Налоговая система Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:09, реферат

Краткое описание

Налог - важнейший источник доходной базы китайской казны. Он также является важным экономическим рычагом, используемым государством для усиления воздействия на социально-экономическое развитие страны. Положительные итоги работы налоговой системы после реформы 1994 года позволяют говорить о том, что впервые в мире в Китае построена действенная налоговая система, адаптированная к "рыночной экономике социализма". Существующая налоговая система КНР направлена на открытие Китая внешнему миру, что способствует энергичному развитию национальной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

реф.налоговая система китая.docx

— 28.63 Кб (Скачать файл)

1. Налоговая система  Китая

 

 

 

Налог - важнейший источник доходной базы китайской казны. Он также  является важным экономическим рычагом, используемым государством для усиления воздействия на социально-экономическое  развитие страны. Положительные итоги  работы налоговой системы после  реформы 1994 года позволяют говорить о том, что впервые в мире в  Китае построена действенная  налоговая система, адаптированная к "рыночной экономике социализма". Существующая налоговая система  КНР направлена на открытие Китая  внешнему миру, что способствует энергичному  развитию национальной экономики.

 

В настоящее время все  налоги КНР разделены на три отдельные  группы: 1

 

1) Центральные налоги, которые  включают в себя таможенные  пошлины, потребительский налог,  НДС, взимаемый таможней, а также  налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог), взимаемый с банков, финансовых организаций, государственных  предприятий и иностранных торговых  корпораций.

 

2) Совместные налоги, включающие  НДС, Налог на использование  природных ресурсов, налог на  ценные бумаги и бизнес-налог,  взимаемый с других банков  и страховых организаций. 

 

3) Местные налоги, включающие  налог на прибыль предприятий,  бизнес-налог от других источников, налог на недвижимость, подоходный  налог с физических лиц, гербовые  сборы и некоторые другие налоги, такие как налог на наследство  и налог на повышение стоимости  земли. 

 

Государственные налоговые  управления на местном уровне подконтрольны  Государственной Налоговой Администрации, тогда как местные налоговые  управления являются органами местного правительства. Государственные налоговые  управления с местными налоговыми управлениями занимаются всеми налогами, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями

 

Предприятия с иностранными инвестициями должны зарегистрироваться в налоговых органах в течение 30 дней с момента получения лицензии на хозяйственную деятельность. При  регистрации выдается свидетельство  о регистрации, срок действия которого – 12 месяцев, с последующим продлением.

 

Ниже приводится краткий  обзор налогов, которыми облагаются предприятия с иностранными инвестициями. Следует учесть, что это не исчерпывающий  список, и сюда не включены некоторые  мелкие налоги. Это общая картина, дающая потенциальному иностранному инвестору  базисную информацию об основных налоговых  обязательствах в Китае. Кроме того, в различных регионах существуют различные местные налоги.

 

Налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог) 2

 

Данный налог применяется  во всех ситуациях, когда имеет место:

 

Предоставление налогооблагаемых услуг 

 

Передача нематериальных активов 

 

Продажа недвижимости.

 

Данный налог исчисляется  на основании товарооборота. Отчетность по нему и периодичность его оплаты – ежемесячные. Ставка налога различается  в зависимости от видов деятельности в следующих размерах:

 

Транспорт: 3%

 

Строительство, инженерные работы: 3%

 

Финансовая деятельность: 8%

 

Почта и телекоммуникации: 3%

 

Культура и спорт: 3%

 

Индустрия развлечений: 5-20% (бары, рестораны: 10%)

 

Услуги: 5%

 

Приобретение нематериальных активов: 5%

 

Продажа недвижимости: 5%

 

Налог на прибыль предприятий 3

 

Применяется ко всем предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным  компаниям, получающим доходы в Китае.

 

Размер налога устанавливается  ежегодно в течение пяти месяцев  после окончания года. Ежеквартальные платежи этого налога производятся на основании этой цифры, однако, при  предоставлении ежеквартальных отчетов. Любые суммы, оплаченные свыше необходимой  суммы налога, возвращаются или зачитываются в следующие периоды. Налог рассчитывается в юанях. Размер налога рассчитывается на основании валовой прибыли  в течение года за минусом себестоимости, расходов и убытков. Ставка налога – 30% для предприятий, зарегистрированных в Китае. Для тех предприятий, которые в Китае не зарегистрированы, ставка составляет 20% (часто этот налог  называется «удерживаемым»), и в  случае отсутствия бухгалтерской отчетности в Китае, данный налог часто рассчитывается на основании общей суммы контракта. Существуют также ставки налога в  размере 15% и 24%, которые применяются  по отношению к предприятиям с  иностранными инвестициями, учрежденным  в некоторых специальных районах  Китая и занимающихся определенной деятельностью. По данному налогу предприятиям с иностранными инвестициями, занимающимися  определенными видами деятельности, могут предоставляться налоговые  каникулы на срок до пяти лет.

 

Подоходный налог с  физических лиц 

 

Ставка налога является прогрессивной  в зависимости от размера зарплаты, могут быть также некоторые региональные различия, а в некоторых случаях  существует даже возможность для  переговоров с налоговыми органами. Но, в общем, для иностранцев, работающих в Китае, применяются следующие  ставки (Исчисление, отчетность и периодичность  оплаты данного налога – ежемесячные):

 

Ежемесячный доход в размере 4000 юаней КНР налогом не облагается. (1 USD ~ 8,2 юаней КНР)

 

Сумма, превышающая размер 4000 юаней, облагается налогом по следующим  ставкам:

 

4000 – 4500 5%

 

4501 – 6000 10%

 

6001 – 9000 15%

 

9001 – 24000 20%

 

24001 – 44000 25%

 

44001 – 64000 30%

 

64001 – 84000 35%

 

84001 – 104000 40%

 

104001 и выше 45%

 

Налог на добавленную стоимость 

 

Исчисляется в размере17% и  взимается при продаже товаров  и некоторых услуг. Хотя в итоге  налог оплачивается конечным потребителем, он взимается на всех этапах производства и реализации. Обязательство по оплате НДС возникает немедленно при  выставлении инвойса (не после его  оплаты), что означает, что НДС  может должен быть взыскан даже несмотря на возможный безнадежный долг.

 

Некоторые свободные торговые зоны возмещают часть НДС за товары, продаваемые за пределы зоны, однако такая практика не приветствуется со стороны Центрального Правительства, поэтому вскоре возможно прекращение  существования подобной льготы.

 

Потребительский налог 4

 

Потребительский налог взимается  в дополнение к НДС при некоторых  специальных видах потребления, таких как сигареты, алкогольные  напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, автомобили и т.д. Он подлежит уплате всеми предприятиями и  частными лицами при импортировании, производстве и переработке вышеуказанных  товаров. Этот налог взимается только один раз в процессе бизнеса и  оплачивается конечным потребителем. Ставка налога варьируется в зависимости  от различных категорий потребления  от 3 до 50%.

 

Удерживаемые налоги

 

Иностранные предприятия  без легального присутствия в  Китае облагаются в размере 20% от доходов, полученных из Китая (существуют некоторые региональные различия и  различия по видам деятельности). К  таким доходам относятся, например, проценты на капитал, арендные платежи, авторские гонорары и т.п. Это  должно быть учтено и определено в  счете, выставляемом китайскому предприятию (включая предприятия с иностранными инвестициями), чтобы оно могло  «удержать» данный налог и передать его правительству. То есть китайское  предприятие в данном случае выступает  в роли агента правительства по сбору  налогов. Предприятиям с иностранными инвестициями нужно здесь быть осторожными: Когда вы прибавляете к стоимости  ваших товаров (работ, услуг) проценты, арендные или авторские платежи, подлежащие оплате иностранному предприятию  согласно соответствующему договору или  соглашению, эта прибавка будет рассматриваться  как оплата средств иностранному получателю, с которых должен удерживаться налог. У предприятия с иностранными инвестициями, соответственно, возникнет  обязательство по уплате удержанного  налога в течение определенного  периода времени, независимо от того были ли эти средства фактически оплачены иностранному предприятию или нет.

 

Налогообложение представительств иностранных компаний 5

 

Две наиболее распространенные ошибки, допускаемые представительствами  иностранных компаний, это предположение, что все необходимые документы  уже оформлены с момента получения  регистрационного сертификата представительства, и что поскольку представительство  не может заниматься торговой и иной хозяйственной деятельностью, оно не обязано платить налоги. Обе эти мысли неверны.

 

Представительство должно после  получения регистрационного сертификата, также зарегистрироваться в налоговом  управлении, которое выдает свидетельство  о налоговой регистрации. Подразумевается, что представительство получает доход в виде средств, предоставленных  ему для покрытия своих расходов в Китае. Этот доход подлежит налогообложению, и в данном случае применяется  бизнес-налог и налог на прибыль  иностранных предприятий. Представительство  должно подавать отчетность по указанным  налогам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от местонахождения  существуют некоторые региональные различия), даже в том случае, если представительство освобождено  от налогов. В случае невыполнения этой обязанности могут быть наложены серьезные санкции, а также возможно закрытие представительства.

