Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 21:14, контрольная работа
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 год), одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне.
1 ВВЕДЕНИЕ 3
2 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 4
3 УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 19
СОДЕРЖАНИЕ
1 ВВЕДЕНИЕ
2 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ 4
3 УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ:
ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие государственной социальной
политики в современных условиях требует
новых механизмов, форм и методов ее реализации,
основанных на оказании населению необходимого
комплекса прямых социальных услуг. В
соответствии с концепцией развития социального
обслуживания населения РФ (1993 год), одним
из важнейших звеньев этого механизма
является создание системы социального
обслуживания, обеспечивающей разнообразные
формы социальной работы с различными
категориями населения на территориальном
уровне. Она должна включать в себя комплекс
разнообразных целевых услуг различным
социальным группам, находящимся в зоне
риска и нуждающимся с учетом новых социальных
реалий в общественной поддержке, помимо
той, которая предоставляется централизованно.
Создание системы социального
обслуживания призвано помочь снять многие
проблемы, лежащие в сфере воспитания,
ухода за нетрудоспособными членами семьи,
реабилитации, организации быта, досуга,
проблемы, связанные с конфликтностью
в отношениях, снижающей способностью
к самообеспечению, способствующей маргинализации
и другим асоциальным явлениям, что позволит
поднять уровень социального обслуживания
должны способствовать координации усилий
в этом направлении государственных органов
и различных социальных структур, включая
негосударственные, частные, благотворительные,
церковные и тому подобные организации,
осуществляющие социальную помощь.
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ
СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ
Сущность, цели и
задачи социального обслуживания населения |
-территориальные центры |
Негосударственные
виды помощи |
Негосударственные службы |
-общественные организации |
а) функция социальной
помощи, которая включает:
- выявление, учет семей и отдельных лиц,
наиболее нуждающихся в социальной поддержке
(малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними
детьми и другими нетрудоспособными членами),
оказание материальной (финансовой, натуральной)
помощи и предоставление нуждающимся
временного жилья и т.п.;
- профилактика бедности: создание семьям
условий для самостоятельного обеспечения
своего благополучия, семейного предпринимательства;
- надомные услуги нуждающимся в постороннем
уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка
на лечение, наблюдение на дому за состоянием
здоровья и т.д.);
- содействие развитию нетрадиционных
форм дошкольного, школьного и внешкольного
воспитания;
- организация временного вынужденного
пребывания ребенка вне родительской
семьи, его дальнейшее устройство в детское
учреждение, под опеку (попечительство),
усыновление;
б) функция консультирования, которая
включает:
- консультирование специалистов (юристов,
социологов, педагогов, врачей, психологов
и т.д.);
- участие в подготовке молодежи к выбору
профессии;
- подготовку юношей и девушек к браку
и сознательному родительству;
- родительский медико-психологический
всеобуч;
в) функция социального корректирования
и реабилитации, которая включает:
- социальную медико-психологическую реабилитацию
несовершеннолетних с отклоняющимся поведением,
безнадзорных детей и подростков, детей,
оставшихся без попечения родителей;
- медико – социальную реабилитацию и
реабилитацию детей и подростков с ограниченными
возможностями и семей, их воспитывающих;
г) функция информации населения, изучения
и прогнозирования социальных нужд, в
рамках которой выделяются три направления:
- предоставление клиенту информации,
необходимой для разрешения сложной жизненной
ситуации;
- распространение среди населения медико
– психологических, педагогических и
иных знаний;
- изучение специалистами по социальной
работе, специально созданными учреждениями,
а также с помощью научных организаций
потребностей своих клиентов и социальных
проблем, порождающих кризисные ситуации
в регионе, разработка и реализация конкретных
мер, направленных на их устранение; д) функция участия
в реализации чрезвычайных мер по преодолению
последствий стихийных бедствий и социальных
конфликтов:
- участие специалистов
социальной службы в разработке чрезвычайных
программ;
- формирование в
рамках спасательных служб, организуемых
на центральном и других уровнях, бригад
социальных работников и т.д.
