниципальная собственность, муниципальное предприятие, местные финансы, бюджет, муниципальная служба, муниципальный служащий и т.п. Понятие «муниципальное право» используется в трех значениях.

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 28.67 Кб (Скачать файл)
 

Задание 1.

Порой высказывается мнение о насыщении российской юридической  науки иностранными терминами. В  том числе, такие упреки адресованы к муниципальному праву. Его предлагают именовать правом местного самоуправления. В чем причины наименования данной науки и отрасли как «муниципальной».

Ответ:

Муниципальное право - относительно новое явление в российской правовой системе. Оно формируется под  влиянием утверждения и развития местного самоуправления в РФ, появления  и закрепления в законодательстве таких терминов, понятий и отношений  как муниципальное образование, муниципальная собственность, муниципальное  предприятие, местные финансы, бюджет, муниципальная служба, муниципальный  служащий и т.п. Понятие «муниципальное право» используется в трех значениях.

Во-первых, муниципальное  право, как отрасль права, то есть относительно самостоятельное правовое образование в системе российского  права.

Во-вторых, так именуется  одна из отраслей правовой науки, исследующая, изучающая муниципальное право  как отрасль права, нормы, ее составляющие, муниципальные правоотношения и  институты.

И, в-третьих, муниципальное  право - это одна из учебных юридических  дисциплин, включенная в учебные  планы и программы различных  вузовских специальностей и, прежде всего, «Юриспруденции».

Муниципальное право не относится  к числу основных отраслей права. Его место в системе права  определяется тем, что данная правовая отрасль носит вторичный, производный  характер. Подобного рода отрасли  права в правовой науке именуются  комплексными отраслями права. Примерами подобного рода правовых образований можно считать морское право, банковское право, таможенное право, страховое право, служебное право и др. Спецификой подобного рода отраслей права является то, что нормы, их образующие, носят комплексный характер, то есть, с одной стороны, эти нормы, как правило, относятся к основным отраслям права (таким, например, как конституционное право, гражданское право, финансовое право и т.п.), а, с другой - они регулируют отношения в сфере местного самоуправления и, следовательно, образуют правовую систему как бы вторичного характера - муниципальное право РФ. Такие нормы в теории права именуют «поливалентными».

Однако отрасль муниципального нрава составляют не только поливалентные  нормы, но и нормы собственно являющиеся муниципальными нормами права. К этим нормам относятся, прежде всего, так называемые нормы организационно- правового характера.

Как известно, отрасли права  подразделяются на отрасли публичного права и отрасли частного права. Муниципальное право РФ с этой точки зрения носит смешанный  характер. С одной стороны, муниципальное  право регулирует отношения, связанные  с осуществлением власти, местной (муниципальной) власти, то есть особого специфического круга властеотношений. Эта сфера правового регулирования, безусловно, относится к публично-правовой.

С другой стороны, местное  самоуправление - это широкая сфера  частноправовых отношений, особенно в  той части, где органы местного самоуправления выступают как юридические лица.

Таким образом, муниципальное  право РФ - это комплексная научная  дисциплина и отрасль публично-частного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2.

Жители села Куликово приняли  на местном референдуме устав  образованного ими муниципального образования и обратились в законодательный  орган субъекта Российской Федерации  с просьбой зарегистрировать его. Законодательный  орган отказал на том основании, что данный устав в качестве единственного  института местного самоуправления в селе называл сельский сход, создание же иных органов местного самоуправления не предусматривал. Представители жителей  села Куликово доказывали, что в  соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Кто в данной ситуации прав и почему? Проанализируйте все возможные на практике варианты действия.

Ответ:

В муниципальном образовании  для решения вопросов местного значения (то есть непосредственного осуществления  местного самоуправления) могут созываться собрания, сходы или конференции  граждан.

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что формы непосредственного  осуществления местного самоуправления касаются всей территории соответствующего муниципального образования и всех граждан, проживающих на ней. Отсюда, если в малочисленных населенных пунктах, являющихся муниципальными образованиями, вполне возможна реализация прямого  волеизъявления граждан через собрание или сход, то в городах и других крупных муниципальных образованиях более приемлемой является такая  форма как конференция граждан, то есть определенное представительство  граждан от внутригородских образований (районов, других поселений).

