Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:03, курсовая работа
Акцизы относятся к косвенным налогам: то есть они вносятся в бюджет производителями или оптовым звеном, но уплачиваются при этом конечным потребителем. Иными словами, юридические плательщики акцизов включают их в цену товара. В отличие от других косвенных налогов (например, НДС), акцизами облагаются лишь определенные, достаточно узкие группы товаров, внесенные в специальный перечень.
Введение ….………………………….………………………………………………………………………...3
1. История налогообложения алкогольной продукции ….………………………....6
2. Теоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию .……………………………………....................................11
2.1 Основные элементы акцизов на алкогольную продукцию ..………..11
2.2 Порядок расчета акциза на алкогольную продукцию ..………………..24
2.3 Налоговые вычеты и порядок их применения ………………………………28
3. Перспективы развития налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию в 2013-2015 гг. ..……………………………………..........32
Заключение ..………………………………………………………………………………………………..34
Список использованных источников и литературы ………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ….………………………….……………………………………………
2.1 Основные элементы акцизов на алкогольную продукцию ..………..11
2.2 Порядок расчета акциза
на алкогольную продукцию ..………
2.3 Налоговые вычеты и
порядок их применения ……………………
Заключение
..…………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы ………………………………….36
ВВЕДЕНИЕ
Акцизы относятся к косвенным налогам: то есть они вносятся в бюджет производителями или оптовым звеном, но уплачиваются при этом конечным потребителем. Иными словами, юридические плательщики акцизов включают их в цену товара. В отличие от других косвенных налогов (например, НДС), акцизами облагаются лишь определенные, достаточно узкие группы товаров, внесенные в специальный перечень.
Акциз – удобный фискальный инструмент. Его собираемость достаточно высока, а расходы на администрирование налога невелики. Особенно эффективны акцизы, которые взимаются в процессе производства (если изготовителей подакцизных товаров не слишком много). В этом случае уклониться от уплаты налога или укрыть часть продукции практически невозможно – государство выставляет на заводах специальные акцизные посты и оборудует контрольными приборами производственные линии.
Экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.
Алкоголь – необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте».1 В различных культурах употребление алкогольных напитков применительно к тем или иным жизненным ситуациям является традицией (социальной нормой), однако в каждой из них потребление алкоголя в одиночестве считается нездоровым симптомом.
Неумеренная прямая политика
государства в направлении
а) наряду с другими источниками доходов бюджетов обеспечивала их оптимальным объемом финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения своих функций;
б) регулировала производство
и потребление алкогольной
Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что среди акцизов, акцизы на алкогольную продукцию, как одна из статей налоговых доходов, занимают второе место в формировании консолидированного бюджета РФ, уступая лишь акцизам на нефтепродукты. За период времени с января по июль 2011 г. они составили 99,5 млрд. руб. что составляет 29,5 % от общего объема поступлений доходов от акцизов в консолидированный бюджет РФ, за этот же период в 2012 г. они составили 126,3 млрд. руб. что составляет 28%. Для любого предприятия, которое производит или продает алкогольную продукцию, главенствующим налогом, без сомнения, является не налог на прибыль и даже не НДС, а акциз. Объектом данной курсовой работы являются акцизы на алкогольную продукцию. Предметом изучения является действующий механизм исчисления и взимания данного вида акциза.
Цель данной работы заключается в изучении порядка исчисления и уплаты акциза на алкогольную продукцию, а также в изучении истории возникновения данного вида акцизов.
Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:
а) изучить историю
б) рассмотреть теоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию, определить объект налогообложения, определить налоговую базу, ставки акцизов, рассмотреть порядок исчисления акциза и применения налоговых вычетов;
в) определить перспективы развития налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию на следующие 3 года.
В ходе написания работы
было проанализировано налоговое законодательство,
а также различная учебно-
1. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В России первыми алкогольными акцизами можно считать появившиеся при Иване Грозном в XVI в. винные откупа. В тот период государство монополизировало розничную торговлю алкоголем, разрешив продавать спиртное только в «царевых кабаках». Это нововведение дореволюционный историк И.Г. Прыжов охарактеризовал так: «Прежде в корчме пили и ели, а теперь в кабаке стали только пить».2 Контингент, как сказали бы теперь, московских кабаков составляли преимущественно крестьяне и посадские люди.
