Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с экономической политикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 06:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ налоговой системы, а также выявление взаимосвязи между налоговой системой и экономической политикой Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю развития налоговой системы в России
2. Изучить понятие, функции принципы построения налоговой системы
3. Рассмотреть направления, цели и методы экономической политики России
4. Определить роль налоговой системы в экономической политике России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1: Общая характеристика налоговой системы…………………………….5
1.1. История развития налоговой системы в России……………………………. 5
1.2. Понятие, функции, принципы построения налоговой системы……………8
Глава 2: Взаимосвязь налоговой системы с экономической политикой……...13
2.1. Понятие, направления, цели и методы экономической политики России 13
2.2. Роль налоговой системы в экономике России …………………………….18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………………. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по налогам.docx

— 51.46 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет налогов и таможенного дела

Кафедра: «Налоги и таможенное дело»

Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: История налогов и налогообложения

              на тему: Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с      экономической политикой

 

 

 

Руководитель:                                         Тимофеева Александра Александровна

                                                              (степень, звание, Ф. И. О.)                                                                              

   

 

 

Исполнитель:

Студент (ка) группы                              Васильева Анастасия Сергеевна Н-12-1   

(Ф.И.О)

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1: Общая характеристика налоговой системы…………………………….5

1.1. История развития налоговой системы в России……………………………. 5

1.2. Понятие, функции, принципы построения налоговой системы……………8

Глава 2: Взаимосвязь налоговой системы с экономической политикой……...13

2.1. Понятие, направления, цели  и методы экономической политики  России 13

2.2. Роль налоговой системы  в экономике России …………………………….18

Заключение………………………………………………………………………...21

Список литературы………………………………………………………………. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государство не может существовать без налогов. Это знали еще в древности. Изобретались самые разные формы налогообложения: на окна и дымовые труба, на соль, на спиртные напитки.

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 Конституции «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Государство использует налоги как один из инструментов реализации избранных в обществе приоритетных направлений развития экономики.

Система налогообложения любого государства активно изменяется и совершенствуется. Это характерно и для Российской Федерации. Разрабатываемые поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам существенно меняют перечень налогов по уровням налоговой системы, порядок их исчисления и взимания и другие принципиальные моменты.

Налоговая система должна обеспечить стабильность, прогнозируемость доходов бюджетов всех уровней. Ради этого они созданы, ради этого уплачиваются налоги. Это обеспечение федерального бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов муниципалитетов.

Данная курсовая работа посвящена налоговой системе и ее взаимосвязи с экономической политикой Российской Федерации.

Выбранная мною тема является довольно актуальной, это обосновывается тем, что на протяжении десяти последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства, как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ налоговой системы, а также выявление взаимосвязи между налоговой системой и экономической политикой Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю развития  налоговой системы в России

2. Изучить понятие, функции  принципы построения налоговой  системы

3. Рассмотреть направления, цели и методы экономической  политики России

4. Определить роль налоговой  системы в экономической политике  России

В качестве методов в курсовой работе использованы:

1. Анализ

2. Сравнение

3. Систематизация

4. Абстрагирование

Курсовая работа включает в себя: содержание, введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

1.1 История развития  налоговой системы в России

 

Основным источником дохода княжеской казны была дань с подвластных князю племен и народностей. Дань уплачивалась деньгами – чаще всего арабскими монетами или натурой – мехами. Существовало также и косвенное налогообложение, в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источниками дохода казны являлись торговые сборы, они возросли из-за присоединения к Московскому княжеству новых земель и, прежде всего, крупных торговых центров.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками – уполномоченными хана, а затем русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги. Император учредил особую должность – прибыльщики, обязанность которых заключалась в том, чтобы изобретать новые источники доходов казны.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.

При Петре I были образованы двенадцать коллегий, из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами: камер-коллегия, штате-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия.

Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая – расходами, третья – ревизией счетов, четвертая – взыскиванием недоимок, недоборов.

В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов и определена его роль. На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний. Кроме прямых государственных налогов функционировали земские (местные) сборы. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.

Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички и т.д. Значительными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела отнюдь не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

Начало XX в. для России ознаменовалось несколькими спадами в развитии экономики и налоговой системы.

Так, например, с октября 1917 г. основным источником доходов временной власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуции1.

Но эти явления не способствовали налаживанию национального хозяйства. Положение улучшилось, после перехода на новую экономическую политику.

Начало 90-х гг. явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации, которое, в сущности, продолжается по сегодняшний день.

Подвоя итог, можно сказать, что налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги, что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие, функции, принципы построения налоговой  системы

При определении налоговой системы большинство авторов придерживаются формулировки, данной в законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: налоговая система – это совокупность налогов и сборов.

Некоторые авторы соотносят налоговую систему с системой государственных органов, управляющих налогообложением.

Более широкое понимание налоговой системы дается в работах правоведов, которые определяют ее, как совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К таким условиям они, в частности, относят: систему налоговых органов, систему и принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля и т.д.

В работе Л.П.Павловой и М.Р.Пинской налоговая система определяется как сложное, эволюционирующее социальное образование.

В работе Л.Н.Лыковой налоговая система – совокупность взаимосвязанных компонентов.

Кроме того, налоговую систему можно определить следующим образом: налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в государстве с плательщиков – юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

Налоговая система обладает рядом функций. В налоговой теории однозначное признание получила пока только одна функция – фискальная. По поводу других функций существуют различные мнения: от отрицания наличия каких-либо других функций, кроме фискальной, до чрезмерного расширения их количества. Это связано с тем, что в современном мире функции государства многократно возросли: помимо традиционных общественно-политических функций, государство в той или иной форме регулирует все социально-экономические процессы. Необходимо отметить, что наибольшее признание в этой связи получили следующие функции налоговой системы: фискальная, макроэкономическая (регулирующая), распределительная, стимулирующая, контрольная. Рассмотрим данные функции подробно.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства в реализации фискальной (бюджетной) функции проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может вести к гипертрофированию фискальной функции перед другими функциями и задачами налоговой системы и налоговой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода2, доходов юридических и физических лиц. Данная функция влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно обращена и взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма и налоговой политики.

Эта функция является в современной практике России слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налоговой системы выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И наоборот, ослабление контрольной функции означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

Контрольная функция проявляется в обязательности исполнения налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами, в полноте сбора налоговых платежей и действенности, эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства, предписываемые законом перед государством.

Информация о работе Налоговая система: понятие и ее взаимосвязь с экономической политикой