Во-вторых, собрания, сходы  и конференции граждан как  непосредственные формы осуществления  населением местного самоуправления в  рамках определенных муниципальных  образований, не следует путать с  аналогичными по названию формами территориального общественного самоуправления, то есть собраниями, сходами и конференциями  граждан по их месту жительства (улица, дом, квартал, микрорайон и т.п.), с  помощью которых жители указанных  микротерриторий осуществляют свои собственные инициативы, но не местное самоуправление.

В-третьих, в случаях, когда  на территории тех или иных (как  правило, малочисленных) муниципальных  образований не образуется выборный представительный орган местного самоуправления, ею полномочия осуществляются собранием  или сходом граждан данного муниципального образования. В этом случае собрание или сход граждан считается правомочным  при участии в нем более  половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Граждане Российской Федерации  осуществляют свое право на местное  самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных  образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан  путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также  через выборные и другие органы местного самоуправления.

Также, граждане Российской Федерации имеют равные права  на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через  своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Кроме того, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, они имеют равный доступ к муниципальной службе, обращаться в органы местного самоуправления и  к должностным лицам местного самоуправления.

Решение, принятое на местном  референдуме, не нуждается в утверждении  какими-либо органами государственной  власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для реализации решения местного референдума требуется издание  нормативного правового акта, орган  местного самоуправления, в чью компетенцию  входит данный вопрос, обязан принять  такой акт в конкретно установленные  сроки.

Принятое на местном референдуме  решение, и итоги голосования  подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Решение, принятое на местном референдуме, носит общеобязательный характер на территории соответствующего муниципального образования для  всех органов, организаций, должностных  лиц предприятий, учреждений и граждан. Оно не может быть отменено или  изменено иначе как путем принятия решения по этому вопросу на новом местном референдуме.

Устав муниципального образования  может быть принят либо представительным органом местного самоуправления, либо населением муниципального образования  непосредственно. Это непосредственное принятие устава может быть осуществлено как на местном референдуме, так  и на собрании или сходе граждан  соответствующего муниципального образования.

Порядок созыва и проведения собрания, схода или конференции  граждан, принятия и изменения их решений, пределы их компетенции  устанавливаются Уставом муниципального образования в соответствии с  законами субъектов РФ.

Обращения граждан в органы местного самоуправления - это довольно распространенная и давно используемая в нашей стране форма участия  граждан в управлении общественными  и государственными делами, а в  данном случае - муниципальными делами. Обращения граждан могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер, а также различного вида: жалобы, письма, петиции и т.п.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений  граждан в течение одного месяца.

Федеральным законом, законами субъектов РФ может быть установлена  административная ответственность  за нарушения сроков и порядка  ответа на обращения граждан в  органы местного самоуправления и к  должностным лицам местного самоуправления.

Таковы основные формы  прямого непосредственного осуществления  населением муниципального образования  местного самоуправления, то есть решения  им вопросов местного значения.

Каждое муниципальное  образование обязано иметь свой Устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке. Подобного рода «акты-статуты» о  местном (муниципальном) самоуправлении имеются в большинстве развитых зарубежных стран. Среди других локальных  нормативных актов Устав муниципального образования занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера. Несмотря на то, что в  нем воспроизводятся все важнейшие  принципиальные положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, Устав в значительной степени призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. С этой точки зрения данный документ среди других локальных актов местного самоуправления носит базовый характер. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и субъектному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования. Таким образом, по своему содержанию и юридической природе Устав муниципального образования - это своего рода местная конституция.

Устав муниципального образования  вступает в силу, то есть приобретает  значение действующего нормативного правового  акта, с момента его опубликования (обнародования) в соответствующих  официальных печатных источниках на территории данного муниципального образования. Не опубликованный Устав  применению не подлежит.

Вопрос о содержании Устава муниципального образования является одним из сложных и дискуссионных  в муниципальном праве и практике муниципального строительства. Учитывая то положение, что данный нормативный  акт является базовым для соответствующего муниципального образования, в его  содержание, естественно, должны включаться все основные нормы, регламентирующие его организацию и деятельность. Можно сказать, что перечисленные  в п. 1 ст. 8 ФЗ № 154 положения являются своего рода модельным (типовым) Уставом  муниципального образования в РФ.

