Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 15:22, контрольная работа
В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.
Введение 3
1. Налоговая система как инструмент государственной политики 4
1.1 Функции и принципы налогообложения 4
1.2 Классификация налогов 7
2. Социальная дифференциация и ее показатели 10
3. Конспект статьи из журнала экономического содержания 14
Заключение 25
СОДЕРЖАНИЕ
В контрольной работе рассматриваются проблемы государственного регулирования экономики, такие как:
- налоговая система как инструмент государственной политики;
- социальная дифференциация и ее показатели.
В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как эффективный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.
Другим важным вопросом является сглаживание государством социального неравенства в обществе.
Социальная дифференциация представляет собой сложившиеся в данный исторический момент времени комплекс распределительных отношений, базирующихся на отношениях собственности.
Налогообложение – способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.
Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно-денежных отношений.
Функция – представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. В современных условиях налоги выполняют основные и дополнительные функции.
К основным функциям относят:
А) фискальную – отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств. Данная функция является главной функцией налогов и призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства;
Б) социальную – поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения;
В) регулирующую – избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса. Данная функция имеет 3 составляющих:
1) стимулирующую – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;
2) сдерживающую – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства путем увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;
3) воспроизводственную – которая предназначена для концентрации средств на восстановление используемых ресурсов.
К дополнительным функциям относят:
А) перераспределительную – процессы перераспределения части совокупного общественного продукта главным образом чистого дохода и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т. е. бюджет государства;
Б) контрольную – своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений.
Каждый налог содержит следующие элементы:
- субъект налога, или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;
- объект налога – предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары); часто название налога вытекает из его объекта, например, земельный налог, подоходный налог и т. д.;
- источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого выплачивается налог; по некоторым налогам и объект и источник совпадают;
- единица обложения – единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны, по земельному налогу – гектар, акр);
- налоговая ставка представляет
собой величину налога на
- налоговый оклад – сумма налога, выплачиваемая субъектом с одного объекта;
- налоговые льготы – полное
или частичное освобождение от
налогов субъекта в
В системе налогообложения должны быть заложены определенные принципы, следуя которым можно добиться воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.
Принципы налогообложения – это базовые категории, по которым формируется налоговая система в конкретных условиях экономики страны.
Четыре принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом:
К основным принципам налогообложения относят:
А) принцип легитимности – законодательно утверждаемый размер налогов и порядок их взимания;
Б) принцип единства – этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных доходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах;
В) принцип равномерности и справедливости – обложение налогом должно быть достаточно жестким для обеспеченных лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения;
Г) принцип определенности – означает, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;
Д) принцип удобства – предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика;
Е) принцип эффективности – налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;
Ж) принцип всеобщности – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы;
З) принцип обязательности – принудительность налога и неизбежность его выплаты;
И) принцип стабильности – характеризуется не только длительным постояноством состава налогов, условий сбора, но и закреплением за звеньями бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы.
Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.
Классическое требование к соотношению систем косвенного
и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют
преимущественно косвенные налоги, а на
прямые налоги возложена в основном регулирующая
функция. В данном случае фискальная функция
- это, в первую очередь, формирование доходов
бюджета. Регулирующая функция направлена
на регулирование посредством налоговых
механизмов воспроизводственног
В России существует трехуровневая система:
Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.
Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс. руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то - 20%. Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
Информация о работе Налоговая система как инструмент государственной политики