Налоговая система государства и налог на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «налоговая система» является базовым при определении практически всех аспектов налогообложения суверенного государства. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и на закрепление его в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело единого значения.
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Со

Содержание

1.Налоговая система государства, ее элементы………………………………..3

2. Налог на прибыль организаций: характеристика элементов налогообложения, порядок исчисления и уплаты……………………………10

Список использованной литературы…………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

налоги и налогообложение.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

1.Налоговая система государства, ее элементы………………………………..3

 

2. Налог на прибыль организаций: характеристика элементов налогообложения, порядок исчисления и уплаты……………………………10

 

Список использованной литературы…………………………………………..22

 

1.Налоговая система государства, ее элементы.

 

Понятие «налоговая система» является базовым при определении практически  всех аспектов налогообложения суверенного  государства. Однако, несмотря на широкое  применение этого термина в специальной  литературе и на закрепление его  в нормативных актах налогового законодательства некоторых стран, данное понятие до сих пор не приобрело  единого значения.

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоговая система представляет собой  совокупность налогов, взимаемых в  государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый  контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой  системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей [3].

Существуют два вида налоговой системы - шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Исходя из сущности налогов, их места  и роли в обществе можно сформулировать следующее определение: налоговая  политика - это составная часть  экономической политики государства, направленная на формирование налоговой  системы, обеспечивающей экономический  рост, способствующей гармонизации экономических  интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической  ситуации в стране.

Содержание налоговой политики во многом определяется принятой концепцией развития налогов. Она призвана обеспечить приток инвестиций, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений  государства и налогоплательщиков, выравниванию налогового бремени по отдельным экономическим регионам и социальным группам

Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов - основа экономического роста, повышения благосостояния населения, укрепления обороноспособности, решения экологических и других насущных проблем общества.

При определении понятия “справедливость  налоговой системы” принято рассматривать  два его аспекта:

1. горизонтальное равенство налоговой  системы обеспечивается в том  случае, если одинаковые во всех  отношениях индивиды несут равную  налоговую нагрузку. Данное правило  соблюдается в том случае, если  налоговая система не содержит  элементов, дискриминирующих одного  налогоплательщика по отношению  к другому (например, по признаку  расы или вероисповедания). Но  в действительности абсолютно  одинаковых людей не существует. Поэтому при практическом применении принципа горизонтального равенства возникает ряд трудностей. Необходимо определить, какие различия в доходах, вкусах и привычках индивидов позволяют считать их абсолютно равными перед лицом налоговой системы. Этот выбор должен учитывать предпочтения общества в отношении равенства и перераспределения доходов.

2. принцип вертикального равенства  предусматривает, что определенные  категории налогоплательщиков должны  иметь больший или, наоборот, меньший  уровень налоговых обязательств.

Гибкость налоговой системы  определяется тем, насколько оперативно она может изменяться в зависимости  от экономической ситуации в стране. Это свойство определяет возможность  использования налоговой системы  как инструмента активного регулирования  экономики. В теории известен следующий  вариант налоговой политики, направленный на сглаживание экономических циклов и смягчение негативных последствий  кризисов. На “пике” подъема экономики  рекомендуется сдерживание экономического роста с помощью повышенного  налогообложения, а в момент депрессии - его стимулирование путем снижения налоговых ставок и предоставления дополнительных льгот.

Как и любая другая система, налоговая  система - это целостное явление, состоящее из отдельных частей, элементов [4]. Они объединены общими сущностными признаками, целями и задачами, а также находятся в определенной соподчиненности между собой. Важнейшим элементом налоговой системы, проявляющимся в первую очередь, выступает совокупность взимаемых государством с юридических и физических лиц различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений. Однако по существу налоговая система - более сложное явление. Организация налоговых отношений есть результат действия государства. Поэтому характеристика налоговой системы предполагает и такой элемент, как компетенция (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных). В процессе их деятельности вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, методы их исчисления. Отдельным элементом налоговой системы, предпосылкой ее эффективности и управляемости, является совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов.

Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога. К ним  относятся:

  1. субъект налога, или налогоплательщик, то есть лицо, на которой возложена обязанность уплачивать налог, им может быть юридическое или физическое лицо;
  2. объект налога, то есть доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.);
  3. источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог.
  4. ставка налога - это величина налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.);
  5. налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые  ставки. Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме на единицу  обложения независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или  газа) [2; 5].

Пропорциональные - действуют в  одинаковом процентном отношении к  объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной  ставке налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную величину дохода, но и большую его  долю.

Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога снижается  по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

 Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

Налоговую систему любого государства можно рассматривать  как законодательно принятую в государстве  совокупность налогов и сборов, изымаемых  соответствующими органами с субъектов  налога (налогоплательщиков).

К налоговой системе, как  и иной другой системе, предъявляется  ряд требований, которым она должна удовлетворять.

Можно сформулировать основные требования, предъявляемые к налоговой системе  страны в настоящее время:

а) равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковым по величине налогом; с равных доходов  при разных условиях их получения  должны взиматься разные налоги;

б) ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий, независимо от формы собственности, и для всех граждан, независимо от видов деятельности (при равенстве  полученных доходов);

в) система налогов должна быть комплексной, т. е. опираться на различные  способы налогообложения (подоходное, поимущественное и т.п.) при умелом их сочетании;

д) единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер. Действие льгот должно наступать автоматически при выполнении условий, установленных законом. Система налогообложения должна опираться на достижения науки и опыт зарубежных стран, строиться на сходных принципах в соответствующей ситуации [4].

е) простоту исчисления налогов, доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками и т.д.

Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения  в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов  и минимальным количеством нормативных  документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин) и  контролем за их уплатой в соответствующие  бюджеты: федеральный, региональный и  местный.

 

 

 

 

2. Налог на прибыль  организаций: характеристика элементов  налогообложения, порядок исчисления  и уплаты

 

Налог на прибыль организаций относиться к прямым налогам и является важнейшим  элементом налоговый системы  РФ. По роли в формировании бюджетных  доходов налог на прибыль занимает ведущее место, но его значение как  источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. 
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие  свою деятельность в Российской  Федерации через постоянные представительства  и (или) получающие доходы от  источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. 
Прибылью признается:

1) для российских организаций  - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

2) для иностранных организаций,  осуществляющих деятельность в  Российской Федерации через постоянные  представительства, - полученные через  эти постоянные представительства  доходы, уменьшенные на величину  произведенных этими постоянными представительствами расходов;

3) для иных иностранных организаций  - доходы, полученные от источников  в Российской Федерации.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется в соответствии со статьей 274 НК РФ. В целях налогообложения прибыли налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Прибылью для российских организаций, согласно статье 247 НК РФ, признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Доходы и расходы налогоплательщика в целях налогообложения прибыли учитываются в денежной форме.

В статье 248 НК РФ установлено, что  к доходам в целях налогообложения прибыли относятся:

1) доходы от реализации товаров  (работ, услуг) и имущественных  прав (далее - доходы от реализации);

2) внереализационные доходы.

К доходам от реализации, указанным  в статье 249 НК РФ, являются:

  1. выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав;
  2. выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах;
  3. особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 НК РФ.

 

В соответствии со статьей 250 НК РФ в целях налогообложения прибыли внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:

  1. от долевого участия в других организациях, за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации;
  2. в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту;
  3. в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  4. от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду);
  5. от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
  6. в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;
  7. в виде сумм восстановленных резервов и т.д.

Информация о работе Налоговая система государства и налог на прибыль