Основные направления
социального обслуживания населения определены
Федеральным Законом « Об основах социального
обслуживания населения в РФ» (1995 г.):
- предоставление
материальной помощи гражданам, находящимся
в трудной жизненной ситуации, в виде денежных
средств, продуктов питания и т.д., а также
специальных транспортных средств, технических
средств реабилитации инвалидов и лиц,
нуждающихся в постороннем уходе;
- социальное обслуживание
на дому, которое осуществляется путем
предоставления социальных услуг гражданам,
нуждающимся в постороннем или временном
нестационарном социальном обслуживании;
- социальное обслуживание
в стационарных учреждениях, осуществляемое
путем предоставления социальных услуг
гражданам, частично или полностью утратившим
способность к самообслуживанию и нуждающимся
в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее
создание соответствующих их возрасту
и состоянию здоровья условий жизнедеятельности,
проведение мероприятий медицинского,
психологического, социального характера,
питание, уход, а также организацию посильной
трудовой деятельности, отдыха и досуга;
- предоставление
временного приюта в специализированных
учреждениях социального обслуживания
детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним
детям, гражданам, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, гражданам без определенного
места жительства, пострадавшим от психологического
или физического насилия и другим клиентам
социальной службы, нуждающимся в определении
временного приюта;
- организация дневного
пребывания в учреждениях социального
обслуживания с предоставлением социально
– бытового, социально – медицинского
и иного обслуживания сохранившим способность
к самообслуживанию и активному передвижению
гражданам преклонного возраста и инвалидам,
а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним,
находящимся в трудной жизненной ситуации;
- консультативная
помощь по вопросам социально – бытового
и социально – медицинского обеспечения
жизнедеятельности, психолого-педагогической
помощи, социально – правовой защиты;
- реабилитационные
услуги лицам с ограниченными возможностями,
несовершеннолетним правонарушителям,
другим гражданам, попавшим в трудную
жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной,
психологической, социальной реабилитации.
Социальное обслуживается
базируется на принципах:
- равных возможностей
граждан независимо от национальности,
пола и возраста;
- доступности;
- добровольности;
- содействия социальной
адаптации с опорой на собственные силы;
- адресности, приоритета
содействия граждан, находящихся в опасном
или беспомощном состоянии;
- гуманности, доброжелательности,
соблюдения конфиденциальности;
- профилактической
направленности;
- законности и учета
международных стандартов.
Социальная служба
формируется на основе законности, гуманизма,
справедливости и демократизма. При этом
едиными для всей системы социальной службы
являются общие принципы, повсеместное
следование которым делает эту систему
целостной и последовательной:
Принцип
приоритета государственных начал в организации
социальной службы и гарантировании прав
граждан на получение социальных услуг
и помощи в сложных жизненных ситуациях
означает, что государство обеспечивает
права личности, суверенитет, честь и свободу,
защищает ее от разного рода посягательств.
Оно обеспечивает систему социальной
службы необходимыми материалами, финансами,
кадровыми средствами, определяет обязанности
учреждений, органов управления и работников
социальной службы.
Принцип
опоры на общественное участие означает,
что общественная составляющая
необходимое звено в работе социальных
служб и управления ими. При этом в случаях,
когда социальных служб требует социальной
профессиональной подготовки, общественное
участие возможно лишь как помощь основным
субъектам этой деятельности.
Принцип
территориальности означает, что социальная
служба максимально приближена к населению
и потому в максимальной степени доступна
для непосредственного пользования. Этот
принцип позволяет решать задачи интеграции
ведомственных интересов и возможностей
для комплексного решения задач социального
обслуживания, сохранить при единых целях
разнообразие деятельности.
Принцип
информированности означает, что учреждения
и органы управления социальной службы
имеют право на сбор информации, получение
по мотивированному запросу от государственных
и общественных органов сведений, которые
необходимы для их функций и помощи клиентам.
Функции
управления вопросами социального обслуживания
населения на подведомственной территории
осуществляют органы социальной защиты
населения. Они строят свою деятельность
во взаимодействии с органами здравоохранения,
народного образования, культуры, физкультуры
и спорта, правоохранительными органами,
государственными службами по делам молодежи
и занятости и другими органами управления,
а также с общественными, религиозными,
благотворительными организациями и фондами.
УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИХ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Муниципальная социальная
служба: |
Государственная социальная
служба: |
1) Комплексные центры социального
обслуживания населения; |
Сегодня можно наблюдать,
как происходит постоянное развитие сети
учреждений и предприятий социального
обслуживания, возникают их новые виды,
что позволяет охватывать все более широкий
спектр социальных проблем различных
слоев и групп населения. Система социального
обслуживания еще находится в стадии формирования.
