Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:37, реферат
Термин «гармония» происходит от греческого harmonia – связанность и соразмерность частей целого. Гармонизация означает укрепление связей, в частности. Применительно к экономическим отношениям гармонизация предполагает «взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия разных мер, действий, мероприятий экономического характера».
Термин «гармония» происходит от греческого harmonia – связанность и соразмерность частей целого. Гармонизация означает укрепление связей, в частности. Применительно к экономическим отношениям гармонизация предполагает «взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия разных мер, действий, мероприятий экономического характера».
Рассмотрим более подробно проблемы гармонизации налоговых отношений. При этом следует различать гармонизацию налоговых отношений в узком и широком смысле.
В экономической литературе можно встретить определение о гармонизации налогов, под которой понимают «систематизацию и унификацию налогов, координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки. На территориях интегрирующихся государств определяются основные принципы и правила в организации налогообложения в пределах регионального экономического образования.
В более широком смысле под гармонизацией налоговых отношений понимают «построение национальной системы налоговых отношений, обеспечивающей установление долгосрочного и устойчивого баланса интересов государства, налогоплательщиков, других государств». При этом выделяют «четыре вида направлений гармонизации налоговых отношений:
Рассмотрим более подробно
одно из направлений гармонизации налоговых
отношений: сочетание налоговых
интересов всех уровней власти на
примере федеративного
Введение федерализма в сферу государственного строительства России как федеративного государства требует гармонизации отношений, реализуемых в процессе разграничения налоговых полномочий различных уровней власти.
Отношения, связанные с
формированием бюджетных
В настоящее время в
научной литературе раскрытию смысла
понятия «налоговый федерализм»
уделено недостаточно внимания. В
большинстве случаев
Обычно под налоговым
федерализмом понимают «основной организационный
принцип функционирования налоговой
системы страны, наделяющий различные
уровни управления разными налоговыми
полномочиями и ответственностью по
поводу установления налогов, налоговых
отчислений и распределения налоговых
доходов между бюджетами
Думается, что рассмотрение
налогового федерализма только в
качестве организационного принципа функционирования
налоговой системы страны не позволяет
в достаточной степени отразить
его специфику как совокупности
закрепленных в законодательном
порядке представлений о
Под гармонизацией налоговых отношений мы понимаем четкое разграничение полномочий между носителями власти, согласованную и упорядоченную деятельность федерального центра и составных частей федерации, взаимное согласование их интересов и действий по поводу формирования доходов бюджетов, выработку и реализацию управленческих решений, обеспечивающих каждый уровень власти необходимыми и достаточными ресурсами для выполнения возложенных на них функций, их кооперацию (сотрудничество) и солидарную ответственность.
Исходя из вышеизложенного,
под налоговым федерализмом следует
понимать законодательно установленный
порядок разграничения
Инструментами гармонизации
налоговых отношений выступают
налоговая конкуренция и
Целесообразно учитывать
налоговую составляющую конкурентных
преимуществ территорий при формировании
доходов региональных и местных
бюджетов. Налоговая конкуренция
представляет собой конкуренцию
между федеральным центром и
регионами за налоговые полномочия,
а также конкуренцию между
территориями за налогоплательщика. Она
является побудительным мотивом
для достижения справедливости при
перераспределении бюджетных
Индикаторами межстрановой конкуренции могут служить доли в налоговых доходах государства в динамике, а также рейтинги конкурентоспособности государств, проводимые различными международными организациями и институтами. Для сглаживания негативных последствий такой конкуренции используют механизм гармонизации налоговых отношений, когда страны договариваются установить минимальные налоговые ставки или решают облагать налогом по одним и тем же ставкам.
Индикаторами территориальной конкуренции внутри одной страны служат динамика инвестиций в отдельные регионы, рейтинги конкурентоспособности регионов, а также региональные различия между предоставляемыми налоговыми преимуществами, особые налоговые режимы на специально выделенных территориях.
Другой инструмент гармонизации
налоговых отношений –
Эти инструменты являются системообразующими и интегрирующими процессами, создающими в некотором смысле «обратные связи», обеспечивающими механизм повышения устойчивости федеративной системы через гармонизацию налоговых отношений. Налоговая конкуренция способна оказывать усиливающее воздействие на инициативу регионов в укреплении своих бюджетов за счет привлечения новых налогоплательщиков и, таким образом, создавать положительную обратную связь. В отличие от неё, финансовая эквализация способна оказывать на федеративную систему уравновешивающее воздействие, компенсируя степень экономического неравенства регионов и, таким образом, создавать отрицательную обратную связь.
Таким образом, гармонизация налоговых отношений в федеративном государстве означает обеспечение устойчивого баланса налоговых интересов всех уровней власти. Она способствует сохранению единства и устойчивому развитию государства.
Таким образом, гармонизация
налоговых отношений, означающая обеспечение
паритета налоговых полномочий и
налоговой ответственности
В федеративном государстве каждый уровень власти, согласно конституции, наделен самостоятельностью. Однако специфика концентрации средств в соответствующих уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации негативно сказывается на возможностях реализации этой самостоятельности. Поэтому существует объективная потребность в трансформации патерналистской модели перераспределения финансовых ресурсов между различными уровнями бюджетов в соревновательную, основанную на усилении налоговых конкурентных преимуществ субъектов Федерации. Достижение оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития экономического и налогового потенциалов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижение уровня их дотационности способны противостоять негативному влиянию на российскую экономику развивающегося мирового финансово-экономического кризиса.
Это нацелено на решение методологических аспектов народнохозяйственной проблемы, которая нашла отражение в Постановлении СФ ФС РФ от 26.11.2008 № 443-СФ «О бюджетной стратегии на период до 2023 года»: «существующее распределение доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами не обеспечивает в полном объеме исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления закрепленных за ними федеральными законами полномочий». Это необходимо для сохранения единства налоговой и бюджетной системы страны, особенно в условиях наметившейся из-за кризиса тенденции к сокращению финансовых ресурсов.
Литература: