Введение
Налоги в нашей жизни определяют
многое, от того, сколько их будет собрано,
зависит благополучие страны, региона,
конкретного города. В истории развития
общества еще ни одно государство не смогло
обойтись без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных
потребностей ему требуется определенная
сумма денежных средств, которые могут
быть собраны только посредством налогов.
Исходя из этого, минимальный размер налогового
бремени определяется суммой расходов
государства на исполнение минимума его
функций: управление, оборона, суд, охрана
порядка, чем больше функций возложено
на государство, тем больше оно должно
собирать налогов.
В сложное для нашей страны
время налоги играют немалую роль в укреплении
экономической позиции России. Налогам
отводится важное место среди экономических
рычагов, при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику. С
помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм
собственности с государственными и местными
бюджетами, с банками, а также с вышестоящими
организациями. При помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая деятельность, включая
привлечение иностранных инвестиций,
формируется хозрасчетный доход и прибыль
предприятия.
В условиях перехода от административно-директивных
методов управления к экономическим резко
возрастает роль и значение налогов как
регулятора рыночной экономики, поощрения
и развития приоритетных отраслей народного
хозяйства, через налоги государство может
проводить энергичную политику в развитии
наукоемких производств и ликвидации
убыточных предприятий.
В данной работе рассматривается
действие современной налоговой системы
РФ, ее проблемы и пути совершенствования,
определяются налоги, собираемые на территории
России, их сущность и функции.
1. Налоги. Налоговая
система
1.1 Понятие налоговой
системы
Налоги - обязательные платежи
в бюджет, осyществляемые юридическими
и физическими лицами. Налоги вводятся
законами Верховного Совета. Каждый закон
должен конкретизировать следyющие элементы
налога:
1) объект налога - это имyщество
или доход, подлежащие обложению;
2) сyбъект налога - это налогоплательщик,
то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход
из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - это величина
налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - это полное
или частичное освобождение плательщика
от налога.
Налоги могyт взиматься следyющими
способами:
1) кодастровый налог - (от слова
кодастр - таблица, справочник) когда объект
налога дифференцирован на грyппы по определенномy
признакy. Перечень этих грyпп и их признаки
заносится в специальные справочники.
Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная
ставка налога. Такой метод характерен
тем, что величина налога не зависит от
доходности объекта.
Примером такого налога может
слyжить налог на владельцев транспортных
средств. Он взимается по yстановленной
ставке от мощности транспортного средства,
не зависимо от того, использyется это
транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации Декларация
- докyмент, в котором плательщик налога
приводит расчет дохода и налога с него.
Характерной чертой такого метода является
то, что выплата налога производится после
полyчения дохода и лицом полyчающим доход.
Примером может слyжить налог на прибыль.
3) y источника Этот налог вносится
лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата
налога производится до полyчения дохода,
причем полyчатель дохода полyчает его
yменьшенным на сyммy налога.
Например подоходный налог
с физических лиц. Этот налог выплачивается
предприятием или организацией, на которой
работает физическое лицо. Т.е. до выплаты,
например, заработной платы из нее вычитается
сyмма налога и перечисляется в бюджет.
Остальная сyмма выплачивается работникy.
Сyществyют два вида налоговой
системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе
весь доход, полyчаемый налогоплательщиком,
делится на части - шедyлы. Каждая из этих
частей облагается налогом особым образом.
Для разных шедyл могyт быть yстановлены
различные ставки, льготы и дрyгие элементы
налога, перечисленные выше. 1
В глобальной налоговой системе
все доходы физических и юридических лиц
облагаются одинаково. Такая система облегчает
расчет налогов и yпрощает планирование
финансового резyльтата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система
широко применяется в Западных госyдарствах.
1.2 Экономическая
сущность
Налоги представляют собой
обязательные платежи, взимаемые государством
(центральными и местными органами власти)
с юридических и физических лиц в государственный
или местные бюджеты. Они возникли с разделением
общества на классы и появлением государства.
Без налогов не обходится ни одно государство.
Они нужны государству для того, чтобы
формировать государственный бюджет,
из которого затем финансируются расходы
на развитие хозяйства, социально-культурные
мероприятия, на содержание органов управления,
оборону страны и другие затраты. Таким
образом, «в налогах воплощено экономически
выраженное существование государства».
