Задолженность по налогам и сборам: причины возникновения, способы предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в раскрытии экономических и организационных предпосылок возникновения и преодоления налоговой задолженности, изучении факторов и причин, способствующих ее снижению, а также обосновании комплекса мер по предотвращению ее образования.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность, экономическую природу и причины возникновения налоговой задолженности;
- проанализировать динамику и структуру налоговой задолженности консолидированного бюджета РФ и бюджета ХМАО-Югра;
- дать оценку действующей системе предупреждения и урегулирования налоговой задолженности и выявить ее основные проблемы;
- определить основные направления сокращения и наиболее результативные меры взыскания налоговой задолженности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект возникновения задолженности по налогам и сборам……...5
Понятие задолженности по налогам и ее место в системе сбора налогов……….5
Причины возникновения налоговых задолженностей………….............................8
Этапы и алгоритм функционирования механизма взыскания задолженностей
по налогам …………………………………………………………………………..11
Основные группы должников по уплате налогов………………………………..15
Противоречия в законодательных и нормативных актах, регламентирующих
процесс взыскания налоговых задолженностей…………………………………18
2. Практический аспект возникновения задолженности по налогам и сборам……..20
2.1 Налоговый контроль, как важнейшая предпосылка к образованию недоимок,
применения пеней………………………………………………………………….20
2.2 Анализ состояния задолженностей по налогам и сборам в бюджет РФ и
бюджет ХМАО-Югра за период 2003-2007 гг. …………………………………..24
3. Проблемы взыскания и пути снижения задолженности налогов и сборов………..34
Сложность и проблемы взыскания задолженности налогов и сборов……………34
Совершенствование контрольной работы налоговых органов по снижению
задолженности перед бюджетами всех уровней…………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики  и финансов

Кафедра «Налоги и налогообложение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Налоги  и налогообложение»

 

на тему: Задолженность по налогам и сборам: причины возникновения,

способы предотвращения

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы № 6380

Петрик Марина

Проверила: Коростелева Виктория Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Теоретический  аспект возникновения задолженности по налогам и сборам……...5

  1. Понятие задолженности по налогам и ее место в системе сбора налогов……….5
    1. Причины возникновения налоговых задолженностей………….............................8
    2. Этапы и алгоритм функционирования механизма взыскания задолженностей

по налогам …………………………………………………………………………..11

    1. Основные группы должников по уплате налогов………………………………..15
    2. Противоречия в законодательных и нормативных актах, регламентирующих

процесс взыскания налоговых  задолженностей…………………………………18

2. Практический аспект возникновения задолженности по налогам и сборам……..20

2.1 Налоговый контроль, как важнейшая предпосылка к образованию недоимок,

применения пеней………………………………………………………………….20

2.2 Анализ состояния  задолженностей по налогам и  сборам в бюджет РФ и 

бюджет ХМАО-Югра за период 2003-2007 гг. …………………………………..24

3. Проблемы взыскания  и пути снижения задолженности  налогов и сборов………..34

    1. Сложность и проблемы взыскания задолженности налогов и сборов……………34
    2. Совершенствование контрольной работы налоговых органов по снижению

задолженности перед  бюджетами всех уровней…………………………………...36

Заключение……………………………………………………………………………….41

Список используемой литературы……………………………………………………..44

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Меняются  ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Но проблема правонарушений в области уплаты налогов и сборов всегда останется актуальной.

Важность проблемы не только в обеспечении полноты  сбора налогов, но и выявлении  предпосылок образования налоговой задолженности, выработки эффективных способов ее снижения и устранения причин возникновения. В совокупности с анализом тенденций экономического развития России в целом это позволяет сделать вывод, что налоговая задолженность является одним из существенных дестабилизирующих социально-экономических факторов, а ее значительная сумма, растущая из года в год в абсолютном выражении, продолжает оставаться серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов государства.