Финансирование институтов
социального обслуживания осуществляется,
как правило, на бюджетной основе. Так,
финансовые средства социальной службы
формируются из:
- нормативных отчислений из бюджетов
соответствующего уровня в размере не
менее 2 % расходной части бюджета;
- поступлений из фонда социальной поддержки
населения за счет выделения части средств
на цели социальной поддержки семей с
детьми;
- средств из федерального бюджета на выполнение
уставных задач;
- финансов в результате перераспределения
средств между комитетами и отделами служб
различного уровня на реализацию областных,
городских и районных программ;
- дополнительных средств на областного
и местного бюджетов на обеспечение целевых
мероприятий по адаптации доходов населения
к росту стоимости жизни и другое;
- доходов от платных услуг и от хозяйственной
деятельности учреждений службы;
- благотворительных пожертвований и взносов
предприятий, общественных организаций
и частных лиц, поступлений от благотворительных
акций.
Средства специализированных
центров формируется в зависимости от
вида деятельности и типа организации
их финансирования: бюджетного, хозрасчетного
или смешанного. При организации центром
платных услуг населению и получении прибыли
она направляется на дальнейшее развитие
основной деятельности центра и освобождается
от налогооблажения в части средств, зачисляемых
в местный бюджет.
Основным принципом организации
социальных служб в РФ является территориальный
принцип. При этом социальные службы различных
министерств и ведомств рассматриваются
в качестве неотъемлимых компонентов
(или секторов) территориальных социальных
служб. Порой учреждения социального обслуживания
населения на местах имеют двойное административное
подчинение и несколько источников финансирования.
Вместе с тем, практика доказывает необходимость
становления подсистемы социальных служб
в рамках отдельных ведомств, например
социальной защиты населения, образования,
МВД или службы занятости, молодежи.
Однако развитие учреждений
социального обслуживания сдерживается
сегодня следующими факторами:
- слабая правовая база системы социального
обслуживания;
- ограниченность финансовых ресурсов,
имеющихся в распоряжении органов управления
федерального и регионального уровней,
а также органов местного самоуправления;
- отсутствие координации в деятельности
министерств и ведомств в сфере социального
обслуживания;
- нехватка персонала, имеющего профессиональную
подготовку в области социальной работы;
- низкий социальный статус и неадекватная
заработная плата работников социальных
служб;
- недостаточное использование финансовых,
экономических и интеллектуальных возможностей
неправительственных учреждений.
Учреждения социального обслуживания
семьи и детей
Важным аспектом в регулировании социально
– экономических процессов в обществе
является защита и поддержка института
семьи. Основные принципы в деле организации
социальной помощи семье со стороны государственных,
муниципальных и общественных организаций
можно выразить в следующем:
расширение возможностей семьи для решения
жизненно-необходимых задач;
установление связи семьи с другими коллективами,
организациями и социальными институтами,
которые обеспечивают ресурсы, возможности
поддержки;
содействие эффективному и гуманному
действию семьи как социально-экономической
системы;
развитие самопомощи для улучшения семейной
социальной политики на территориях.
Социальная служба помощи должна организовываться
как открытая система в соответствии с
социальной ситуацией конкретной территории,
где отдельные учреждения и подразделения
службы выступают в качестве структур
элементов, создаваемых по мере необходимости.
Государственная служба помощи семье
и детям выполняет следующие функции:
- аналитическую: изучает проблемы и нужды
своего контингента семей или членов коллектива;
- планово-организационную: планирует
и организует социальное обслуживание
в социуме;
- управленческую: обеспечивает контакт
с государственными органами, от которых
зависит решение проблем клиента, добивается
решения, проводит оценку результата того
или иного мероприятия и т.д.; - информационную:
сообщает населению о возможностях службы,
новых государственных решениях по социальной
защите населения.
Социальная работа в этих
службах может выражаться в различных
формах помощи семье. Так, например, неотложная
помощь при острых психических состояниях
человека, вызванных социальными условиями
или трудной жизненной ситуацией направляется
на снятие или уменьшение отрицательных,
включая даже возможность суицида, последствий
такого состояния. Эту помощь могут осуществлять
такие учреждения и подразделения службы,
как телефоны доверия, пункты неотложной
психиатрической помощи и другие.
