Налоги и их роль в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и видов налогов.
-рассмотрение сущности видов налогов
Для достижения целей поставленных в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть статистику взимания налогов в РФ за период 2009-2010гг.

Содержание

Введение 2
1. Налоги и их роль в экономике 3
1.1 Сущность и признаки налогов. 3
1.2.Структура налога 4
2.Способы взимания налогов 7
3. Направления налоговой политики Российской Федерации……....12
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.НАЛОГИ4.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Стр.

             

 

Введение

Тема моей курсовой работы: "Налоги". Данную тему я выбрала потому, что, в первую очередь, считаю её актуальной. Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций.

Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства.

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и видов налогов.

-рассмотрение  сущности видов налогов

Для достижения целей поставленных в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

-Рассмотреть статистику взимания налогов в РФ за период 2009-2010гг.

Данные представим в виде таблицы и свободных диаграмм,для наглядного представления.

В заключении курсовой работы предполагается подвести итоги проведённой работы, выделив и охарактеризовав основные выводы данной работы.

 

 

1. Налоги и их роль в экономике

1.1 Сущность и признаки налогов.

 Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.1

Под налогом  понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчёта и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:

Целевые признаки;

Организационные;

Системные;

Целевыми признаками являются:

Поддерживаемые органы управления;

Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);

Целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика);

Организационными признаками налога являются:

Объект налога – то, что облагается налогом (доход, имущество и т. п.);

Источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.);

База налога – сумма, с которой взимается налог;

Ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения;

Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог;

Системные признаки налога позволяют дать характеристику его места в общем процессе финансовых потоков:

Доля налога в бюджетных поступлениях;

Доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;

Степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;

Степень собираемости налога;

Экономические последствия предоставленных льгот по налогу (убытки, будущие доходы);

Расходы на сбор налога.

1.2.Структура налога

Каждый налог содержит следующие элементы:

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – это лицо, на котором лежит юридическая ответственность уплатить налог за счет собственных средств (организации и физические лица).3

Носитель налога – физическое или юридическое лицо, которое в конечном счёте несёт издержки и ущерб по уплате налога.

Субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его носителем, поскольку иногда налог перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной какой либо товар, понятно что он будет переложен на потребителей путём надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого то он уже не носитель налога.4

Сфера действия налога – совокупность носителей налога, на которых в конечном счёте ложится его бремя.

Объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество). Часто и само название налога вытекает из объекта, например, поземельный, подоходный, и др.

Источник налога – доход субъекта (заработная плата, процент, рента) из которого выплачивается налог. По некоторым налогам объект и источник совпадают.

Масштаб налогообложения – единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д.

Единица налогообложения – это единица измерения объекта налога. «Единицы» могут измеряться в разных величинах. Так, по подоходному налогу это будет рубль, по земельному – сотка, по акцизному – литр, тонна, пачка сигарет и т.д.5

Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица обложения берётся как принцип, единица обложения берётся как мера.

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты.

В зависимости от построения налогов различают твёрдые и долевые ставки.

Твёрдые ставки - устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода. Долевые ставки выражаются в определённых долях объекта обложения.

Различают, также: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

- Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учёта его дифференциации его величины.

- Прогрессивные  – средняя ставка прогрессивного  налога повышается по мере  возраста дохода. При прогрессивной  ставке налогообложения плательщик  выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

- Регрессивные  – средняя ставка регрессивного  налога понижается по мере  роста дохода. Регрессивный налог  может приносить большую абсолютную  сумму, а может и не приводить  к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговый порог – расчётная величина налогового оклада к доходам.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум (безналоговая зона) – часть объекта, полностью освобождённая от налога.

Наличие субъекта налогообложения (личная налоговая повинность), предмета налогообложения (материальная налоговая повинность) и ставки налогообложения задают схему обложения налогом.

 

 

 

2.Способы взимания налогов

 

В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

Первый способ – кадастровый – предлагает использование кадастра. Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге – размер участка, количество скота, удалённость от транспортных путей рынка; при домовом – количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом - численность рабочих, количество станков и т. д. Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно отклоняется от действительной. Существуют поземельный, по домовой, промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.6

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога7.

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.8

Рассмотрим статистику взимания налогов в РФ за период 2009-2010гг.

Данные представим в виде таблицы и сводных диаграмм.

Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-октябрь 2009-2010 гг.

 

Таблица 1.

Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации за январь-октябрь 2009-2010 гг.9

млрд.руб.

 

январь-октябрь

в процентах к 2009 году

2009 год

2010 год

Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации

5 175,7

6 331,1

122,3

в том числе:

     

        в федеральный бюджет

2 057,8

2 652,2

128,9

        в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

3 117,9

3 678,9

118,0

из них:

     

   Налог на прибыль организаций

1 071,6

1 485,7

138,6

        в федеральный бюджет

158,9

203,0

127,8

        в консолидированные бюджеты субъектов РФ

912,7

1 282,7

140,5

   Налог на доходы физических  лиц

     

        в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

1 306,3

1 383,1

105,9

   Налог на добавленную стоимость

     

          на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 003,4

1 124,4

112,1

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

24,5

41,3

168,8

   Акцизы

269,7

365,5

135,5

          в федеральный бюджет

67,3

94,0

139,6

        в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

202,4

271,5

134,1

из них:

     

на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию

3,4

3,8

110,3

          в федеральный бюджет

1,7

1,9

111,6

        в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

1,7

1,8

108,9

на табачную продукцию

64,8

88,1

136,0

          в федеральный бюджет

64,8

88,1

136,0

акцизы на нефтепродукты

120,1

139,0

115,8

        в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

120,1

139,0

115,8

акцизы на пиво

25,7

70,1

272,8

        в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

25,7

70,1

272,8

акцизы на алкогольную продукцию (за исключением вин)

51,3

55,8

108,8

        в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

51,3

55,8

108,8

Имущественные налоги

     

        в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

486,3

537,9

110,6

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

486,3

1 172,3

241,1

          в федеральный бюджет

794,0

1 146,2

144,4

        в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

59,4

26,1

43,9

в том числе:

     

      налог на добычу полезных  ископаемых

831,1

1 143,4

137,6

          в федеральный бюджет

773,6

1 119,6

144,7

       в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

57,5

23,8

41,4

        из него нефть:

735,2

1 029,7

140,1

          в федеральный бюджет

698,5

1 029,7

147,4

       в консолидированные бюджеты субъектов РФ

36,8

0,0

0,0

    газа горючего природного из  всех видов месторождений    углеводородного сырья

60,1

69,5

115,7

          в федеральный бюджет

60,1

69,5

115,7

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

5,5

7,9

144,4

        в федеральный бюджет

5,2

7,9

152,0

        в консолидированные бюджеты  субъектов РФ

0,3

0,0

0,0


 

Рассмотрим статистику поступления налогов в федеральный бюджет за период 2009-2010гг.

Всего в январе-октябре 2010 года в федеральный бюджет поступило 2 652,2 млрд. рублей, что на 29% больше, чем в январе-октябре  2009 года.

Диаграмма 1. Поступление администрируемых  ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-октябре 2009-2010гг.10

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых и НДС (по 42%) и налога на прибыль (8%).

Диаграмма 2. Структура поступлений по видам налогов в РФ за период январь-октябрь 2010гг.11

Поступления налога на прибыль организаций в январе-октябре 2010 года составили 203,0 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в январе-октябре 2009 года.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-октябре 2010 года поступило 1 124,4 млрд. рублей, что на 12% больше, чем в январе-октябре 2009 года.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в январе-октябре 2010 года поступило 41,3 млрд. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в январе-октябре 2009 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-октябре 2010 года составили 94,0 млрд. рублей и выросли относительно января-октября 2009 года на 40%.

 

Налога на добычу полезных ископаемых в январе-октябре 2010 года поступило 1 119,6 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 029,7 млрд. рублей, газа горючего природного – 69,5 млрд. рублей, газового конденсата – 7,9 млрд. рублей.

По сравнению с январем-октябрем 2009 года поступления НДПИ выросли на 45% что обусловлено повышением цены на нефть (с 54,6$ в декабре 2008 года - сентябре 2009 года до 75,5$ в декабре 2009 года – сентябре 2010 года, или в 1,4 раза).

 

3. Направления налоговой политики  Российской Федерации

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2010 - 2012 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2010 - 2012 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2009 года.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой политики в Российской Федерации» анализируя направления налоговой политики на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

Информация о работе Налоги и их роль в экономике