Программы развития инфраструктуры (на примере города Кемерово)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:14, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования рассмотреть программы развития инфраструктуры города Кемерово, реализуемые в настоящее время.
Для этого изначально требуется изучить теоретические аспекты понятия инфраструктуры, ее компонентов и способами управления ими.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития инфраструктуры города 4
2. Программы развития инфраструктуры г. Кемерово 9
Заключение 12
Список использованных источников 13

Вложенные файлы: 1 файл

К.р.Управление гос. и мун. развитием Потанина И.С..doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Кафедра Государственного и муниципального управления

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по по дисциплине: Управление государственным и муниципальным развитием

 

Тема: Программы развития инфраструктуры (на примере города Кемерово)

 

 

 

 

Выполнил 

Потанина Инна Сергеевна  

(Ф.и.о. студента)

ГМУ

(специальность)

10307

(№ группы)

 

 

 

Проверил

Симагина Ольга Владимировна,  д.экон.н., доцент.

(звание, должность преподавателя)

 

 

 

 

Новосибирск 2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность выбранной темы «Программы развития инфраструктуры» обусловлена тем, что в настоящее время данному вопросу уделяется большое значение на самом высшем уровне. От СССР Россия унаследовала инфраструктуру более-менее соответствующую уровню развития страны, и в предкризисные годы страна могла развиваться без значительных вложений в эту сферу.

С начала 90-х годов среднегодовые расходы на строительство объектов инфраструктуры составляли 2,3% ВВП. Лишь в 2008 году стране удалось выйти на среднемировые объемы расходов на строительство инфраструктуры (4,7% ВВП). В 2009 году в связи с кризисом государственные расходы были вновь сокращены до 2,8% ВВП. В результате в последние годы ситуация обострилась.

Практически во всех регионах страны существуют проблемы с развитием инфраструктуры. Не хватает местного и выделяемого федерального бюджета, хорошего оборудования и специалистов разных областей. Кемеровская область отличается наиболее развитой инфраструктурой во всем Сибирском регионе. Возможно, это связано со слаженной работой органов местных властей и их оперативным и своевременным реагированием на наиболее острые проблемы граждан.

Объектом исследования выступают программы развития инфраструктуры.

Предмет исследования – программы развития инфраструктуры в городе Кемерово.

Цель исследования рассмотреть программы развития инфраструктуры города Кемерово, реализуемые в настоящее время.

Для этого изначально требуется изучить теоретические аспекты понятия инфраструктуры, ее компонентов и способами управления ими.

 

 

  1. Теоретические аспекты развития инфраструктуры города

 

Устойчивое функционирование и развитие городской инфраструктуры требует определения наиболее полного использования результатов общественного прогресса, в том числе научно-технического, в форме инновационных стратегий. Нововведения различной природы приобретают характер важнейшего фактора расширенного воспроизводства, улучшающего количественные и качественные характеристики инфраструктуры и ее социальных элементов. Понятие инноваций для социальной инфраструктуры более широкое, чем это принято для других систем, так как инновационная сфера этой системы включает социальные факторы и их носителей - население. Процесс инноваций здесь должен быть непрерывным, согласованным с системой жизненных циклов комплексов инфраструктуры, что обеспечивает рациональную упорядоченность ресурсных потоков на основе управления процессами их формирования, движения и использования1.

Рост числа проблем инновационного развития инфраструктуры связан, главным образом, с научно-техническим прогрессом, инвестициями в городское хозяйство, рождаемостью и миграциями село-город, которые обеспечивают до половины прироста численности горожан. Как правило, экономические причины миграций являются основными, но большое значение имеют и наличие водопровода, канализации, электроснабжения и других удобств, престижность жизни в городе, возможность получения высшего образования. Однако, это ведет к большему обострению социальных проблем мегаполисов: отставание развития социальной инфраструктуры, общая хозяйственная отсталость, нехватка рабочих мест, низкая квалификация у выходцев из сел, рост числа городских безработных и т.п.

