Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:14, доклад
Стратегическое налоговое планирование на предприятиях и в организациях усложняется эффектом взаимного влияния большого количества факторов, которые необходимо учитывать в практической деятельности. К этим факторам относятся: вид деятельности и структура объекта, элементы учетной политики для целей налогообложения, способы управленческого учета, политика ценообразования, структура затрат и т. д.
Определенная попытка факторного анализа на предприятии достигается при разработке документов среднесрочного (бизнес-план) и текущего планирования (бюджеты). В составе этих документов существенное место занимают динамические ряды показателей, включая налоговые, ибо удельный вес налоговых платежей в общей сумме расходов предприятия весьма значителен.
Стратегическое налоговое планирование на предприятиях и в организациях усложняется эффектом взаимного влияния большого количества факторов, которые необходимо учитывать в практической деятельности. К этим факторам относятся: вид деятельности и структура объекта, элементы учетной политики для целей налогообложения, способы управленческого учета, политика ценообразования, структура затрат и т. д.
Определенная попытка
Для повышения эффективности
оптимизация налоговых выплат;
минимизация налогообложения.
Данные виды налоговых услуг
преследуют несколько разные цели.
Оптимизация налогообложения
Минимизация налогообложения включает:
оформление необходимых
усовершенствование договорной базы;
улучшение контрольной системы;
организация налоговой отчетности.
Результатом грамотного осуществления оптимизации налоговых выплат является минимизация отчислений. Это исключительно законный метод и действует только в рамках существующего Налогового Кодекса РФ. Наш центр налогового консультирования предоставляет различные варианты осуществления оптимизации налоговых выплат, среди которых возможно выбрать наиболее оптимальную управленческую программу для вашей компани
Этапы налогового планирования
Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы и науки, и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходим ответ на общие вопросы стратегического характера.
Первый этап -- появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.
Второй этап -- выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.
Третий этап -- выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.
Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.
Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.
Пятый этап - разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.
Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.
Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.
Малые предприятия постоянно изыскивают различные пути минимизации своих расходов, в том числе и налоговых расходов. Поэтому применение налогового планирования особенно актуально для малых предприятий. Но в отличие от крупных и средних предприятий они практически не имеют возможности реализации сложных налоговых схем. Поэтому очень важно выработать особый подход к организации и осуществлению налогового планирования на малых предприятиях.
Малым предприятиям следует придавать особое значение налоговому планированию:
- на стадии создания
- на стадии функционирования
предприятия (в процессе
Классический налоговый план должен включать в себя следующие разделы:
1. Построение схемы исчисления
налогов (в соответствии с
2. Определение совокупных
3. Расчет финансового результата
деятельности предприятия (с
4. Составление налогового
Оптимизационный налоговый план должен отличаться от классического налогового плана наличием следующих дополнительных разделов:
1. Разработка календарного плана
мероприятий по реализации
2. Построение схемы исчисления
налогов (в соответствии с
3. Определение совокупных
4. Определение дополнительных
5. Расчет финансового результата
деятельности предприятия (с
6. Учет налоговых рисков.
7. Составление налогового
Для правильного установления отпускных
цен на работы и услуги, корректного
расчета затрат и финансовых результатов,
формирования жизнеспособного плана
денежных поступлений и выплат необходимо
учесть установленную
Налоговые издержки должны учитываться при составлении плана доходов и расходов предприятия, основной целью которого является расчет финансового результата его деятельности. Форма составления плана доходов и расходов и показатели, входящие в его состав, напрямую зависят от налогового режима, под который попадает рассматриваемое предприятие.
При составлении плана денежных поступлений и выплат (плана движения денежной наличности) налоги учитываются в разделе платежей предприятия. Назначение этого плана - правильное планирование денежной наличности, так как вполне рентабельные фирмы терпят банкротство из-за того, что у них не хватает оборотных средств. В плане денежных поступлений и выплат налоговые платежи по отдельным налогам включаются единой суммой. Все платежи строго относятся на тот месяц, где они планируются к уплате. Поэтому необходимо установить строгое соответствие между этим планом и налоговым календарем предприятия. План денежных поступлений и выплат позволяет оценить, в каком месяце у предприятия может возникнуть дефицит. Как правило, дефицит денежных средств приходится на периоды, наиболее "отягощенные" налоговыми платежами. Предприятию бывает затруднительно отсрочить уплату налогов, но те из платежей, уплату которых возможно варьировать во времени, оно может перенести на другой, более благоприятный, период.
В заключительной части налогового раздела плана следует привести расчет эффективности налогообложения. В качестве основного оценочного показателя возможно использовать показатель эффективности затрат на мероприятия, осуществляемые в рамках выбранной системы налогового планирования.
Заключительным этапом работы по внедрению налогового планирования на предприятии должен стать процесс организации внутреннего налогового контроля. На крупных предприятиях этой работой занимаются специальные структуры: службы внутреннего аудита, контрольно-ревизионные службы и т.п. На средних и мелких предприятиях основные функции по организации налогового контроля должны взять на себя руководители предприятия. Основные исполнители контроля - привлекаемые извне специалисты (как правило, внешние аудиторы). Поэтому еще одним вариантом организации работы малых предприятий в области налогового планирования может быть заключение договора со специализированной аудиторской компанией на осуществление контроля за правильностью исчисления и уплаты предприятием налогов (налогового аудита) и получения консультаций по вопросам, связанным с налогообложением.
Налоговое планирование на уровне хозяйствующих субъектов целесообразно, классифицировать по видам следующим образом.
1) В зависимости от вида
2) В зависимости от целей
3) В зависимости от
4) В соответствии со стадиями
финансово-производственного
• на стадии создания предприятия;
• в период существования предприятия
(в том числе экономического роста
или спада, реорганизации и
• ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления).
5) С точки зрения временной определенности:
• долгосрочное — в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года;
• годовое и краткосрочное или
оперативное налоговое
Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода.
6) Исходя из направленности на
перспективу, следует
7) С точки зрения учета
8) В зависимости от размера
бизнеса есть специфика
9) В зависимости от полноты
охвата объектов налоговое
10) В зависимости от объекта
налогового планирования его
можно подразделять на
11) В соответствии с субъектами,
инициирующими налоговое
12) В соответствии с субъектами,
осуществляющими налоговое
• работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия;
• силами специализированного отдела предприятия;
• внешними консультантами, в том
числе уполномоченными
13) Исходя из критерия
14) В зависимости от ожиданий,
возлагаемых на налоговое
Формами налогового планирования целесообразно
считать: внутреннее налоговое планирование,
включающее мониторинг налоговых вопросов,
планирование элементов налогов
и текущий контроль за налоговыми
обязательствами предприятия со
стороны структурных
В качестве методов налогового планирования
целесообразно выделять: метод прямого
счета, расчетно-аналитические методы,
комбинированные методы и методы
экономико-математического