Помощь может носить продолжительный
характер, когда при трудных жизненных
ситуациях клиенту оказывается не только
первичная, но и углубленная длительная
поддержка, направленная на оздоровление
отношения к ситуации, выявление внутренних
резервов клиента и увеличение его веры
в свои силы, и возможность преодоления
сложившихся обстоятельств. Такая помощь
осуществляется в территориальных центрах
социальной помощи семье, социальных приютах
для детей и подростков (матерей с детьми),
реабилитационных центрах, центрах помощи
детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических
консультациях, территориальных бригадах
социальных работников, в которые включаются
социальные работники, специализирующиеся
на разных типах семейных проблем, что
дает возможность совместного поиска
решения в наиболее сложных ситуациях.
Помощь может быть прямой
и опосредованной. Прямая помощь направлена
непосредственно на защиту прав и интересов
клиента, улучшение условий его жизни,
снятие нежелательных психических состояний
и т.д. Опосредованная помощь предоставляется
через работу с социальным окружением
клиента (семья, члены рабочего коллектива,
друзья, уличная компания и другие), через
различные государственные организации
и фонды.
В соответствии с приказом Минсоцзащиты
России № 47 от 14 апреля 1994 года было утверждено
Примерное положение о территориальном
Центре социальной помощи семье и детям,
в котором дано его определение как учреждения
государственной системы социальной защиты
населения, предназначенного для комплексного
обслуживания на территории города, района
или микрорайона семей и детей, нуждающихся
в социальной поддержке, путем оказания
своевременной и квалифицированной социальной
помощи различных видов.
Учреждение социального обслуживания
пенсионеров
В соответствии с Конституцией
РФ граждане РФ имеют право на социальное,
в том числе и пенсионное, обеспечение
в старости.
Пенсия – это денежное пособие,
получаемое гражданами из общественных
фондов потребления по старости, при потере
трудоспособности, за выслугу лет, по случаю
потери кормильца, что является основанием
для начисления пенсии.
Выплаты производятся ежемесячно в связи
с достижением пенсионного возраста.
В соответствии с законодательством
пенсии подразделяются на государственные
и негосударственные. Законом устанавливаются
трудовые и социальные пенсии. В связи
с трудовой и иной общественно полезной
деятельностью назначаются пенсии: по
старости (по возрасту), по инвалидности,
по случаю потери кормильца, за выслугу
лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо
причинам права на пенсию в связи с трудовой
и иной общественно полезной деятельностью,
устанавливается социальная пенсия.
Пенсия назначается пожизненно.
Пенсионное обеспечение в соответствии
с действующим законодательством осуществляется
государственными органами социального
обеспечения.
Право на пенсию по возрасту
имеют мужчины по достижении 60 лет со стажем
работы не менее 25 лет, женщины по достижении
55 лет со стажем работы не менее 20 лет.
Определенным категориям граждан пенсии
назначаются на льготных условиях (то
есть при меньшем возрасте и стаже).
Пенсионное законодательство
обеспечивает право граждан на выбор одного
из видов государственной пенсии. Исключение
устанавливается только для лиц, ставших
инвалидами вследствие военной травмы,
которые могут получать одновременно
два вида государственной пенсии: по старости
(или за услугу лет) и пенсию по инвалидности.
Важное значение приобретают
в современных условиях институты социального
обслуживания пенсионеров, межведомственная
работа по организации социальной поддержки
пожилых людей. Это связано с увеличением
удельного веса пожилых людей в составе
населения, изменением социального статуса
человека в старости, прекращением или
ограничением трудовой деятельности,
трансформацией ценностных ориентиров,
самого образа жизни и общения, а также
возникновением различных затруднений
как в социально-бытовой, так и в психологической
адаптации к новым условиям. Все это диктует
необходимость выработки и реализации
специфических подходов, форм и методов
социальной работы с пенсионерами и пожилыми
людьми.
Социальное обслуживание
людей пожилого возраста осуществляется
в соответствии с этическими принципами
Международной организации труда:
Достоинство личности – право на достойное
обращение, лечение, социальную помощь
и поддержку.