Высокие темпы урбанизации ведут к нарастанию проблем развития инфраструктуры крупных городов, когда большинство горожан не имеют элементарных городских удобств. Так, около 40% жилого фонда городов Африки не имеет водопровода, более половины - электричества, канализацией обеспечено немногим более 1/3 жилищ. Высокая стоимость земли и низкие доходы приводят к тому, что большинство семей не в состоянии купить или снять жилье. Так в городах, нередко в центральной их части, появляются огромные по площади и плотности населения районы стихийной хаотичной застройки - трущобы, где дома строятся из подручных материалов. Эти районы без инженерной и социальной инфраструктуры являются главными источниками острых проблем мегаполисов: социальной нестабильности, преступности, антисанитарии и эпидемий, деградации земель, т.к. древесина используется для приготовления пищи.

Члены экономического сообщества РФ являются собственниками и факторов, и результатов развития отраслей городской инфраструктуры, что предопределяет их специфические интересы в присвоении благ. При этом результаты инновационной экономической деятельности члены сообщества постоянно ощущают и за пределами инфраструктуры экономики — развитие социальной сферы, пенсии, пособия прямо зависят от результатов, достигнутых всей экономикой.

Развитие экономики и инфраструктуры требует комплексного подхода, предусматривающего развитие многоукладности не только в производственной, но и в социальной инфраструктуре

В практику управления развитием инфраструктуры должны больше проникать методы управления, оправдавшие себя в частном секторе. Это относится к формированию временных рабочих групп, к стратегическому планированию, к делегированию полномочий, к маркетингу, к методам управления корпоративной культурой и ко многим другим методам и приемам управления. Все большее распространение должны получить современные информационные технологии управления функционированием и развитием инфраструктуры города, основывающиеся на управленческих и финансовых нововведениях, технология создания команд, то есть гибких временных творческих групп, ориентированных на создание нового или совершенствование старого «продукта». Создание инновационного потенциала в рамках управления инфраструктурой становится залогом успешной деятельности. Для создания такого инновационного потенциала необходимо на каждом уровне управления инфраструктурой  обновлять квалификацию, стимулировать эксперименты, новые начинания, творческие заимствования продуктивных идей, так называемые быстрые старты, инновационную стратегию ориентировать скорее на развитие «шаг за шагом», чем на глобальный прорыв.

Стратегия управления инфраструктурой должна основываться на планировании (учитывающем, как изменение экономических, социальных и демографических факторов модифицирует спрос на объекты инфраструктуры и коммунальные услуги), связях с общественностью, улавливании сдвигов в общественном мнении, которые могут потребовать изменения приоритетов, минимизации дефицита бюджета за счет поиска новых источников доходов и экономии средств по уже действующим программам, организации рациональной структуры управления инфраструктурой, обеспечивающей быстроту продвижения информации сверху донизу и обратно, а также строгую отчетность всех звеньев этой структуры2.

Предпосылкой замедления развития инфраструктуры и разных социально-экономических типов хозяйственного механизма в ней является наличие неиспользуемых ресурсов  квалифицированной рабочей силы при дефиците инфраструктурных услуг. Развязывание инициативы людей, развитие различных форм хозяйствования в зависимости от их эффективности применительно к конкретным условиям позволяет решить целый комплекс социально-экономических проблем: ускорить развитие инфраструктуры, увеличить занятость, формировать средний слой, социально ориентировать экономику и т.д.

Индикативное планирование программ социального развития предполагает системный характер по решению межотраслевых и межрегиональных проблем в социальной инфраструктуре. Направленные на повышение эффективности отраслей инфраструктуры приоритетные национальные проекты охватывают комплекс мероприятий по управлению социальной инфраструктурой ЖКХ, АПК, медико-индустриального и образовательного комплексов, финансируемых в основном за счет федерального бюджета. Управление реализацией приоритетных национальных проектов в социальной инфраструктуре предполагает заключение соглашений администрациями (правительствами) регионов с соответствующими федеральными министерствами (здравоохранения и социального развития, образования и науки, регионального развития) и подведомственными им федеральными агентствами по проведению всех намеченных мероприятий по приоритетным направлениям национальных проектов и освоению выделяемых объемов финансирования3.

