Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 14:00, курсовая работа
Актуальность темы связанна с устранением двойного налогообложения. Эта проблема представляет комплекс законодательно закрепленных мер по зачету уплаченных за рубежом налогов в счет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет, либо освобождение от налогообложения организации в связи с тем, что ее прибыль (доходы) обложена налогом за рубежом.
Цель семестровой работы состоит в том, чтобы на основе теоретических положений, нормативно-правового материала, мирового опыта в сфере международного налогообложения показать необходимость комплексного подхода к разрешению проблем двойного налогообложения и международного уклонения от уплаты налогов с учетом имеющихся международно-правовых и внутренних норм.
Введение……………………………………………………………………....3
Глава 1. Двойное налогообложение, его экономическая сущность и принципы регулирования…………………..…………………………………………….5
1.1 Общая характеристика двойного налогообложения: экономическая сущность, виды и причины его возникновения …………………………....5
1.2 Устранение двойного налогообложения резидентов Российской Федерации…………………………………………………………………….8
Глава 2.Основы международных налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения.………………………………………………...10
2.1 Механизм урегулирования проблемы международного двойного налогообложения…………………………………………………………....10
2.2 Этапы и меры устранения проблем двойного налогообложения….....15
2.3 Применение частных методов устранения международного двойного налогообложения…………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...22 Список литературы…………………………………………………………..23
Введение
Актуальность темы связанна с устранением двойного налогообложения. Эта проблема представляет комплекс законодательно закрепленных мер по зачету уплаченных за рубежом налогов в счет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет, либо освобождение от налогообложения организации в связи с тем, что ее прибыль (доходы) обложена налогом за рубежом.
Цель семестровой работы состоит в том, чтобы на основе теоретических положений, нормативно-правового материала, мирового опыта в сфере международного налогообложения показать необходимость комплексного подхода к разрешению проблем двойного налогообложения и международного уклонения от уплаты налогов с учетом имеющихся международно-правовых и внутренних норм.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
Экономика России активно
участвует в процессах
Организации, ведущие деятельность в нескольких странах, сталкиваются с проблемой одновременного, двойного налогообложения одного и того же объекта в нескольких странах, что может привести к экономической нецелесообразности ведения деятельности в разных странах, затруднять товарооборот и как следствие препятствовать развитию внешнеэкономических связей и сотрудничества государств.
В соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах
и сборах российские организации
подлежат налогообложению по доходам,
полученным из источников не только в
Российской Федерации, но и за рубежом.
Возникающая таким образом
Глава 1. Двойное налогообложение, его экономическая сущность и принципы регулирования
1.1 Общая характеристика двойного налогообложения: экономическая сущность, виды и причины его возникновения
Двойное налогообложение - это одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами.
Для двойного налогообложения обычно
характерны идентичность субъектов
налогообложения (налогоплательщиков),
идентичность объектов налогообложения
(источников доходов и самих доходов),
подчиненность этих субъектов или
объектов налоговой юрисдикции различных
государств, одновременность
Развитые cтраны c начала 1980-х гг. предпринимают значительные уcилия пo регулированию международных налоговых отношений также в целях борьбы против уклонения от налогов, получившего большое распространение. Путем заключения налоговых соглашений или принятия соответствующих односторонних мер, они пытаются усилить налоговый контроль над деятельностью транснациональных компаний и банков, для которых различные налоговые злоупотребления стали обычной практикой. Противоречия между интересами стран-импортеров и стран-экспортеров капитала - важнейшая проблема международных налоговых отношений.
Практически все страны мира имеют
свои правила, регулирующие налоговые
режимы для своих резидентов, осуществляющих
деятельность за границей и получающих
доходы из-за рубежа, а также для
иностранных
В налоговой практике и теории различают
двойное экономическое и
Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.
Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период.[5].