Свобода выбора – каждое
лицо преклонного возраста имеет право
выбора между содержанием на дому и проживанием
в приюте, временным или окончательным.
Координация помощи – помощь, оказываемая
различными социальными органами, должна
носить деятельностный, координированный
и последовательный характер.
Индивидуализация помощи – помощь оказывается,
прежде всего, самому гражданину преклонного
возраста, учитывая его окружение.
Ликвидация разрыва между
санитарным и социальным уходом – при
приоритетном характере критерия состояния
здоровья, уровень финансовой помощи не
может зависеть от уровня жизни и места
проживания.
Нормативно-правовой базой
для социальной работы с пожилыми людьми
в РФ является Федеральный Закон «Об основах
социального обслуживания населения в
РФ» (от 10.12.1995 г.).1 В соответствии с этим
законом в сферу социальных услуг, оказываемых
пожилым людям, входят: социально-бытовые,
социально-медицинские, психолого-педагогические,
социально-правовые услуги; материальная
помощь и проведение социальной адаптации
и реабилитации пожилых людей.
На начальных этапах развития системы
социальной помощи пожилым людям решались
такие неотложные проблемы, как организация
питания, медицинских услуг, обеспечение
жильем, материальное обеспечение с целью
создания для них нормативных условий
жизни.
На современном этапе
организация помощи пожилым людям, наряду
с решением этих традиционных социальных
проблем, предполагает разработку социальных
технологий, внедрение которых будет способствовать
решению вопросов, связанных с психологическими
трудностями, возникающими у престарелых
людей в процессе общения или от одиночества.
Необходимо также учитывать, как пожилые
люди будут воспринимать другие возрастные
группы, каковы социальные проблемы тех,
кто доживает до старости, их взаимоотношения
с окружающими людьми, роль и статус пожилых
в семье и обществе и другие.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ИНВАЛИДОВ
Федеральный закон «О
социальной защите инвалидов в РФ» определяет
государственную политику в области социальной
защиты инвалидов, целью которой является
обеспечение инвалидам равных с другими
гражданами возможностей в реализации
гражданских, экономических, политических
и других прав и свобод, предусмотренных
Конституцией РФ, а также в соответствии
с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными
договорами РФ.
Согласно указанному Закону, инвалидом
является лицо, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее
к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.
Под ограничением жизнедеятельности понимается
полная или частичная утрата способности
или возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, ориентироваться,
общаться, контролировать свое поведение,
обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени
расстройства функций организма и ограничения
жизнедеятельности лицам, признанным
инвалидами, устанавливается группа инвалидности,
а лицам в возрасте до 16 лет – категория
«ребенок-инвалид».
Социальная защита инвалидов представляет
собой систему гарантированных государством
экономических, социальных и правовых
мер, обеспечивающих условия для создания
инвалидам равных с другими гражданами
возможностей участия в жизни общества:
для индивидуального развития, реализации
творческих и производственных возможностей
и способностей путем учета потребностей
инвалидов в соответствующих государственным
программах, предоставления им социальной
помощи и т.д.
В соответствии с Федеральными
Законами определяются следующие формы
социального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов:
- социальное обслуживание на дому, включая
социально-медицинское обслуживание;
- полустационарное социальное обслуживание
в отделениях дневного (ночного) пребывания
учреждений социального обслуживания;
- стационарное социальное обслуживание
в стационарных учреждениях социального
обслуживания (домах-интернатах, пансионатах
и других учреждениях);
- срочное социальное обслуживание в целях
оказания несложной помощи разового характера
остро нуждающимся в социальной поддержке;
- социально-консультативная помощь, направленная
на адаптацию граждан пожилого возраста
и инвалидов в обществе, развитие опоры
на собственные силы, облегчение адаптации
к меняющимся социально-экономическим
условиям.
Все большую роль играют
нестационарные учреждения, в том числе
центры социального обслуживания одиноких
пожилых людей и инвалидов.
Согласно Примерному положению о Центре
социального обслуживания (от 20 июля 1993
г.) это учреждение социальной защиты населения
осуществляет на территории города или
района организационную и практическую
деятельность по оказанию различных видов
социальной помощи престарелым гражданам,
инвалидам и другим группам населения,
нуждающимся в социальной поддержке.
Информация о работе Социальное обслуживание: понятие, принципы. Виды социального обслуживания