Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 00:50, контрольная работа

Краткое описание

Работники органов местного самоуправления могут быть подразделены на две категории:
— выборные представители: они образуют так называемую “законодательную власть” местного самоуправления;
— назначаемые должностные лица: они принадлежат к администрации органа местного самоуправления.

Содержание

1.Определие и раскройте формы прямого волеизъявления граждан и формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на примере государств западной Европы. 2
2. Определите и раскройте полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области. 6
2. Определите и раскройте полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области. 6
3.Укажите правовые формы защиты интересов местного самоуправления. Покажите на примерах работу данного механизма. 9
4. Рассмотрите порядок принятия правовых актов местного самоуправления в государствах американского континента. 19
4. Рассмотрите порядок принятия правовых актов местного самоуправления в государствах американского континента. 19
5. Определите и раскройте экономические основы органов местного самоуправления в России. 23
Список используемой литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

231202 Зачетная работа.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Определие  и раскройте формы  прямого волеизъявления  граждан и формы  участия населения  в осуществлении  местного самоуправления  на примере государств западной Европы.

 

     Работники органов местного самоуправления могут  быть подразделены на две категории:

     — выборные представители: они образуют так называемую “законодательную власть”  местного самоуправления;

     — назначаемые должностные лица: они  принадлежат к администрации органа местного самоуправления.

     Как и на уровне центрального правительства, здесь возможны различные тины отношений  между “администрацией” и “законодательной властью” органов местного самоуправления. В основном встречаются1:

     1. Чисто президентская система (США, Италия), в которой мэр и совет избираются отдельно. В этом случае мэр является руководителем администрации, обладая всей исполнительной властью (состоящей из назначаемых должностных лиц). Совет (состоящий исключительно из выборных представителей) принимает решения только общего порядка (касающиеся, например, городского планирования, в то время как реализация этого планирования осуществляется муниципальной администрацией).

     2. Традиционная парламентская система  (Франция), в которой мэр (являющийся руководителем администрации, состоящей из назначаемых должностных лиц) выбирается советом из числа своих членов. Мэру могут помогать один или несколько заместителей; в традиционной парламентской системе мэр служит буфером между советом и администрацией.

     3. Особая модель парламентской  системы (Германия, Скандинавские  страны, Великобритания), в которой  администрация непосредственно  ответственна перед советом. В  этом случае:

     — мэр (где он таким образом называется) обладает только представительскими функциями;

     — совет подразделяется на специализированные комитеты, которые осуществляют контроль за деятельностью администрации;

     — руководит администрацией назначаемый  генеральный секретарь.

     Развитие  современного конституционного права  невозможно сегодня представить себе без института референдума, прочно занявшего свое место среди других государственно-правовых институтов.

     Являясь одной из форм непосредственной демократии, он отражает общие тенденции к  демократизации различных аспектов жизни общества, расширению участия граждан в управлении государственными делами, решении важных вопросов, затрагивающих интересы большинства населения. Как справедливо отмечает М.Н. Марченко, референдум представляет собой одновременно форму выражения общественного мнения и способ принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических решений.

     Именно  Европа является не только родиной  референдума, но и "чемпионом" по количеству референдумов. Так, например, в 1987 г. на долю европейских стран  приходилось более 100 общенациональных референдумов (для сравнения: на долю Азии - менее 20, Америки - 25)2.

     Начиная с 90-х годов двадцатого столетия страны Европейского Союза особенно активно прибегали к референдуму  в целях выявления мнения населения  по актуальным вопросам жизни сообщества. Такая же тенденция наблюдается в настоящее время в тех государствах, которые намерены в ближайшем будущем войти в состав Объединенной Европы. Мнение граждан этих государств относительно присоединения к Европейскому Союзу определяется путем проведения общенациональных референдумов.

     Возможность и правомерность непосредственного  участия граждан в решении  наиболее важных вопросов государственной  жизни являются следствием признания  в конституционной доктрине народного  суверенитета как права народа, являющегося его единственным источником и носителем, создавать свою государственность, определять основополагающие принципы государственного устройства и влиять на функционирование государственного механизма. Отдельный народ как единая нация в мононациональном государстве или как сообщество различных наций в многонациональном государстве обладает государственным суверенитетом, в силу которого только его волеизъявление может и должно конституировать государственную власть со всеми ее атрибутами3.

     Вверяя всю полноту суверенной власти государству, народ остается гарантом государственного суверенитета. Поэтому, передавая решение важнейших государственных вопросов выборным представительным учреждениям, народ вправе в необходимых случаях ставить и решать эти вопросы непосредственно. Однако формы такого прямого выражения воли народа должны быть заключены в конституционные рамки, с тем чтобы обеспечить оптимальный баланс прямой и представительной демократии и стабильность государственной власти.

     Являясь единым субъектом - носителем и источником власти и права, народ в свою очередь состоит из граждан. Они представляют собой ту основную часть населения, которая наделена конституцией политическими правами, в частности правом участвовать в управлении делами государства непосредственно, а также путем создания представительных учреждений, для чего конституционно закрепляется право граждан избирать и быть избранными. Таким образом, из доктрины народного суверенитета вытекает наличие у отдельно взятого гражданина совокупности политических прав, позволяющих осуществлять на практике заключенные в ней идеи. Обязанность любого государства обеспечить своим гражданам эти права, в частности право на участие в свободных выборах и референдуме, зафиксирована не только конституциями европейских государств, но и международно-правовыми актами, базовыми из которых являются Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.4 Следовательно, государства связаны соответствующими обязательствами не только в силу внутренних, но и международно-правовых норм. Сказанное позволяет утверждать, что референдум как политико-правовой институт является высшим непосредственным выражением суверенитета народа, осуществляемым путем прямого волеизъявления граждан.

