Акцизный сбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 21:08, доклад

Краткое описание

Одним из неотъемлемых элементов налоговых систем стран мира является сегодня индивидуальный (потоварный) акциз, который в Украине имеет свое воплощение в функционировании такого налога как акцизный сбор.
Повсеместное распространение акцизного налогообложения объясняется, прежде всего, высоким фискальным потенциалом данного налога. Еще в XVII веке французский экономист Ф.Демезон отмечал, что акциз “способен один принести казне столько и даже больше, чем все другие налоги”. При этом одним из инструментов, с помощью которых реализуется фискальная функция акциза, есть законодательно определенный круг подакцизной продукции и ставка налога. В современных налоговых системах он обычно занимает следующее место после налога на добавленную стоимость и за значением, и по объему поступлений в бюджет. Акцизным сбором облагаются товары, которые, как правило, не принадлежат к вещам первой потребности и уровень рентабельности при производстве которых достаточно высокий.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.87 Кб (Скачать файл)

Акцизный сбор

Одним из неотъемлемых элементов  налоговых систем стран мира является сегодня индивидуальный (потоварный) акциз, который в Украине имеет свое воплощение в функционировании такого налога как акцизный сбор.

Повсеместное распространение  акцизного налогообложения объясняется, прежде всего, высоким фискальным потенциалом  данного налога. Еще в XVII веке французский  экономист Ф.Демезон отмечал, что акциз “способен один принести казне столько и даже больше, чем все другие налоги”. При этом одним из инструментов, с помощью которых реализуется фискальная функция акциза, есть законодательно определенный круг подакцизной продукции и ставка налога. В современных налоговых системах он обычно занимает следующее место после налога на добавленную стоимость и за значением, и по объему поступлений в бюджет. Акцизным сбором облагаются товары, которые, как правило, не принадлежат к вещам первой потребности и уровень рентабельности при производстве которых достаточно высокий.

Акцизный сбор был введен в Украине в 1992 г. и вместе с  НДС заменил налоги из оборота  и реализации. Современная трактовка  акцизного сбора определяет его  как непрямий налог на отдельные товары (продукцию), определенные законом как подакцизные, который включается в цену товаров (продукции). Как и другие непрямые налоги, акцизный сбор в окончательном итоге собирается из потребителей продукции, хотя платят его производители подакцизных товаров или их импортеры.

Товары, которые облагаются акцизным сбором носят название подакцизных товаров. Перечень облагаемой налогом акцизом продукции формируется в соответствии с определенными целями, среди которых, кроме фискальной, можно выделить следующие:

необходимость перераспределения  сверхбольших доходов от производства и реализации отдельных видов  продукции (например, алкогольных напитков, отдельных видов минерального сырья);

необходимость ограничения  производства и потребления “социально опасных” товаров, использование которых  приносит вред здоровью человека и  состоянию окружающей среды. В связи  с этим традиционными подакцизными товарами выступают алкогольные  напитки и табачные изделия. В  некоторых странах применяется  так называемый “экологический акциз” (например, акциз на химикаты фреонового типа – в США);

необходимость перераспределения  доходов высокооплачиваемых слоев  населения путем установления акциза на так называемые “предметы розкоши”, спрос на которые малоэластичный по цене. В мировой практике в эту категорию традиционно входят яхты, мотоциклы, легковые автомобили, а также ювелирные изделия.

В современных условиях перечень подакцизной продукции, который  действует в отечественной налоговой  системе, в целом отвечает классическим принципам акцизного налогообложения, включая у себя:

“социально опасные” товары: все виды спиртной и алкогольной  продукции, широкий ассортимент  табачных изделий (курительный табак, сигары, папиросы);

“предметы розкоши” – мотоциклы, легковые автомобили определенной мощности;

некоторые виды минерального сырья и продукты их переработки (некоторые виды горюче-смазочных  материалов).