Налоги являются специфической формой
экономических отношений государства
с хозяйствующими субъектами, с различными
группами населения и каждым членом общества.
Эти отношения возникают в связи с перераспределением
части стоимости национального дохода
и образованием централизованного государственного
фонда финансовых ресурсов. Указанные
отношения неравноправные, односторонние.
В них государство является главным, решающим
действующим лицом, а плательщики налогов
— пассивные исполнители. Специфичность
этих отношений выражается, во-первых,
в обязательном характере налогов (представляют
часть национального дохода, принудительно
изымаемого государством у предприятий
и граждан), во-вторых, в безвозвратности
(хотя значительная часть налогов расходуется
на развитие народного хозяйства, социально-культурные
и другие общегосударственные мероприятия,
т. е. возвращаются плательщикам косвенно).
Взимание налогов производится властью
государства при наличии соответствующего
налогового законодательства, т. е. в форме
правовых отношений.
Сущность налогов наиболее полно проявляется
в их функциях. Налоги выполняют, как и
финансы, две функции — распределительную
и контрольную.
1.3 Функции налогов
Функция налога - проявление
его сущности в действии, способ выражения
его свойств. Функция показывает, каким
образом реализуется общественное назначение
данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения
доходов.
Если рассматривать функции
налогов в обществе, то в первую очередь
необходимо отметить, что в налогах непосредственно
реализуется их социальное назначение
как инструмента стоимостного распределения
и перераспределения доходов государства.
В то же время, необходимо отметить, что
на практическом уровне налогообложение
выполняет несколько функций, в каждой
из которых реализуется то или иное назначение
налогов. Взаимодействуя, данные функции
образуют систему. Рассматривая современную
систему налогообложения, можно сделать
вывод о том, что на данном этапе налоги
выполняют следующие основные функции:
фискальную, распределительную (социальную),
контрольную, регулирующую.
Фискальная функция является
основной, посредством которой реализуется
главное предназначение налогов: формирование
и мобилизация финансовых ресурсов государства,
а также аккумулирование в бюджете средств
для выполнения общегосударственных или
целевых государственных программ. Экономические
функции налогов следует рассматривать
относительно фискальной. Но, с другой
стороны, финансовые цели, будучи самыми
существенными, не являются исключительными.
Распределительная (социальная)
функция налогов состоит в перераспределении
общественных доходов между различными
категориями населения. В некоторых социально-ориентированных
странах (Швеция, Норвегия, Швейцария)
почти на официальном уровне признается,
что налоги представляют собой плату высокодоходной
части населения менее доходной за социальную
стабильность.
Контрольная функция, благодаря
которой оценивается эффективность налогового
механизма, обеспечивается контроль за
движением финансовых ресурсов, выявляется
необходимость внесения изменений в налоговую
систему и бюджетную политику.
Регулирующая (собственно экономическая)
функция связана с тем, что изъятие налогов
уменьшают покупательную способность
граждан и снижает инвестиционные возможности
предпринимателей, а косвенные налоги
повышают цены на товар и воздействуют
на потребление. Всё это уже само по себе
влияет на многие экономические процессы
в обществе. Меняя ставки налогов, совершенствуя
всю налоговую систему, государство может
преследовать достижение целей экономического
роста, активизации инвестиций и выравнивания
совокупного спроса и предложения.2
В этой связи возникает вопрос
- каковы же границы налогообложения? Высокое налогообложение
вызывает ряд проблем в экономике, основная
из которых состоит в том, что система
цен в этом случае будет гораздо хуже функционировать
в качестве носителя информации о рынке.
Обложенные высоким налогом производители
будут включать его в цену товара, искажая
тем самым истинные затраты на производство
последнего.
Высокие налоговые ставки могут
также повлечь за собой рост «черного»
сектора в экономике за счет сектора легального.
Возможны махинации с налогами. Это уменьшает
доходы государственного сектора.
Государство, являясь экономическим
субъектом, стремится получить свою экономическую
выгоду, увеличить поступления в бюджет.
Это естественное стремление, однако уровень
налоговых ставок не должен достигать
размера, при превышении которого их дальнейший
рост отрицательно сказывается на экономике.
Не всегда увеличение налоговой ставки
ведет к росту налоговых поступлений в
государственную казну. Это показал американский
экономист Артур Лаффер, исследовав связь
между величиной ставки налогов и поступлением
средств в бюджет.
