Акцизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 07:45, реферат

Краткое описание

Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, анализ правовых основ исчисления и взимания акцизов в России, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой
системы;
- изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Акцизы. Общая характеристика
2. История возникновения акцизов
3. Роль акцизов в федеральном бюджете
4. Налоговые ставки, налоговая база и порядок исчисления акциза
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Акцизы.docx по налогам и налогооблажениям.docx

— 25.77 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Российский университет  дружбы народов»

Филиал  федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального образования  «Российский университет дружбы народов» в г. Якутске

 

 

 

 

Налоги и налогооблажения.

Реферат на тему: Акцизы.

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнил: студент ЭЭ-4 Заочного отделения

Попов Сергей Степанович.

  Проверил:

 

 

Якутск 2013

  Содержание

Введение

Основная часть

1. Акцизы. Общая характеристика

2. История возникновения акцизов

3. Роль акцизов в федеральном бюджете

4.  Налоговые ставки, налоговая база и порядок исчисления акциза

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление современной  российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного  законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации  в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой  системы, обеспечивает поступление  значительной части финансовых ресурсов государства.

Акцизам - разновидности  косвенных налоговых платежей —  законодатель уделяет в последнее  время пристальное внимание. Перспективность  существования акцизов демонстрирует  многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства  привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения  собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам  сегодня как нельзя более справедливо  утверждение о том, что косвенные  налоги давно уже зачастую вовсе  не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании  производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой  строй этих налогов.

Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых  изъятий в виде акцизов, требует  исследования сущности этих налоговых  платежей, обусловленной единством  экономической и правовой • природы  косвенных налогов.

Принятие Налогового кодекса  Российской Федерации заложило фундаментальную  основу правового регулирования  налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения  акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый  период, налоговая ставка, порядок  исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями  Налогового кодекса принят также  ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.

Вместе с тем, анализ действующего законодательства о налогах и  сборах и правоприменительной практики позволяет выявлять негативные тенденции  процесса нормативного регулирования  налоговых отношений и разрабатывать комплекс мер, способствующих повышению качества правового регламентирования вопросов исчисления и взимания акцизов.

Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение  места и роли акцизов в налоговой  системе РФ, анализ правовых основ  исчисления и взимания акцизов в  России, разработка рекомендаций по совершенствованию  нормативно-правового регулирования  процесса обложения акцизами для  повышения эффективности последнего.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

-        исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой

системы;

-        изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;

-        изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Акцизы. Общая характеристика

 История возникновения  акцизов

Первое упоминание об акцизах  относится к эпохе Древнего Рима. Таким образом, акцизы можно считать  старейшей формой косвенного налогообложения. Уже в древние времена существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С  развитием товарно-денежных отношений  первоначальная акцизная форма налогообложения  становится основной, но потом роль акцизов постепенно снижается.

В Российской империи под  акцизом подразумевался косвенный  налог только на предметы внутреннего  производства, выделываемые и продаваемые  частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система  была тесно связана с системами  государственных монополий и  таможенным налогообложением. В отличие  от современных систем акцизного  обложения до 1917г. в России акцизами облагались импортируемые товары –  они подлежали обложению таможенными  пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые  частными лицами.

В конце XIX – начале XX в. объектами  акцизного обложения были:

1.                свеклосахарное производство;

2.                крепкие напитки;

3.                табак;

4.                осветительные нефтяные масла;

5.                зажигательные спички.

До 1 января 1881г. существовал  акциз с соли.

Акциз со свеклосахарного  производства впервые был введен в 1848г. акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости  силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В  связи с усовершенствованием  производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и  норм работы снарядов в 1864г. установлено  вместо одной три нормы (4.5, 5 и 6%) и  акциз был понижен до 20 коп.

Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе  от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с  крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений  и акциза, которым были обложены:

1.                спирт и вино, выкуренные из  разного рода хлеба, картофеля,  свекловицы, свеклосахарных остатков  и других припасов;

2.                спирт, выкуренный из винограда  и других ягод и фруктов,  и так называемые пейсаховые  водки;

3.                портер, пиво всех родов и мед;

4.                брага, приготовляемая на особо  устроенных заводах.

Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирт из подвалов в продажу.

Акциз со спирт, вина и водок  из свеклосахарных остатков, медовой  пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса  по металлическому спиртометру ( с 0,01 ведра  безводного спирта). К концу 90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса  или по 10 коп. с ведра безводного спирта.

Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности  действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда – по вместимости  котлов и числу дней варки. Акциз  с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного  чана.

Акциз с медоварения взимался по вместимости котлов по 50 коп. с  ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25 до 35 ведер  – 20 руб. Затем за каждые 10 ведер  емкости котлов прибавлялось по 10 руб.

Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей  внутреннего производства и 14 коп. с  фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления  хлебных прессованных дрожжей, без  винокурения, и 18 руб. с завода для  пивных дрожжей.

Акциз с табака. Взимание этого акциза производилось посредством  бандеролей, которые отпускались  лишь лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли должны были выкупаться на сумму, определенную Уставом 1871г.).

В 1887г. был установлен следующий  тариф бандерольного обложения: курительный табак за 1 фунт 1-го сорта  – 90 коп.; 2-го – 48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта – 20 коп.; 2-го сорта – 9 коп.

Акциз с осветительных  нефтяных масел был установлен в 1872г. как акциз с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 – 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии  и добывание нефти частными лицами было запрещено). Акциз с зажигательных  спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в  городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено  повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз  был отменен.

Акциз вновь вводится в 1888г. Доход казны состоял из патентного сбора со спичечных фабрик и акциза, взимаемого посредством бандероли  в следующих размерах: с упаковки, содержащей не более 75 спичек российского  производства, - 0,25 коп., с импортируемых  – 0,5 коп.; а с упаковки, содержащей до 300 спичек российского производства, - 1 коп., с импортируемых – 2 коп. Экспортируемые спички перевозились без обложения, по должны были снабжаться печатью  акцизного надзора и удостоверениями  его о количестве вывозимого товара, причем акциз окончательно слагался лишь после предоставления акцизному  надзору в течение полугода таможенного  свидетельства о действительном вывозе спичек за границу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль акцизов в федеральном  бюджете

Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации характеризуется  высокой долей косвенных налогов  — за последние семь лет она  не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов  в общей сумме налоговых доходов  была выше 11 % .

Стабильность доходов  обуславливается высокой собираемостью  акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском  обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный  бюджет акцизов к сумме начисленных  — за последние семь лет не опускается ниже 74 %.

По данным МНС России около  четверти всех поступлений акцизов  в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию. Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом  этиловым из пищевого сырья в общих  налоговых поступлениях в консолидированный  бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без  учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год. Из них 327,4 млрд.рублей приходится на акцизы по подакциозным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей. В декабре 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4%

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль  организаций - 20,1%, налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8% . На акцизы же приходится 5,2% от общего объема.

В 2009г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд.рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2008 годом. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008г. соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта. В декабре 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 8,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что доля акцизов в консолидированном  бюджете в челом и по всем видам  отдельно за последние 2 года увеличилась.

Таким образом, акцизы всегда имели львиную долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Фактически, акцизное налогообложение  носит регрессивный характер, когда  налогообложение равным образом  ложится как на обеспеченные, так  и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют  асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую  часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают  значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса.

Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования  экономики, обращаться с которым  следует очень осторожно и  умело, по возможности прогнозируя  последствия производимых изменений. Так, всем понятно, к чему привело  в середине 90-х гг. увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акциз  был увеличен, казалось бы, совсем незначительно, всего на 5%: с 85 до 90%. Однако последствия  оказались весьма серьезными, причем и финансовые, и общеэкономические, и социальные. Рост акцизов вызвал мгновенное увеличение цен на отечественную  алкогольную продукцию. Далее спрос  на нее упал, сначала магазины, а  затем и предприятия стали  затовариваться, на большинстве из них производство остановилось. Борцы  с алкоголизмом, сохранившиеся еще  с кампанейщины 80-х гг., могли бы порадоваться, но образовавшаяся "ниша" была немедленно заполнена. В коммерческие киоски крупных городов хлынул поток  дешевых, но недоброкачественных спиртных напитков из-за рубежа, заполнивших  рынок. Итог повышения акцизов —  произошло заметное снижение налоговых  доходов вместо ожидавшегося понижения. Сказалось падение прибыли на ликероводочных заводах, у них усугубилось  финансовое положение. Потребители  получили низкосортную продукцию. Деньги стали уходить за рубеж, на ее покупку. Нужно сказать, что правительство  сориентировалось в обстановке очень  оперативно, понизив акциз до прежнего уровня.

Информация о работе Акцизы