Сегодня в Украине подакцизными товарами  выступают:

алкогольные напитки;

спирт этиловый;

табачные изделия;

транспортные средства;

пиво солодовое;

-   бензины, дистилляты, топливо.

Перечень подакцизных  товаров и ставки акцизного сбора  устанавливаются Кабинетом Министров  Украины.

Состав подакцизной продукции  рядом с другой составляющей –  налоговой ставкой, определяет потенциал  акциза как фискального инструмента. В этой роли акциз исполняет роль функции наполнения государственного бюджета денежными средствами, занимая  одно из важных мест в системе государственных  налоговых доходов. Особенное значение акциз как фискальный инструмент имеет в странах с переходной экономикой, для которых в целом  характерное базирование на непрямые налоги из-за отсутствия достаточной  и стабильной базы для прямого  налогообложения (через слабое развитие производства, низкие доходы населения  и тому подобное). Да, на сегодня за счет акциза формируется близко пятой  части налоговых доходов таких  стран, как Чехия, Венгрия, Польша.

Вместе с фискальной функцией акциз, как и любой другой налог, имеет и регулирующее значение. Регулирующая функция акциза проявляется в  нескольких направлениях, среди которых  можно выделить:

влияние на объемы производства и потребления подакцизных товаров;

влияние на структуру производства, стимулирования роста его эффективности, повышения качества выработанной продукции, улучшения потребительских характеристик  продукта;

регуляция рентабельности производства подакцизных товаров.

Ограничивающий влияние  акцизов на объемы производства (и  как следствие – на объемы потребления) применяется, как правило, относительно “социально опасных” товаров, главним среди которых является алкоголь. Механизм ограничительной регуляции с помощью акциза можно описать следующим образом. Изымая у предприятия часть выручки, акциз негативно влияет на финансовый результат деятельности предприятия, уменьшая его заинтересованность в производстве подакцизной продукции. Сокращение производства (а, следовательно и рыночного предложения) подакцизной продукции в соответствии с теорией спроса и предложения стимулирует рост цен и при других равных условиях – падение спроса. Однако эффективность данного направления регулирующего влияния акциза существенно зависит от того, насколько эффективно осуществляется государственный контроль за сферой обращения подакцизной продукции, насколько крепкие препятствия для ее проникновения на рынок без налогообложения акцизом.

Второе направление регулирующего  влияния акциза – стимулирование роста эффективности производства, повышения качества продукции, улучшение  потребительских характеристик  товаров – на практике реализуется  путем установления дифференцированных ставок акциза в середине товарных групп, а также за счет применения фиксированных акцизных ставок. Облагаючи относительно большим акцизом низкосортный товар, государство стимулирует производителя переходить на производство более качественной продукции.  

 Влияние через акциз  на рентабельность производства  отдельных товаров дает возможность  определенным образом снизить  интерес производителей к входу  в такие сферы бизнеса, как  производство алкоголя, табака, произведение  минерального сырья. Эти производства  объективно владеют значительной  рентабельностью через низкие  расходы и высокую рыночную  цену готовой продукции. Акциз  изымает в бюджет часть сверхнормативной прибыли, из одной стороны, и препятствует “перегреву” экономики в данных производственных сферах – из другой.     

Наличие акцизного сбора  объясняется также возможностью с помощью дифференциации ставок регулировать уровень рентабельности подакцизных товаров и учитывать  те изменения, которые происходят на потребительском рынке в результате введения новых или повышение  существующих ставок данного налога.

Таким образом, акцизный сбор – непрямий налог, основой которого выступает дифференцированный подход к налогообложению разных товаров и товарных групп. Потому его относят к категории специфических акцизов.

Акцизный сбор позволяет  через ценовые механизмы непрямо  влиять на объемы производства и реализации отдельных подакцизных товаров, как на таможенной территории Украины, так и в сфере внешнеэкономической  деятельности.


Информация о работе Акцизный сбор