Экономический смысл кривой
Лаффера состоит в утверждении, что не
всегда повышение ставки налога ведет
к росту налоговых поступлений государства.
Существуют объективные границы отчисления
налогов заинтересовывающих или отталкивающих
предпринимателей от развития производства.
Остается вопрос - при каком значении ставки
налога это происходит. Ответ будет разным
для разных стран.
Есть три признака, по которым
можно определить, превышена ли критическая
точка налогообложения:
1) если при очередном
повышении налоговой ставки доходы
бюджета растут непропорционально
медленно или сокращаются;
2) если снижаются темпы
экономического роста, уменьшаются
долгосрочные вложения капитала,
ухудшается материальное положение
населения;
3) если растет «теневая»
экономика.
2. Анализ действующей налоговой
системы Российской Федерации.
2.1 Классификация налогов по различным
признакам.
Государство
использует налоги для создания
необходимого ему денежного фонда
(государственного бюджета) и решения
различных социально-экономических
задач. Постоянная и, как правило,
растущая потребность государства
в денежных средствах и стремление
воздействовать с помощью налогов
на социально-экономические процессы
ведут к применению разнообразных
видов этих платежей, влияют на
их количество. История развития
государств мира подтверждает
это.
Немалое число налогов
установлено и современным законодательством
Российской федерации. Следует заметить,
что в этот перечень включены не только
налоги в собственном смысле слова, но
и другие платежи, подлежащие в обязательном
порядке внесению в бюджет какого-либо
уровня или государственные внебюджетные
фонды. При этом все они объединены в общем
понятии ''налоговая система''.
Под налоговой системой
понимается совокупность налогов, пошлин
и сборов, взимаемых на территории государства
в соответствии с Налоговым кодексом,
а также совокупность норм и правил, определяющих
правомочия и систему ответственности
сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Объединение налоговых
платежей в систему предполагает возможность
их классификации, позволяющей лучше уяснить
сущность этой категории. Оснований для
классификации может быть несколько. Каждая
из них имеет свое значение и практическое
применение.
В зависимости от категории
субъектов (плательщиков) можно выделить
налоги с юридических лиц и налоги с физических
лиц. К той и другой группе относятся налоги
разного территориального уровня. В первую
группу входят налоги на добавленную стоимость,
на прибыль, акцизы и другие. Во вторую
– подоходный налог, налог на имущество,
переходящее в порядке наследования и
дарения и другие. Выявление круга платежей
по субъектам имеет существенное практическое
значение для характеристики правового
статуса соответствующего юридического
или физического лица, определения перспектив
их деятельности, организации контроля
за уплатой налогов. 3
Вместе с тем для настоящего
времени характерно появление в Российской
Федерации группы налогов, общих как для
юридических, так и для физических лиц.
Это: земельный налог, налоги, зачисляемые
в дорожные фонды, налог с владельцев транспортных
средств, налог на реализацию горюче-смазочных
материалов и другие. Они совпадают по
своему основному содержанию, регулируются
общими для разных субъектов нормативными
актами.
В зависимости от характера
использования налоги могут быть общего
значения и целевыми.
Налоги общего значения,
а они в большей части таковыми и являются,
зачисляются в бюджет соответствующего
уровня как общий денежный фонд соответствующей
территории и используются при исполнении
бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.
Такие налоги обеспечивают возможность
маневра для органов власти при распределении
бюджетных средств.
Целевое предназначение
налогов выступает как мера вынужденного
характера, обусловленная экономическими
или другими причинами (например, зачисление
специальных налогов в дорожные фонды
связано с необходимостью развития автомобильных
дорог).
Целевые налоги зачисляются
во внебюджетные и бюджетные целевые фонды
или выделяются в бюджете отдельной строкой
для целевого использования (как, например,
земельный налог).
В зависимости от формы
возложения налогового бремени (формы
взимания) налоги могут быть прямыми и
косвенными.
Прямые налоги, в отличие
от косвенных, непосредственно не обращены
к налогоплательщику, – а к доходам, имуществу,
другим объектам налогообложения. Юридический
и фактический плательщик в этом случае
совпадают в одном лице. 4
Косвенное же налогообложение
отличается от этой формы своей замаскированностью.