Подобная ситуация неоднократно отмечалась в 1990-е гг. в Российской Федерации, и основной причиной этого явления следует считать неконтролируемое федеральными властями региональное и местное нормотворчество в сфере налогообложения. Однако если в одной стране данная проблема может быть решена путем приведения регионального и местного законодательств в соответствие с общегосударственным, то в международных экономических отношениях двойное и даже многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе налогового законодательства суверенных государств и может путем согласования многочисленных и сложных вопросов на международном уровне.
Можно выделить три основных принципа налоговых юрисдикции: по признаку территориальности, резиденства и гражданства.
К наиболее распространенным, относится юрисдикция, основанная на принципе территориальности. В соответствии с этим принципом страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Доходы, извлекаемые гражданами и предприятиями этой страны за пределами ее территории, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.
Принцип резиденства заключается в том, что всякий налогоплательщик, признаваемый постоянным жителем страны, подлежит налогообложению по всем доходам из всех источников, включая и зарубежные. Статус резидента определяется по нормам национального законодательства, различающимся в отношении физических и юридических лиц. Большинство стран в своей налоговой политике использует сочетание этих принципов.
Наряду с указанными принципами
отдельные страны традиционно используют принцип гражданства,
который заключается в том, что граждане,
постоянно проживающие на территории
всех субъектов федерации или административно-
Двойное налогообложение, возникающее из-за одновременного применения принципов резидентства и территориальности несколькими странами в отношении одного и того же дохода налогоплательщика, приводит к увеличению общего налогового бремени физического либо юридического лица, а также нарушает критерий налоговой справедливости.[6]
Можно выделить следующие причинами возникновения двойного налогообложения:
1.2 Устранение двойного налогообложения резидентов Российской Федерации
Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так за ее пределами.
При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25, ст. 311 НК РФ.[10]
Суммы налога, выплаченные в соответствии
с законодательством
Зачет производится при условии предоставления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату налога за пределами РФ: для налогов, уплаченных самой организацией, заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, подтверждения налогового агента.
Подтверждение налогового агента действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.
Устранение двойного налогообложения:
1. Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения;
2. Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода договор об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий. [9]
Государства в целях устранения двойного налогообложения вынуждены идти на ограничение своего налогового суверенитета путём заключения международных договоров, которые устанавливают соответствующий правовой механизм, призванный обеспечить справедливое распределение налоговых обязанностей налогоплательщиков между налоговыми юрисдикциями различных странах. Механизм А.А. Шахмаметьева выделяет четыре элемента:
1. уровни правового регулирования (национальное законодательство и международные соглашения);
2. концепции и принципы, лежащие в основе такого регулирования (налоговая нейтральность в отношении экспорта и импорта капитала и принцип национальной беспристрастности);
3. критерии установления связи лица с государственной налоговой юрисдикцией, в силу которой на него возлагается обязанность по уплате налогов на территории данной юрисдикции;
4. методы (способы) устранения многократного международного налогообложения. [7]
Основная цель договоров об избежании двойного налогообложения - способствовать международной торговле и инвестированию путем уменьшения налоговых барьеров, препятствующих свободному международному обмену товарами и услугами. Облегчение налогового бремени стимулирует развитие торговли и инвестирования. При этом каждое государство, вовлеченное в международную торговлю, с точки зрения налогообложения выступает в двух качествах. В одних ситуациях государство осуществляет налогообложение доходов как страна местопребывания налогоплательщика. В других же ситуациях государство облагает налогом доходы как государство - источник дохода, получаемого нерезидентом.
В международной практике международные соглашения об избежании двойного налогообложения обычно сочетают исключения от налогообложения доходов, полученных из иностранных источников, с применением ограничения по их налогообложению.
Таким образом, международные соглашения об избежании двойного налогообложения предоставляют преимущества по налогообложению доходов налогоплательщиков странам резидентства юридических и физических лиц. Увеличение налоговых доходов страны постоянного местопребывания налогоплательщика осуществляется за счет доходов страны источника дохода. Поэтому международные соглашения об избежании двойного налогообложения всегда содержат определенный механизм налогообложения, который применяется в одинаковом порядке в отношении всех сторон, подписавших соглашение.[1]
Информация о работе Двойное обложение и проблемы его устранения в международной практике