Уставом муниципального образования  могут быть предусмотрены должность  главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности  иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования  избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном  федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, жители села Куликово правильно сделали, что  использовали Конституцию РФ для  своей «защиты», и согласно п. 9 статье 4 Федерального Закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ «О государственной регистрации  уставов муниципальных образований» (с изменениями от 18 октября 2007 г.) - отказ в государственной регистрации  или нарушение срока регистрации  устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений  в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. А также согласно п. 8 ст. 4 Федерального Закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» - принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования является противоречие его положений Конституции Российской Федерации, федеральным и законам субъектов, в том числе нарушение установленной законодательством процедуры его принятия. Представители жителей села Куликово, должны в свою очередь «исправить все недочеты», тем самым внести изменения и дополнения в устав муниципального образования, и затем снова обратиться в законодательный орган, для регистрации образованного ими устава муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 3.

Имеет ли право представительный орган муниципального образования  отменить постановление главы муниципального образования, если оно противоречит Конституции РФ? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

Местное самоуправление осуществляется на основе и в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ № 154, другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ, а также уставами соответствующих муниципальных  образований.

Законодательное регулирование  субъектами РФ вопросов местного значения осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ и ФЗ № 154.

Положения ФЗ № 154 в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

В ФЗ № 154 дается следующее  определение понятия представительного  органа местного самоуправления - это  выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его  имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Представительный орган  местного самоуправления занимает ведущее  место среди и должностных  лиц местного самоуправления в РФ. Это подтверждается следующими обстоятельствами:

- представительный ОМС  - это выборный орган, а наличие  выборного органа местного самоуправления  муниципального образования является  обязательным требованием закона. Другие ОМС должностные лица  местного самоуправления могут  создаваться, а могут не создаваться.  Этот вопрос относится к компетенции  населения муниципального образования;

- именно представительный  ОМС обладает правом представлять  все население муниципального  образования, выражать его интересы, выступать от его имени;

- только представительный ОМС обладает определенным объемом исключительных полномочий на решение вопросов местного значения. Никакие другие ОМС и должностные лица не могут обладать исключительными полномочиями, в том числе каким-либо путем присваивать себе исключительные полномочия представительного ОМС;

- среди других ОМС и  должностных лиц местного самоуправления  именно представительный ОМС  обладает правотворческой функцией, то есть имеет право принимать  общеобязательные локальные нормативные  правовые акты по всем вопросам, отнесенным уставом соответствующего  муниципального образования к  предметам ведения последнего;

- представительный ОМС контролирует деятельность всех других ОМС и должностных лиц местного самоуправления, действующих на территории соответствующего муниципального образования.

- представительный ОМС  - это коллегиальный орган, он  принимает свои решения только  в коллегиальном порядке. Представительный ОМС состоит из депутатов, которые избираются гражданами РФ, обладающими избирательным правом и проживающими на территории соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никаким другим путем, кроме указанного выше, представительный орган формироваться не должен. В противном случае такой орган вряд ли следует считать представительным ОМС.

Деятельность депутатов  представительного ОМС может  носить индивидуальный характер, осуществляться в форме приема избирателей в  своем избирательном округе, рассмотрения их жалоб, заявлений, обращение депутата с запросами и вопросами к  должностным лицам местного самоуправления и органов государственной власти, выступления депутата перед своими избирателями с отчетом о своей  работе и работе представительного  ОМС и др.

В соответствии с п. З ст. 16 ФЗ № 154 глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом муниципального образования. Согласно Уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 8 указанного закона, глава муниципального образования:

1) представляет интересы  муниципального образования, его  жителей, выступает официальным  представителем муниципального  образования в стране и за  рубежом;

2) принимает меры по  обеспечению и защите интересов  муниципального образования в  суде;

3) представляет интересы  жителей муниципального образования  в органах местного самоуправления;

4) в соответствии с  законодательством и Уставом  муниципального образования представляет  органы местного самоуправления  муниципального образования в  отношениях с населением, ОМС  иных муниципальных образований,  органами государственной власти, общественными, религиозными объединениями,  организациями любых форм собственности;

5) имеет право принимать  участие в работе органов государственной  власти;

7) определяет наряду с  представительным ОМС приоритеты развития муниципального образовании;

8) содействует развитию  региональных, межрегиональных, международных  связей муниципального образования;

9) координирует деятельность  органов и должностных лиц  муниципального образования по  разработке планов и программ  развития муниципального образования;