Урегулирование  задолженности налогоплательщиков перед бюджетной системой имеет большое макроэкономическое значение в качестве условия для перехода к устойчивому развитию, повышению конкурентоспособности товаропроизводителей и является одним из крупных источников пополнения бюджета.

Цель работы состоит в раскрытии экономических  и организационных предпосылок  возникновения и преодоления  налоговой задолженности, изучении факторов и причин, способствующих ее снижению, а также обосновании  комплекса мер по предотвращению ее образования.

Реализация  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:

- раскрыть сущность, экономическую природу и причины  возникновения налоговой задолженности; 

- проанализировать  динамику и структуру налоговой  задолженности  консолидированного  бюджета РФ и бюджета ХМАО-Югра;

- дать оценку  действующей системе предупреждения  и урегулирования налоговой задолженности  и выявить ее основные проблемы;

- определить  основные направления сокращения  и наиболее результативные меры  взыскания налоговой задолженности;

- обосновать  пути повышения эффективности  налогового администрирования с  целью снижения налоговой задолженности; 

- разработать  предложения по совершенствованию  системы налогообложения, способствующие  сокращению налоговой задолженности.

Объектом исследования является налоговая система России, в процессе функционирования которой возникает налоговая задолженность и обоснование путей ее преодоления.

Предметом исследования выступает особая форма финансово-экономических  взаимоотношений государства и  налогоплательщиков, отражающих возникновение кредиторской задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафным санкциям налогоплательщиков-должников.

Теоретико-методологической основой исследования послужили  труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики и финансов области налогообложения и построения эффективных налоговых систем. В процессе работы использованы диалектический и сравнительно-аналитические методы, системно-структурный анализ социально-экономических процессов. Информационная база исследования включает публикации по избранной тематике; результаты аналитических исследований; статистические данные об основных показателях функционирования налоговой системы России, в т.ч. данные Госкомстата РФ, Федеральной налоговой службы Министерства Финансов России, правовые и законодательные документы федерального и регионального уровней, материалы совещаний по проблемам налогообложения и налоговой системы России.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы по теме исследования и приложений. Объем работы составляет 43 страницы основного текста, включая 44 рисунка, 6 таблиц. Список литературы содержит 26 источников.

 

 

1. Теоретический аспект возникновения задолженности по налогам и сборам

 

1.1 Понятие задолженности по налогам и ее место в системе сбора налогов

 

Первоочередное и принципиально  важное значение для выяснения сущности понятия задолженности по налогам  имеет определение понятий налога, недоимки, задолженности по налогам, а также вытекающий из их содержания порядок взыскания, включающий обращение его на имущество организаций-должников.

В Конституции РФ установлено, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». [1, 7] Обязанность платить налоги, закрепленная в Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии условий, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством для каждого конкретного налога или при наличии такого желания досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, ведет к образованию у налогоплательщика задолженности перед бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами.

Если придерживаться позиции, в  которой задолженность приравнивается к недоимке (рис. 1 (а)), то непонятно, куда в таком случае отнести отсроченные и рассроченные платежи, а также платежи, приостановленные к взысканию. Ведь отсроченные и рассроченные платежи, а также платежи, по которым взыскание временно приостановлено, так же как и недоимка, являются задолженностью с единственным отличием, подразумевающим возможность взыскания их в более поздние сроки (рис. 1 (б)). Под отсроченными и рассроченными платежами в данном случае понимается, прежде всего, задолженность по налогам прошлых лет, в отношении которых применена процедура реструктуризации, а под приостановленными к взысканию платежами - сумма налогов, доначисленных в ходе налоговых проверок и временно приостановленных к взысканию по решениям судебных органов.

Отдельные исследователи вводят в  состав понятия задолженности помимо недоимки пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, а также суммы неуплаченных штрафов (рис. 1 (в)). [19, 5] Эта точка зрения достаточно широко распространена, поэтому заслуживает подробного анализа.