Чтобы не заниматься их содержанием,
власти стали отдавать кабаки в откуп
частным лицам. С ними заключался
специальный контракт, который определял
порядок реализации алкогольных
напитков – их цену, часы работы, условия
продажи и т.д. Сам откупщик становился
лицом государственным и
Таким образом, сами откупщики
не получали от казны никакого вознаграждения
и имели возможность
Подобная откупная система
существовала, долгие годы и благополучно
пережила Великую смуту начала XVII
в. При новой династии Романовых
власти очень быстро осознали, что
казна теряет от столь неэффективной
системы огромные суммы, которые, учитывая
постоянные войны, очень бы пригодились
бюджету. Откупа пытались запрещать, вводить
жесткую государственную
Учитывая объем
Несмотря на то, что такая фискальная система была неэффективной, винные откупа просуществовали в России почти 300 лет. Причин тому несколько. Самая главная – отсутствие в России условий для должного налогового администрирования. Иными словами, контроля за производством спиртного и учета собираемого налога. Это было характерно для всех стран мира. Даже в развитой Европе становление административного государства произошло лишь в XVI-XVIII вв. Тогда же появился чиновничий аппарат, и возникли условия для появления централизованной налоговой системы. В России все было гораздо сложнее, учитывая колоссальное отставание в экономическом развитии и огромную территорию. Именно поэтому методы сбора налогов (и не только «алкогольных») через систему откупщиков веками оставались более эффективными, чем все иные. В середине XIX века Российская империя наконец достигла того уровня развития когда стало возможным введение цивилизованной налоговой системы. Другой причиной, по которой водочный акциз не был введен ранее, можно считать жуткую неразбериху в российском государственном управлении. Это ярко видно на примере возрождения откупов во времена Николая I, что привело к задержке в реформировании налоговой системы почти на 40 лет. Так уж исторически сложилось в России, что каждый новый государь либо считал, что он лучше знает, как управлять финансовыми потоками, либо назначал себе не вполне компетентных финансовых консультантов.
Все это приводило к
постоянным метаниям в финансовой сфере
и, как следствие, к значительным
перекосам в налоговой системе.
В результате необдуманных действий
правительства в бюджете
Так произошло и с винными откупами: упомянутые решения Николая I привели к тому, что бюджет империи понес значительные потери, что усугубилось другой проблемой, требовавшей огромных денежных средств – Крымской войной, развязанной в 1853 году.4
Полная и бесповоротная
отмена винных откупов произошла
при новом императоре – Александре
II, в 1863 году. После падения крепостного
права вместо откупов был введен
питейный акциз. Однако, несмотря на то,
что поступления от этого налога
росли из года в год, внедрение
новой системы не сопровождалось
продуманной государственной
Акцизами в России в XIX в. называли только налоги на предметы внутреннего производства, производимые частными предприятиями (импортные товары акцизами не облагались, для них существовали специальные таможенные пошлины). Под действие этих налогов попадали: продукция свеклосахарного производства, крепкие напитки, табак, осветительные нефтяные масла, спички и соль. Восхождение на трон Николая II ознаменовало новый этап в налогообложении алкогольной продукции. В 1894 году Правительство решило свернуть акцизную систему, а вместо нее ввести полную государственную монополию на алкоголь, которая сохранялась до революции 1917 года.
В период революции, гражданской войны и военного коммунизма налогообложение было крайне хаотичным и бессистемным. В 1921 году, с началом НЭПа, акцизная система в России была восстановлена. Для пополнения бюджета Советское Правительство ввело акцизы на широкий перечень товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, чай, кофе, цикорий, водку, вино, мед, квас, текстиль, гильзы, галоши и парфюмерию. Очевидно, вводя налог на ходовые товары, большевики временно забыли о том, что акцизы «отличаются величайшей несправедливостью, всей тяжестью своею ложатся на бедноту» и что «чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде косвенных налогов».5 Налоговая реформа 1930-32 гг. подвела черту под политикой НЭПа. Акцизы и другие косвенные налоги, были упразднены, как пережитки буржуазного общества, а в советских энциклопедиях появилась фраза о том, что акцизы в СССР, как вид налога, отсутствуют. Впрочем, если разобраться, то в советской стране действительно не было надобности в налогах на потребление: ведь розничные цены целиком и полностью контролировались правительством, да и все доходы предприятий тоже были собственностью государства.6
В Россию полноправные акцизы
вернулись в конце 1991 г. с переходом
к рыночной экономике, когда были
приняты законы «Об основах налоговой
системы» и «Об акцизах». С тех
пор правила взимания этого налога
постоянно изменяются: государство
пытается повысить эффективность налогообложения.
Главной проблемой, которая возникла
еще в начале 1990 г. по-прежнему остается
существование огромного «
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ
2.1 Основные элементы
акцизов по алкогольной
В настоящее время в
российском законодательстве существует
сразу несколько различных
В Гельсингфорской конвенции о пресечении контрабанды алкогольных товаров от 19.08.1925 г., ратифицированной ЦИК СССР 10.07.1929 г., поясняется, что «под алкогольными товарами подразумеваются: спирт, равно как и жидкости, содержащие его, пригодные для употребления или изготовления напитков, а также вина или шипучие вина, в которых содержание спирта объемом превышает 18 %...».7
Современное российское законодательство содержит иное определение алкогольной продукции. В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольной признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции. 8
Таким образом, главным критерием
алкогольной продукции является
наличие в ней этилового
Кроме того, в Законе № 171-ФЗ используется и составное понятие алкогольной продукции, раскрывающееся через определения ее видов. Выделяются следующие виды алкогольной продукции: спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Несколько модифицированное составное понятие алкогольной продукции используется в законодательстве о налогах и сборах.