10) вносит в представительный ОМС муниципального образования проекты планов и программ социально-экономического развития, бюджета муниципального образования, выступает с отчетами об их исполнении;

11) вносит в представительный ОМС муниципального образования проекты нормативных правовых актов и иных решений, принятие которых входит в компетенцию представительного ОМС;

12) в соответствии с  Уставом муниципального образования  подписывает нормативные правовые  акты, принимаемые представительным  ОМС вправе вернуть данные  акты обратно для их повторного  рассмотрения;

13) в соответствии с  Уставом муниципального образования  глава муниципального образования,  избранный населением, может входить  в состав представительного ОМС,  председательствовать на его  заседаниях;

14) утверждает структуру  и штаты администрации муниципального  образования;

15) обеспечивает соблюдение  на территории муниципального  образования федерального, областного  законодательства, Устава муниципального  образования, иных правовых актов  муниципального образования в  пределах своей компетенции;

16) имеет право получать  безвозмездно от ОМС и должностных  лиц местного самоуправления, органов  государственной власти Свердловской  области, общественных, религиозных  объединений, организаций любой  формы собственности информацию  и документы, необходимые для  его деятельности, за исключением  сведений, представляющих государственную,  коммерческую, иную, охраняемую законом,  тайну;

17) ежегодно отчитывается  о своей деятельности и деятельности исполнительных ОМС перед населением, представительным ОМС;

18) открывает счета муниципальных  внебюджетных фондов, осуществляет  управление ими в порядке, установленном  законодательством и Уставом  муниципального образования, и  несет персональную ответственность  за правильность расходования  этих средств;

19) осуществляет регистрацию  субъектов предпринимательской  деятельности;

20) формирует муниципальный  заказ, контролирует в пределах  своих полномочий ход выполнения  и финансирования муниципального  заказа;

21) управляет муниципальной  собственностью, решает вопросы  приобретения, использования, передачи  в хозяйственное ведение и  оперативное управление, аренды  объектов муниципальной собственности,  если иное не предусмотрено  Уставом муниципального образования;

22) создает, реорганизует  и ликвидирует унитарные муниципальные  предприятия, утверждает их устав,  назначает и освобождает их  руководителей, если иное не  предусмотрено Уставом муниципального  образования;

23) участвует в работе  комиссий по приватизации государственных  предприятий;

24) предоставляет в соответствии  с законодательством земельные  участки, ведет земельный кадастр  и мониторинг муниципальных земель;

25) осуществляет иные полномочия, закрепленные за ним законодательством  и Уставом муниципального образования.

В связи с тем, что избранный  населением глава муниципального образования  может быть наделен правом входить  в состав представительного органа местного самоуправления и Федеральные  законы, законы субъектов РФ, устанавливающие  нормы муниципального права, не могут  противоречить Конституции РФ и  ФЗ № 154, ограничивать гарантированные  ими права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ, ФЗ № 154, применяются  положения Конституции РФ и ФЗ № 154.

Принятые в субъектах  РФ, до принятия ФЗ № 154, законы о местном  самоуправлении, требуют пересмотра и приведения их в соответствие с  ним. Противоречащие ФЗ № 154 законы субъектов  РФ о местном самоуправлении на их территории и не приведенные в  соответствие с ним, не подлежат применению. Таким образом, представительный орган  муниципального образования имеет  право отменить постановление главы  муниципального образования, если оно  противоречит Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Акмалова А.А. Муниципальное право России. - М., 2002;

2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1996;

3. Всемирная сеть Интернет;

4. Европейская Хартия  местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985 // Народный депутат., 1993, №11;

5. Закон г. Москвы "О  порядке государственной регистрации  уставов муниципальных образований  в городе Москве" от 29 октября  2003 г. N 65//"Тверская, 13" от 25 ноября 2003 г. N 142.

6. Конституция РФ 1993 г;

7. Комментарий к Конституции  Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО "Новая правовая культура", 2009г.;

8. Комментарии к Федеральному  закону "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" Изд.: Ось-89 2004 г.;

9. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ., 2000;

10. Муниципальное право  России. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. М.: Юристъ, 2005. -- 384 с.;

11. Овчинников И.И. Местное  самоуправление в системе народовластия. - М., 1999;

12. Шишкина Н.Э. Местное  управление и самоуправление (практика  зарубежных стран). - М., 1997;

13. Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М., 2001;

14. Федеральный закон Российской  Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации".


 


Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"