Под штрафом подразумевается налоговая санкция за нарушение законодательства о налогах и сборах. По своей экономической сути штраф выступает не как задолженность по уплате налога, а как мера наказания за его неуплату. Ярким примером этого могут служить штрафы, наложенные на должностных лиц организации (руководителя, главного бухгалтера). Эти санкции имеют персональное отношение к работникам организации, виновным в совершении

Относительно включения  пени в задолженность по налогам  можно сделать схожий вывод, что  и по штрафам. Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик или плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. [1, 59] Пеню нужно рассматривать как дополнительный платеж, призванный компенсировать потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Значимым моментом здесь выступает определение пени как дополнительного платежа и указание на ее компенсационные свойства.

В статистическом ежегоднике за 2004 г. в части, сформированной по оперативным данным Федеральной  налоговой службы России и описывающей  задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ, налоговая задолженность представлена как сумма недоимки, отсроченных (рассроченных) платежей и платежей, приостановленных к взысканию. [21, 568] Исходя из этих же статистических данных, нельзя не отметить важное экономическое значение показателей отсроченных (рассроченных) платежей и платежей, приостановленных к взысканию, в общей структуре налоговой задолженности (рис. 2).

Из приведенной диаграммы  видно, что приостановленные к взысканию  платежи в процентном отношении (42%) к общей сумме задолженности  по налогам сопоставимы с показателем недоимки по налогам (43%). Немаловажную часть в общем объеме налоговой задолженности составляют и отсроченные (рассроченные) платежи (15%).

Вышеизложенное позволяет  сделать вывод о том, что задолженностью по налогам является недоимка, увеличенная на сумму отсроченных и рассроченных платежей и платежей, по которым взыскание временно приостановлено. Таким образом, с одной стороны, понятие задолженности значительно шире понятия недоимки, а с другой - тесно связанные с задолженностью суммы пени и штрафов по налогам и другим обязательным платежам не могут рассматриваться как ее составные элементы.

Для выявления места  и значения взыскания задолженности, включая обращение ее на имущество, в системе сбора налогов целесообразно  проанализировать динамику их роста в абсолютном значении, а также изменение соотношения между ними. На наш взгляд, наиболее адекватно это можно оценить по показателям 2001-2004 гг., которые отличались относительной стабильностью в отличие от кризисных периодов, которые переживала Россия в конце прошлого столетия.

В последние годы в  стране происходит постоянное повышение  собираемости налогов и перевыполнение показателей запланированных доходов  бюджетов. Так, со слов руководителя ФНС РФ А.Э. Сердюкова, «только за 11 месяцев 2005 г. в бюджетную систему РФ поступило 5,2 трлн. рублей, что на 31% превысило поступления за аналогичный период 2004 г.». [25, 9]

Среди основных факторов этого роста можно выделить, прежде всего, повышение мировых цен на энергоносители и объемов их добычи, инфляцию усиление налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. При этом рост налоговых поступлений сопровождался не повышением налогового бремени на каждого налогоплательщика, а расширением налоговой базы (увеличением выручки и налогооблагаемой прибыли) по всем основным категориям хозяйствующих субъектов. В свою очередь, объемы налоговой задолженности в последние годы стабилизировались на определенном уровне (рис. 4) и не прогрессируют так, как в период 90-х гг. имела стабильную тенденцию к росту.

При сравнении размеров задолженности по налоговым платежам и налоговых поступлений в  бюджетную систему РФ следует  выделить наметившийся в последнее  время процесс снижения доли налоговой  задолженности в общем объеме собираемых налогов. Так, с 2001 по 2004 г. этот показатель последовательно уменьшился почти на 7 % процентов (рис. 5). В то же время из рис. 4 следует, что это уменьшение носит относительный характер, обусловлено, прежде всего, ростом налоговых поступлений в бюджет и не связано с абсолютным уменьшением налоговой задолженности.

Информация о работе Задолженность по налогам и сборам: причины возникновения, способы предотвращения