Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:20, курсовая работа
В условиях перехода к рыночной экономике резко возрастают роль и значение налогов как регулятора экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей национальной экономики. Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
В условиях перехода к рыночной экономике резко возрастают роль и значение налогов как регулятора экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей национальной экономики. Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.
Важность проблемы создания оптимальной системы налогообложения и распределения налогового бремени особенно возрастает в период трансформации национальной экономики Республики Беларусь в условиях современного финансово-экономического кризиса. Её формирование требует больших средств, и эти средства, кроме кредитов, могут дать только налоги.
Таким образом, чрезвычайно актуальной является цель данной работы – изучение понятия налоговой системы страны, ее структуры и принципов построения, а также направлений совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль налогов;
- дать экономическую
- проанализировать состояние налоговой системы Республики Беларусь в современных условиях и обосновать основные направления ее совершенствования.
При подготовке курсовой работы были использованы законодательные акты, постановления правительства Республики Беларусь, статистические издания, учебники и учебные пособия по налогообложению, научные статьи в ежемесячных периодических изданиях, монографии и работы таких ученых-экономистов, как Заяц Н. Е., Фисенко Т.И., Базылева Н.И., Гурко С.П. и других.
Понятие «налоговая система» является развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов (республиканского бюджета), а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [3, c. 15].
Налоговая система Республики Беларусь описывается следующими характеристиками:
Каждое государство имеет свою систему налогов или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьируется в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. Так, с 1 января 2010 г. налоговая система Беларуси включает 30 стандартных платежей. В целях сравнимости и достижения единообразия в построении налоговых систем, к чему обязывают интеграционные процессы и нормы международного финансового права, все налоги подразделяются по критериям бюджетной классификации.
В налоговых отношениях участвуют две стороны: налогоплательщики и государство, интересы которого защищают государственные налоговые органы. Они могут действовать как самостоятельные органы государственного управления либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов.
Структурными элементами налоговой системы Республики Беларусь выступают:
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает ряд инструментов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу налогоплательщиков в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет.
Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее толковать их однозначно в любой ситуации.
Умелое и эффективное оперирование основными инструментами и рычагами налоговой системы (ставки, льготы, налоговая база и др.) сыграло решающую роль в экономическом подъеме послевоенной Германии.
В США, например, введены различные налоговые льготы, которые побуждают компании рационально использовать капитал, стимулируют развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ускоренную амортизацию основного капитала, увеличение инвестиций, использование альтернативных видов энергии.
В Канаде льготы предоставляются в форме инвестиционного кредита для выделенной группы районов. Для стимулирования развития сельского хозяйства предусмотрены три специальные льготы. Большое внимание уделяется стимулированию малого бизнеса. Для всех компаний малого бизнеса применяется минимальная ставка.
В Австрии широко используется налоговый кредит: дополнительный налоговый кредит для единственного получателя дохода в семье; дополнительный налоговый кредит на детей единственного получателя дохода; дополнительные кредиты для наемных работников: транспортный налоговый кредит; налоговый кредит для пенсионеров; налоговый кредит для лиц, совершающих регулярные поездки на рубеж. Ряд налоговых льгот и привилегий имеют компании, участвующие в совместной деятельности с иностранными фирмами и корпорациями. Применяется льгота по налогообложению НДС группы компаний, объединившихся в холдинг; которые зарегистрированы как единый субъект налогообложения. Оборот внутри этой группы налогом не облагается.
Во Франции налоговые льготы распространены на большинство продовольственных товаров, книгоиздание и производство медикаментов.
В Республике Беларусь функционирует масштабная система налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств, которая, однако, приводит только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий. Предусмотрены широкие льготы по НДС, т.е. прямые освобождения (причем не от начисления, а от уплаты налога), особенно в отношении сельскохозяйственных товаров, что существенно сокращает налоговую базу и уровень доходности НДС.
Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы.
1. Классические, или межнациональные принципы.
2. Организационно-экономические или внутринациональные принципы. На их основе создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.
С развитием национальных экономик меняются и системы налогообложения, все больше приближаясь к классическим принципам. Вместе с тем, национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Определяемые наукой в настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы.
Первая группа включает всеобщие или функциональные принципы, которые, так или иначе, используются в налоговых системах всех стран. Это и есть подсистема межнациональных принципов построения системы взаимоотношений налогоплательщиков и государства:
1) принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходам, которые они получают под покровительством этого правительства;
2) принцип определенности гласит, что точные суммы, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;
3) принцип удобства предполагает,
что налог должен взиматься
в такое время и таким
4) принцип экономности означает необходимость сокращения издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс требований (принципов), предъявляемых как со стороны государства, так и со стороны плательщиков:
- принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
- однократность обложения
- стабильность налоговой
- оптимальность налоговых изъятий, то есть обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц [13, c. 57].
Вторая сфера принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени.
Требует рассмотрения еще один принцип построения налоговой системы – стимулирование развитие хозяйствующих субъектов. Необходимость выделения такого принципа обусловлена склонностью государства возлагать налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты. Она не учитывает эффективности работы предприятия (налоги с оборота и есть результат такой склонности), что порождает незаинтересованность государства в эффективной работе хозяйствующих субъектов. Выполнение данного принципа будет обеспечиваться стремлением установить прямую пропорциональную зависимость между суммой налоговых отчислений и получаемым доходом (прибылью). Это позволит предприятиям легче перенести кризисные ситуации, связанные с временным отсутствием прибыли, а государству ― пристальнее заботиться об эффективности работы хозяйствующих субъектов, а не об объемах производства.
Налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, целям и экономической политике.
При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания.
К основным функциям налоговой системы можно отнести следующие:
- Фискальная – пополнение доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций;
- Распределительная, которая заключается
в распределении совокупного общественного
продукта между юридическими и физическими
лицами, отраслями и сферами экономики,
государством в целом и его территориально-
- Регулирующая, которая состоит в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
- Контрольная, которая заключается в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
Таким образом, налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Налоговая система состоит из следующих элементов: субъект налога, предмет и объект налогообложения, база налогообложения, источники выплаты налоговых платежей, ставка налога, налоговые льготы, налоговый и отчетный периоды, санкции, порядок уплаты и сроки перечисления налоговых платежей и предоставления отчетов в государственную инспекцию. Главными принципами построения налоговых систем являются: принцип равномерности, принцип определенности, принцип удобства, принцип экономности, принцип всеобщности и др. Основными функциями налоговой системы являются следующие: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.
Предпосылкой для возникновения налогов стало формирование государства и товарное производство с рыночными отношениями. Налоги являются мощным инструментом поддержания дееспособности государства и воздействия на экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала, протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественного воспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то, по мере развития товарно-денежных отношений, налоги приобрели денежную форму.
Первой теоретической работой, посвященной проблемам налогообложения, является "Трактат о налогах и сборах" У. Петти, изданный в 1662 г. В ней автор последовательно рассмотрел проблемы необходимости налогообложения и различных видов государственных расходов, различные способы взимания налогов и типичные формы налогообложения.