Так, финансовые ресурсы для реализации национального проекта «Здоровье» представлены федеральным бюджетом, федеральным фондом обязательного медицинского страхования и фондом социального страхования. Таким образом, никаких принципиально новых источников финансовых средств для здравоохранения не появилось, средства перераспределяются по другой статье, не просто на инфраструктуру и другие нужды здравоохранения, а в качестве целевых ресурсов по повышению доступности и качества медицинской помощи, улучшению качества жизни больных, снижению экономических потерь за счет восстановления трудового потенциала, уменьшения финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности.

Приоритетные цели национального проекта в жилищной сфере включают повышение доступности жилья, увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов ЖКХ, увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования, а также выполнение обязательств государства по обеспечению жильем установленных категорий граждан. Развитие жилищной инфраструктуры, увеличение объемов жилищного строительства  и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры связаны с предоставлением государственных гарантий РФ по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство.

Управление реализацией приоритетных национальных проектов в регионах и городах образует актуальную проблему, имеющую различные аспекты, включающие согласование целей, критериев и процессов функционирования и развития социальной инфраструктуры; поиски методов ее рационального ресурсного обеспечения, оптимизацию связей с внешней средой; разработку концепции жизненных циклов ее элементов, совершенствование инновационно-инвестиционной деятельности и ряд других. Модернизацию развития услуг социальной инфраструктуры необходимо рассматривать как циклически повторяющийся процесс активизации элементов и связей, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Действие закона возвышения потребностей, рост населения обусловливают включение постоянного улучшения количественных и качественных характеристик социальной инфраструктуры в соответствии с целевыми требованиями приоритетных национальных проектов и других социальных программ.

Важно отметить ограниченность возможностей рыночного механизма как метода разрешения основных противоречий социальной инфраструктуры городов, призванного обеспечивать ее устойчивое функционирование и развитие4. Рынок объективно стремится к превращению в товар инфраструктурных проблем городов, среди которых преобладают социальные и экологические, имеющие высокую общественную, но низкую коммерческую (в рыночном понимании) значимость.

 

 

 

2. Программы развития инфраструктуры г. Кемерово

 

В настоящее время в г. Кемерово действует Комплексная программа социально-экономического развития города Кемерово до 2021 года.

В городе Кемерово реализуются приоритетные национальные проекты: «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование», а также региональный национальный проект «Культура».

Проект генерального плана городского округа Кемерово был разработан Российским институтом Урбанистки (г. Санкт-Петербург) на 2 периода: 1 очередь - до 2020 года и расчетный срок - 2030 год5.

Генплан г. Кемерово разработан в соответствии со схемой территориального развития Кемеровской области, утвержденной Областным Советом народных депутатов.

Генплан - основной документ территориального планирования города, в том числе он устанавливает функциональное зонирование территорий. Он определяет стратегию развития города и является основой для ведения градостроительной деятельности. Цель генплана - создание оптимальной среды проживания.

Этот документ определяет направления и границы территории города - как уже говорилось, зонирование территории, - перспективы развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов исторического и культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию. Действующий генплан был разработан в 1996 году.

24 января 2011 года, в Кемерово было подписано соглашение о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения нужд промышленности.

Соглашение предусматривает обеспечение полного вывоза грузов, предъявляемых грузоотправителями, за счет увеличения пропускных способностей железнодорожных линий. В частности, промышленные организации совместно с ОАО «РЖД» на долгосрочной основе определяют объемы, сроки и направления перевозок грузов. Компания, в свою очередь, определяет потребность в увеличении пропускных способностей железных дорог и оценивает возможную окупаемость данных проектов и способы финансирования.

Кроме того в настоящее время ведется комплексная застройка территории микрорайона №12 Рудничного района города Кемерово, включая жилую и транспортную инфраструктуру, необходимую для создания комфортной городской среды и благоприятных условий жизни населения.

Информация о работе Программы развития инфраструктуры (на примере города Кемерово)