Налог в этом случае устанавливается в
виде надбавки к цене реализуемых товаров.
В результате этого он непосредственно
с доходом или имуществом фактического
плательщика не связан. Закон возлагает
юридическую обязанность внесения суммы
налога в казну на предприятие, производящее
или реализующее товары, оказывающее услуги
за счет выручки. Фактически же, бремя
уплаты налога возложено на потребителя,
который приобретает эти товары (услуги)
по ценам, повышенным на сумму косвенного
налога. Он и является в конечном итоге
плательщиком налога. Такими косвенными
налогами являются, например, акцизы, налог
на добавленную стоимость.
Экономисты и политики
высказывали мнение о косвенных налогах
как о несправедливых, так как чем беднее
человек, тем большую долю своего дохода
он отдает государству в виде этих налогов.
Однако в самых различных странах мира
косвенные налоги получили широкое применение.
Налоги можно классифицировать
и по объектам налогообложения: на платежи
с доходов (выручки, прибыли), имущества,
с определенных видов деятельности, за
использование природных ресурсов. Такие
налоги распространяются как на юридические
лица, так и на физических лиц.
2.2 Налоговая
система Российской Федерации.
Введенная с 1 января
1992 года новая налоговая система Российской
Федерации включает три группы налогов:
федеральные налоги; налоги республик
в составе Российской Федерации и налоги
краев, областей, автономной области, автономных
округов; местные налоги.
К федеральным относятся
следующие налоги:
а) налог на добавленную
стоимость;
б) акцизы на отдельные
группы и виды товаров;
в) федеральный налог
на прибыль предприятий;
г) таможенная пошлина
и таможенные сборы;
д) платежи за пользование
природными ресурсами;
е) федеральный подоходный
налог с физических лиц;
ж) налоги, служащие
источниками образования дорожных фондов;
з) гербовый сбор;
и) государственная
пошлина;
л) налог с имущества,
переходящего в порядке наследования
и дарения;
м) сбор за использование
наименований "Россия", "Российская
Федерация" и образованных на их основе
слов и словосочетаний.
К налогам республик
в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных
округов относятся следующие налоги:
а) налог на имущество
предприятий;
б) лесной доход;
в) плата за воду, забираемую
промышленными предприятиями из водохозяйственных
систем.
г) сбор на нужды образовательных
учреждений, взимаемый с юридических лиц;
д) налог на рекламу.
К местным относятся
следующие налоги:
а) налог на имущество
физических лиц;
б) земельный налог;
в) налог на строительство
объектов производственного назначения
в курортной зоне;
д) налог на перепродажу
автомобилей, вычислительной техники
и персональных компьютеров;
к) налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной
сферы.
Помимо них федеральное
законодательство отнесло к данной группе
около 20 всевозможных сборов. Так, регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью, устанавливается законодательными
актами РФ и взимается на всей ее территории.
Однако конкретные ставки этого налога
определяются законодательными актами
субъектов РФ, а также органами местного
самоуправления, если иное не предусмотрено
законодательством РФ. Кроме того, по решению
районных и городских органов местного
самоуправления могут устанавливаться
следующие платежи:
а) курортный сбор;
б) сбор за право торговли;
в) целевые сборы с
граждан и предприятий, учреждений, организаций
независимо от их организационно-правовых
форм на содержание милиции, на благоустройство
территорий, на нужды образования и другие
цели;
г) сбор с владельцев
собак;
д) лицензионный сбор
за право торговли винно-водочными изделиями;
е) лицензионный сбор
за право проведения местных аукционов
и лотерей;
ж) сбор за выдачу ордера
на квартиру;
з) сбор за парковку
автотранспорта;
и) сбор за право использования
местной символики;
к) сбор за участие
в бегах на ипподромах;
л) сбор за выигрыш
на бегах;
м) сбор с лиц, участвующих
в игре на тотализаторе на ипподроме;
н) сбор со сделок, совершаемых
на биржах, за исключением сделок, предусмотренных
законодательными актами о налогообложении
операций с ценными бумагами;
о) сбор за право проведения
кино- и телесъемок;
п) сбор за уборку территорий
населенных пунктов;
р) сбор за открытие
игорного бизнеса.
Перечисленные платежи
относятся к источникам доходов местных
бюджетов.