   
2. Определите и раскройте полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной области.

 

     В сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения особенно наглядно проявляется двойственность правового положения и, соответственно, полномочий органов местного самоуправления, часть которых носит государственный характер, поскольку такие органы обязаны обеспечить реализацию жителями муниципального образования гарантированных Конституцией социально-экономических прав в соответствии с основными направлениями государственной политики, а другая — негосударственный характер, поскольку органы местного самоуправления как негосударственные органы власти обладают некоторой самостоятельностью в управлении соответствующими муниципальными системами, объектами муниципальной собственности, распоряжении средствами местного бюджета и т.д.

     В соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 11 ст. 15 и п. 13 ст. 16) полномочиями в области образования наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. К числу такого рода полномочий, которые носят государственный характер, указанный Закон относит их полномочия по5:

     — организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным  программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

     — организации предоставления дополнительного  образования и общедоступного бесплатного  дошкольного образования на территории муниципального образования.

     В целях обеспечения конституционного права населения муниципального образования на участие в культурной жизни (ст. 44) органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями.

     В отличие от образования, в области  культуры Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 12 — 14 ст. 14, п. 17 — 20 ст. 16) наделяет полномочиями органы местного самоуправления не только городских округов, но и городских и сельских поселений.

     Такие полномочия, прежде всего, позволяют органам местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению соответствующими муниципальными системами культуры, в которые включаются местные (муниципальные) органы управления в данной области и муниципальные организации культуры. Это полномочия по6:

     — организации библиотечного обслуживания населения;

     — созданию условий для организации  досуга и обеспечения жителей  муниципального образования услугами организаций культуры;

     — обеспечению условий для развития на территории муниципального образования массовой физической культуры и спорта;

     — созданию условий для массового  отдыха жителей муниципального образования  и организация обустройства мест массового отдыха населения;

     — охране и сохранению объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципального образования.

     Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»  в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ дополняет указанную группу полномочиями по:

     — утверждению устава (положения), созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных  организаций культуры, назначению на должность и освобождению от должности  руководителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и случаях, когда указанные органы выступают в качестве учредителей таких организаций;

     — финансированию муниципальных организаций  культуры, в том числе за счет средств местного бюджета (средств  учредителя);

     — осуществлению строительства зданий и сооружений муниципальных организаций культуры, обустройству прилегающих к ним территорий;

     — отчуждению муниципальной собственности, закрепленной за организацией культуры учреждением, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

 

3.Укажите  правовые формы  защиты интересов  местного самоуправления. Покажите на примерах  работу данного  механизма.

 

     Судебная  защита местного самоуправления связана  с делами, вытекающими из бюджетных, межбюджетных, гражданско-правовых и  административных правоотношений.

     Самыми  популярными, хотя и сложными, являются межбюджетные споры. Причины различны и связаны в основном с отсутствием четких принципов и методов оценки степени нуждаемости муниципальных образований, комплексной нормативной основы для объективной финансовой оценки расходных полномочий и доходной базы территорий и т. д.

     На  уровне муниципальных образований  также остаются острыми и зачастую не поддающимися решению вопросы, связанные с гражданско-правовыми отношениями: передача полномочий, имущества, вопросы управления и т. д.

     Сегодня муниципалитеты вынуждены выстраивать  свою политику в соответствии с указаниями органов государственной власти, так как все проблемы, возникающие на муниципальном уровне, имеют не только экономическую, но и политическую составляющую. Поэтому представители местного самоуправления поставлены перед необходимостью решать свои проблемы бесконечными переговорами "наверху". Но в последнее время муниципалитеты все чаще стали обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

     Практика  решения споров в области муниципального управления в судах сложна и не всегда однозначна.

     Во-первых, в каждом российском законе существуют пробелы, противоречия и коллизии.

     Во-вторых, большинство законов по-разному  регулируют общественные отношения, схожие по своему содержанию. Поэтому у  юристов в области муниципального управления возникают затруднения  в применении той или иной нормы к конкретным правоотношениям. Труднее всего муниципалитетам поселенческого уровня. Отсутствие юридически подготовленных специалистов, которые могут понять, а затем отстоять ту или иную норму права, закрепленную в законе, не дает возможности решить многие правовые вопросы местного сообщества. Муниципальные образования получают от федеральных и региональных, а поселения - от районных властей массу предписаний, уведомлений и иных документов, обязательных к исполнению. У муниципалитетов есть выбор: исполнять эти предписания без рассуждений либо обращаться в суд и оспаривать правомерность некоторых распоряжений "сверху". И вот возникает та же коллизия. Обратиться в судебные органы для крупных муниципалитетов проблем не составляет, они имеют подготовленных юристов. Для сельских поселений, где нет юристов, обращение в суд вызывает ряд затруднений. Поэтому данный материал подготовлен в большей степени для муниципалитетов сельского уровня с учетом часто возникающих вопросов при подготовке исковых требований.

     Обращение в суд - это одна из форм защиты гражданских  прав и охраняемых законом интересов. Нарушенные гражданские права и  интересы рассматриваются судами общей  юрисдикции (районными, городскими судами, областными, мировыми судьями), арбитражными судами, третейскими судами (по соглашению сторон).

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"