Выездные налоговые проверки: порядок проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

Важность и исключительная роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля обусловливается преобладанием налоговых поступлений в системе государственных доходов, а также приоритетностью контроля за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов среди иных направлений финансового контроля. Налоговый контроль достаточно многообразен. В настоящее время наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные проверки, так как налоговые органы одновременно решают несколько задач, одна из которых - выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, а также их предупреждение.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
1.1 Требования у проверяемого лица во время
проведения налоговой проверки………………………………...4
1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки……....5
1.3 Права и обязанности должностных лиц
налоговых органов и налогоплательщиков…………………… 9
1.4 Оформление результатов налоговой проверки…………….10
1.5 Порядок оформления акта налоговой проверки…………...12
Заключение……………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………....17

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые проверки.docx

— 37.99 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ                                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА»

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Организация и методика налоговых проверок»

 

на тему:     «Выездные налоговые проверки: порядок проведения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка группы ФиКз-08                Тращенок И.П

 

 

 

Проверил:

Доцент           Левченко Т.М

 

 

 

 

 

 

Братск 2013

СОЖЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………..3

1.1 Требования у проверяемого  лица во время 

проведения налоговой  проверки………………………………...4

1.2 Порядок проведения  выездной налоговой проверки……....5

1.3 Права и обязанности должностных лиц

 налоговых органов и налогоплательщиков…………………… 9

1.4 Оформление результатов  налоговой проверки…………….10

1.5 Порядок оформления  акта налоговой проверки…………...12

Заключение……………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговый контроль является одним из видов государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговым контролем  признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.                                                                    Важность и исключительная роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля обусловливается преобладанием     налоговых поступлений в системе государственных доходов, а также приоритетностью контроля за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов среди иных направлений финансового контроля.  Налоговый контроль достаточно многообразен. В настоящее время наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные проверки, так как налоговые органы одновременно решают несколько задач, одна из которых - выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, а также их предупреждение.                                                                                                                    При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Требования к документам у  проверяемого лица во время  выездной налоговой проверки

 

Непосредственно после прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителю) служебные удостоверения, а также решение (постановление) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Факт предъявления решения (постановления) удостоверяется подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица (их представителя) на экземпляре данного решения (постановления) после слов "С решением (постановлением) на проведение выездной (повторной выездной) налоговой проверки ознакомлен" с указанием соответствующей даты.

        В случае отказа руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица (их представителя) от подписи на экземпляре решения (постановления) о проведении проверки должностным лицом налогового органа, возглавляющим проверяющую группу, в конце указанного документа производится запись о том, что решение (постановление) предъявлено указанным лицам и от подписи, удостоверяющей предъявление данного решения (постановления), эти лица отказались, заверенная подписью указанного должностного лица налогового органа.

При воспрепятствовании законной деятельности проверяющих сотрудники органа внутренних дел, привлекаемые для  обеспечения мер безопасности в  целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налоговых органов, принимают меры по пресечению противоправных деяний в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации.

Истребование необходимых  для проверки документов производится в соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового Кодекса. Требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям) под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих.

При выявлении проверкой  фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов), проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) и пени, а также формируются предложения о привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности.

В случаях направления  материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о  возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам (финансовый год соответствует календарному году).

 

1.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки 

 
Порядок проведения выездной налоговой  проверки, а также требования к  документам, принимаемым налоговым  органом, определены в ст. 89 НК РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что такая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.

     Если у проверяемого лица нет возможности предоставить помещение, выездная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. При этом согласно позиции Конституционного Суда, озвученной в Определении от 08.04.2010 N 441-О-О, это не означает, что такая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной налоговой проверкой. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица или по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2 ст. 89 НК РФ).

      При этом данное решение должно содержать следующие сведения:  
         - полное и сокращенное наименования либо Ф.И.О. налогоплательщика;  
         - предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежат проверки;

         - периоды, за которые она проводится;  
         - должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение.  
      Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ . По общему правилу может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение (п. 4 ст. 89 НК РФ). Однако если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена данная "уточненка", даже в том случае, если этот период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении.  
Две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период налоговики проводить не вправе (п. 5 ст. 89 НК РФ). Также в отношении одного налогоплательщика нельзя проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

    Нужно иметь в виду, что при определении количества выездных проверок не учитываются самостоятельные выездные проверки филиалов и представительств налогоплательщика.  
В силу п. 6 ст. 89 НК РФ проверка не может продолжаться более двух месяцев. Если налоговый орган нарушит указанный срок, суд может признать, что акт проверки получен налоговым органом вне процедуры ее проведения. Срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев, что подтверждается Приказом ФНС России N САЭ-3-06/892.[5].

     Основаниями для этого могут являться:  
- проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;  
- получение в ходе проверки информации от правоохранительных   контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;  
- наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) на территории, где проводится проверка;  
- проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (4 и более подразделения - до четырех месяцев; менее 4 - до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на них, составляет не менее 50% от общей суммы налогов (аналогично и по стоимости имущества); 10 и более подразделений - до шести месяцев);  
- непредставление проверяемым лицом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов (в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования), необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;  
- иные обстоятельства (например, длительность проверяемого периода, объем проверяемых и анализируемых документов и др.).  
Для продления срока проверки налоговики направляют в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос. Форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2007 N ММ-3-06/281. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). Заметим, если налоговым органом вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, то возможность переноса даты ее начала для определения продолжительности проверки Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена (Письмо ФНС России от 18.11.2010 N АС-37-2/15853). При этом в данном Письме отмечается также, что Налоговый кодекс не содержит и норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки.  
Налоговый орган вправе осуществлять выездную проверку деятельности филиалов и представительств налогоплательщика (п. 7 ст. 89 НК РФ). Они могут проверяться в рамках общей выездной проверки налогоплательщика и самостоятельно. При этом их самостоятельную выездную проверку налоговый орган может проводить только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Также в отношении их нельзя проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как и недопустимо проведение более двух проверок филиала или представительства в течение одного календарного года. Срок самостоятельной проверки филиала, представительства не может превышать один месяц, и возможности его продления Налоговый кодекс не предусматривает.  
      Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право приостановить проверку для (п. 9 ст. 89 НК РФ):  
- истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;  
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;  
- проведения экспертиз;  
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.  
Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по формам, утвержденным Приказом ФНС России от 06.03.2007 N ММ-3-06/106. Нужно отметить, что приостановление проверки с целью истребования документов (информации) допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого они истребуются. При этом решение должно содержать указания на конкретных лиц, у которых истребуются документы (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2010 N А41-15780/08).  
Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. Если она была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев такая информация не была получена, срок приостановления может быть увеличен еще на три месяца. На период приостановления все действия налоговиков по истребованию документов также приостанавливаются, все уже истребованные подлинники документов возвращаются (за исключением тех, что получены в ходе проведения выемки), а также приостанавливаются действия налоговиков на территории проверяемого, связанные с данной проверкой.  
Несмотря на запрет, установленный п. 5 ст. 89 НК РФ, в некоторых случаях Налоговый кодекс предусматривает возможность проведения повторных выездных проверок независимо от времени осуществления предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (п. 10 ст. 89 НК РФ). При ее проведении может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено такое решение.  
Повторная выездная проверка может проводиться:  
- вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку; 
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (в данном случае проверяется период, за который представлена "уточненка"). Согласно позиции Президиума ВАС, отраженной в Постановлении от 16.03.2010 N 8163/09, предметом повторной выездной налоговой проверки, назначенной ввиду представления налогоплательщиком после проведения налоговой проверки уточненной декларации, в которой уменьшена сумма ранее исчисленного налога, являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. При этом в ходе проверки, проводимой по данному основанию (представление "уточненки"), не могут быть повторно проверены данные, которые не изменялись налогоплательщиком либо не были связаны с указанной корректировкой.  
Если при проведении повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, не обнаруженное ранее при проведении первоначальной выездной проверки, то к налогоплательщику налоговые санкции не применяются, за исключением случаев, когда оно явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа (п. 10 ст. 89 НК РФ).  
Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени и предмета предыдущей проверки за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 11 ст. 89 НК РФ). Она является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной (Постановление ФАС СКО от 19.07.2010 N А63-19428/2009). 

 
           

 

 1.3 Права и обязанности должностных лиц налоговых органов и             налогоплательщиков  

Общее определение  прав и обязанностей налогоплательщика  при проведении налоговых проверок установлено статьями 21 и 23 НК РФ.  
Это такие права, как:  
• представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя (в том числе и при проведении проверки);  
• присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;  
• получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;  
• требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;  
• не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству.  
При этом налогоплательщики обязаны:  
• представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;  
• не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;  
• в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги  
Поскольку права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов, предпринимателю необходимо хорошо представлять объем их прав и обязанностей.  
В соответствии с ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе:  
• проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;  
• вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;  
• осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории,  
• проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.  
     В соответствии с НК РФ налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Однако основной для налогоплательщика с точки зрения соблюдения его прав и обязанностей является выездная налоговая проверка (т.к. камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе документов, представленных налогоплательщиком, а значит ее фактически можно проводить сколько угодно раз без специальных постановлений на этот счет и извещения проверяемого).  

Информация о работе Выездные налоговые проверки: порядок проведения