 

В целом сумма налогов, взимаемых с представительства, составляет около 10% от произведенных  им расходов.

 

Блестящим экономическим  результатам последних двадцати лет Китай во многом обязан изменением в своей налоговой системе, приданием  ей необходимой для рыночных преобразований гибкости. Налоговая система Китая - довольно сложный конгломерат правил, постановлений и отношений, призванный гармонизировать между собой  централизованное управление экономикой и ее рыночные формы, партийное руководство  и современные технологии менеджмента, значительный государственный сектор и частное предпринимательство. Китайское правительство, создав весьма сложную систему налоговых льгот  и преференций, успешно привлекает в страну инвесторов. 6

 

В Китае существуют центральные  налоги, которые включают в себя таможенные пошлины, налог на потребление, НДС, взимаемый таможней, а также  налог на хозяйственную деятельность (бизнес-налог). Последний взимается  с банков, финансовых организаций, государственных  предприятий и иностранных торговых корпораций. Местные налоги включают налог на прибыль предприятий, бизнес-налог  от других источников, налог на недвижимость, подоходный налог с физических лиц, гербовые сборы и некоторые другие налоги.

 

Ограничена и жестко контролируется возможность продажи иностранцами товаров на китайском внутреннем рынке. Подобным видом деятельности могут заниматься три вида частных  коммерческих организаций. Во-первых, собственно китайские компании с  ограниченной ответственностью. Во-вторых, предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями, которым разрешено  продавать 50% своей продукции на внутреннем рынке Китая с обязательным экспортом оставшейся части продукции  за границу. Однако учреждение такого предприятия в одной из свободных  экономических зон приравнивает его в таможенном отношении к  заграничному предприятию, а в этом случае 100% продукции такого предприятия может быть «экспортировано» в Китай. В третью категорию попадают совместные предприятия, которые могут на основании своей лицензии получить разрешение на производство и продажу продукции на внутреннем рынке. В целом наиболее приемлемой формой организации бизнеса для нерезидентов являются предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями, учрежденные в свободных экономических зонах. 7

 

После вступления Китая в  ВТО популярность использования  компаний со 100%-ными иностранными инвестициями еще больше возрастет, так как  для учреждения подобных компаний уже  не будет требоваться наличие  китайского соучредителя. До сих пор  иностранные инвесторы нуждались  в китайском партнере для того, чтобы получить доступ к внутреннему  китайскому рынку. А для достижения этой цели многие предприятия создавались  в форме совместных предприятий. В связи с тем, что с вступлением  Китая в ВТО иностранцы должны получить более свободный доступ к китайскому внутреннему рынку, использование предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями и реорганизация  существующих СП в такие предприятия, по мнению экспертов, станут наиболее приемлемыми вариантами организации  работы в Китае. Стоит, однако, иметь  в виду, что процесс открытия внутреннего  рынка Китая распланирован на срок более чем 6 лет. Это приведет к определенным ограничениям уровня продаж иностранцами на данном рынке  в течение указанного переходного  периода.

 

Предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями в основном учреждаются  в форме компаний с ограниченной ответственностью. Они являются юридическими лицами согласно законодательству КНР  и пользуются его защитой. Учредителями (участниками) таких предприятий  могут выступать только иностранные (физические либо юридические) лица, минимальное  число учредителей - один. Китайские  граждане или организации не могут  быть учредителями (участниками) таких  предприятий.

 

Закон КНР «О предприятиях с иностранными инвестициями» и  инструкция по его применению определяют, что деятельность предприятий со 100%-ными иностранными инвестициями «должна  быть полезной для развития китайской  экономики, приносить ощутимую экономическую  выгоду». А также соответствовать, по крайней мере, одному из следующих  условий: «Предприятие должно использовать передовые технологии и оборудование, развивать производство новой продукции, беречь энергию и природные ресурсы, усовершенствовать и заменять существующую продукцию, которая может быть использована вместо аналогичной импортной. Стоимость  продукции предприятия, ежегодно направляемой на экспорт, должна превышать 50% общего объема продукции, произведенной в  течение определенного года, с  достижением или превышением  валютного баланса».

 

Предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями допускаются только в  сферы производства, обработки и  сборки продукции. Правда, в некоторых  свободных экономических зонах  применяются более либеральные  правила, интерпретирующие законодательство следующим образом: эти предприятия могут заниматься такими «обслуживающими» видами деятельности, как услуги по подбору кадров, консультации и т. п. 8

Информация о работе Налоговая система Китая