Налогово-бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотреть расходы федерального бюджета и федеральные налоги.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть расходы федерального бюджета и его классификацию
Рассмотреть структуру расходов федерального бюджета РФ
Изучить федеральные налоги. НДС

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб. НБС.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей и др.

Расходная часть бюджета  характеризует направление и  цели бюджетных ассигнований для  развития и регулирования экономических  процессов. Они всегда носят целевой  и безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием.1

Безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при  применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Значительное место  среди бюджетных расходов приходится на так называемые социальные статьи: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступность к получению квалификации, достойное медицинское обслуживание, гарантированное пенсионное обеспечение. Эти расходы способствуют развитию человеческого капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья.

Мощное воздействие  на экономическую динамику оказывают  не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Налоги образуют основную долю доходной части государственных  и местных бюджетов. Отсюда следует приоритетное внимание любого государства к формированию налоговой системы и налоговой политики.

Целью контрольной работы является рассмотреть расходы федерального бюджета и федеральные налоги.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть расходы федерального бюджета и его классификацию
    2. Рассмотреть структуру расходов федерального бюджета РФ
    3. Изучить федеральные налоги. НДС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Расходы федерального бюджета и их классификация

 

Расходы федерального бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям.2

Расходы федерального бюджета  РФ классифицируются:3

    • По своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сфере;
    • По функциональному назначению – на расходы, обеспечивающие реализацию функций общегосударственного характера, на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, на расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на ЖКХ, межбюджетные трансферты. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработанную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство и капитальный ремонт.

При переходе на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения – резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с притворением в жизнь программы приватизации и преобразованием значительной части государственных предприятий в акционерные общества расширенное воспроизводство всё в больших масштабах осуществляется за счёт собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.

Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять своё важное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Структура расходов федерального бюджета РФ

 

Расходы федерального бюджета  включают такие основные группы затрат, как государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, оборона страны, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, финансовая поддержка регионов, погашение и обслуживание государственного долга.

Заметное место в расходах на народное хозяйство занимает государственное  финансирование целевых программ развития промышленности, сельского хозяйства, научно-прикладных исследований. Средства финансовой поддержки на переустройство аграрного сектора используются на осуществление программ и мероприятий по развитию животноводства и растениеводства, на приобретение техники на условиях лизинга, повышение плодородия почв и мелиорацию, на улучшение землеустройства и землепользования, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительства дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

Конверсия военного производства финансируется  не только за счёт бюджетных ассигнований, но и за счёт целевого льготного кредита на перепрофилирование оборотных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка реконструкции и развития.4

Использование бюджетных средств  для финансирования капитальных  вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счёт других источников. Это инвестиции на обеспечение программ  структурной перестройки экономики, создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов и др.5

Расходы на социально-культурные мероприятия  включают затраты на образование, здравоохранение  и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, СМИ.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоёв населения. Предусмотрены меры по повышению минимального уровня заработной платы, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений и другие меры.

Крупная часть социальных расходов приходит по внебюджетным социальным фондам.

Развитие здравоохранения предусматривает  его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение  лечебным учреждениям средств в зависимости от объёма и качества оказываемых медицинских услуг.

Значительные расходы на национальную оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса  оборонной промышленности, поддержания  боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищённости военнослужащих и членов их семей, повышение окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.

Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.)

Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием  федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, деятельностью финансовых и фискальных органов и др.

Необходимость затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлена обострением криминогенной  обстановки и разрешением межнациональных конфликтов.

Высокий объём расходов в последние  годы приходится на погашение и обслуживание государственного долга.

Предусматриваемые бюджетной политикой меры для достижения более высокого экономического эффекта требуют адекватной поддержки со стороны субъектов Федерации. Меры по оздоровлению региональных финансов должны быть направлены на:6

- увеличение налоговых поступлений  в консолидированные бюджеты  регионов в денежной форме  с целью обеспечения финансирования  социально значимых статей бюджета;

- прекращение расчётов по платежам  в бюджет с использованием  денежных суррогатов и финансирование  расходов бюджета с привлечением  кредитных ресурсов коммерческих  банков;

- инвентаризацию численности занятых  и количества бюджетных учреждений, имея в виду их сокращение;

- приведение условий оплаты  труда работников бюджетной сферы  в соответствие с Единой тарифной  сеткой по оплате труда работников  бюджетной сфере, а в отношении  государственных служащих – в  соответствие с нормативными  актами, регулирующими денежное содержание федеральных государственных служащих;

- снижение расходов бюджета  на жилищно-коммунальное хозяйство  на основе проведения реформы  ЖКХ;

- проведение реструктуризации  задолженности юридических лиц  перед консолидированными бюджетами субъектов Федерации по налогам, сборам, начисленным пеням.

Осуществление расходов бюджета производится путём бюджетного финансирования, к основным принципам  которого относятся:7

- достижение максимального  эффекта при минимуме затрат;

- целевой характер  использования бюджетных ассигнований;

- предоставление бюджетных  средств в меру выполнения  производственных показателей и  с учётом использования ранее  отпущенных  ассигнований;

- безвозвратность бюджетных  ассигнований.

Помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время всё шире применяется кредитование предприятий путём выдачи бюджетных кредитов. Проценты при этом либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные кредиты выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение конкретных целевых программ развития. В последние годы бюджетные кредиты были предоставлены на финансирование расходов: на закупку сельскохозяйственных продуктов в Федеральный продовольственный фонд на конкурсной основе; обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретением племенного скота на основе договоров финансовой аренды (лизинга); сезонную закупку сырья и материалов для производства товаров народного потребления и товаров производственно-технического назначения текстильной и лёгкой промышленности; развитие фермерской кооперации; осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор и др.

 

    1. Федеральные налоги. Налог на добавленную стоимость

 

3.1. Федеральные налоги

 

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают: федеральные налоги; региональные налоги; местные налоги и т.д. Охарактеризуем федеральные налоги. Первоначально (с началом реформ) насчитывалось 17 федеральных налогов.8 Затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 году налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль, как другие предприятия (организации). С 1 января 1994 г. был введён специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был упразднён.

Произошли изменения  и в организации отдельных  налогов. С 1 января 1996 г. при обложении  налогом на прибыль предприятий и организаций было отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.

В настоящее время  действует 10 федеральных налогов9, основные из которых: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц.

Полностью в федеральный бюджет поступают налоги на добавленную стоимость, водный налог. Акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. – это регулярные доходы, которые в виде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% доходов Федерального бюджета.10

В 2004 г. были подготовлены предложения об увеличении размера  налогообложения на добычу полезных ископаемых. Налог этот введён в 2002 г. вместо действующих ранее двух налогов – налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налога на пользование природными ресурсами (роялти). Предполагалось также ввести систему коэффициентов, обеспечивающих учёт всех особенностей добычи ископаемых, экономические показатели компаний, истощённость природных ресурсов, дебитность скважин.11

Важнейшее значение принадлежит  НДС, обеспечивающему в 2004-2005 гг. 40-47% всех налоговых доходов бюджета (без учёта ЕСН).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Налог   на  добавленную  стоимость

 

В РФ НДС взимается с 1 января 1992 г. он заменил действующие два налога – налог с оборота и налог с продаж12. Под «добавленной стоимостью» понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с законодательством РФ НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

Информация о работе Налогово-бюджетная система