Финансовая основа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 18:23, доклад

Краткое описание

При рассмотрении любой разновидности публичной власти определяющее влияние имеет фактор, связанный с ее финансовой устойчивостью. Реальное властно-правовое регулирование муниципальных общественных отношений невозможно без наличия самостоятельной и крепкой финансовой базы. Именно, на регулирование данного вопроса направлена совокупность юридических норм, выделяемых в рамках муниципального права и образующих межотраслевой правовой институт финансовой основы местного самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

§ 1. Финансы муниципального образования. Местный бюджет…………….4
§ 2. Доходная часть бюджета муниципального образования………………..6
§ 3. Расходная часть бюджета муниципального образования..…………..….11
§ 4. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях………………….13

Список использованных источников…………

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по муниципальному праву.DOC

— 298.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

по учебной дисциплине

 

«Муниципальное право Российской Федерации»

 

на тему: «Финансовая основа местного самоуправления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка II курса

дневного отделения,

группа ЮдМ–222

Антуфьева Юлия Николаевна

 

Сдала: __________2012 г.         старший преподаватель

Принял: ________2012 г. кафедры КАиМП

Гладких Николай Михайлович

 

 

 

 

 

 

 

 

Миасс 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

 

§ 1. Финансы муниципального образования. Местный бюджет…………….4

§ 2. Доходная часть бюджета муниципального образования………………..6

§ 3. Расходная часть бюджета муниципального образования..…………..….11

§ 4. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях………………….13

 

Список использованных источников………………………………….......18

Приложение…………………………………………………………………....20 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

При рассмотрении любой разновидности публичной власти определяющее влияние имеет фактор, связанный с ее финансовой устойчивостью. Реальное властно-правовое регулирование  муниципальных общественных отношений невозможно без наличия самостоятельной и крепкой финансовой базы. Именно, на регулирование данного вопроса направлена совокупность юридических норм, выделяемых в рамках муниципального права и образующих межотраслевой правовой институт финансовой основы местного самоуправления.

Межотраслевой правовой институт финансовой основы местного самоуправления направлен на регулирование отношений, возникающих в сфере финансового обеспечения компетенции населения муниципального образования, а также муниципальных органов и должностных лиц, и состоит из норм финансового, бюджетного и муниципального права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Финансы муниципального образования. Местный бюджет.

 

В содержании данного правового института ведущее место занимают нормы, регулирующие правовое положение финансов муниципального образования, представляющих собой принадлежащую муниципальному образованию на праве собственности или на праве пользования совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. В соответствии с федеральным законодательством к финансам муниципального образования относятся:

1) денежные средства, поступающие  на счета местного бюджета;

2) денежные средства, поступающие на счета различных внебюджетных фондов, создаваемых органами местного самоуправления;

3) государственные и муниципальные  ценные бумаги, содержащие финансовые активы и принадлежащие органам местного самоуправления на праве собственности;

  4) другие финансовые средства.

Следует помнить, что права собственника в отношении финансов муниципального образования осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Основу содержания финансов муниципального образования составляют средства бюджета муниципального образования, под которым понимается –  финансовый план муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования входит в состав бюджетной системы Российской Федерации, представляющей собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

1) федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе  бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) бюджеты городских и сельских  поселений.

В соответствии с законодательством России, каждое муниципальное образование обязано иметь собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями.

Бюджет муниципального образования составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.  В целях составления и исполнения бюджета муниципального образования используется бюджетная классификация Российской Федерации, представляющая собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемую для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В структуре бюджета муниципального образования выделяются доходная часть и расходная часть.

 

 

§ 2. Доходная часть бюджета муниципального образования.

 

 К доходам местного бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам муниципального бюджета относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов.

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 К неналоговым доходам муниципального  бюджета относятся:

1) доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной  собственности;

3) доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями;

4) средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

5) средства самообложения граждан;

6) иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям бюджета муниципального образования относятся:

1) дотации из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

2) субсидии из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации (межбюджетные субсидии);

3) субвенции из федерального  бюджета и (или) из бюджетов субъектов  Российской Федерации;

4) иные межбюджетные трансферты  из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

5) безвозмездные поступления от  физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Примерная структура доходной части бюджета городского округа за 2007 год (Приложение 1).

В настоящее время в доходную часть бюджета муниципального образования включаются следующие средства, образующие собственные доходы местного бюджета:

1) Средства самообложения граждан, под которыми понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования указанных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

2) Доходы от местных налогов и сборов, перечень которых, а также полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 Доходы от местных налогов  и сборов зачисляются в бюджеты  муниципальных образований по  налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В настоящее время к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических  лиц.

Следует особо учитывать то факт, что приведенный перечень местных налогов и сборов является исчерпывающим, так как не могут устанавливаться местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Кроме того, важно учитывать то обстоятельство, что нормативные акты местного представительного органа о введении того или иного местного налога имеют только перспективное действие и не могут порождать обязанности по уплате налогов до их введения, на что обращено внимание в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.09.2005г.1

3) Доходы от региональных налогов и сборов.

В соответствии с действующим законодательством к  региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 Доходы от региональных налогов  и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4) Доходы от федеральных налогов и сборов.

 Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений и налоговым ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются единые для всех  муниципальных образований налоговые ставки и (или) нормативы отчислений для зачисления доходов от определенного вида федерального налога (сбора) в соответствующие местные бюджеты.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

– налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

– единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;

–  государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, – по нормативу 100 процентов.

5) Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления.

В законодательстве для выполнения социальных обязательств муниципальными образованиями в качестве доходов местных бюджетов предусмотрена финансовая помощь из федерального и региональных бюджетов, осуществляемая  в следующих формах:

  а) Дотации – бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения на безвозмездной и безвозвратной основе.

 б) Субвенции – бюджетные  средства, выделяемые безвозвратно и безвозмездно на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае не использования их по целевому назначению в установленный срок.

  в) Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые местному бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов.

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Информация о работе Финансовая основа местного самоуправления