Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 17:06, доклад
Налоговому риску присуще следующие основные характеристики:
1) он является неотъемлемой составной частью финансового риска;
2) он связан с соблюдением, изменением и обоснованностью правок в налоговое законодательство;
3) налоговый риск может распространяться на всех участников налоговых правоотношений;
4) налоговый риск в отличии от других видов рисков всегда имеет негативный характер.
По-своему трактуют
понятие налоговых рисков налогоплательщики
и государства в лице уполномоченных
органов. Налоговый риск со стороны
налогоплательщика –
Налоговый риск с точки зрения государства в лице его уполномоченных органов – это вероятность (угроза) недополучения налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве
Таким образом, под налоговым риском следует понимать вероятность возникновения в процессе налогообложения для субъектов налоговых правоотношений финансовых и других потерь, вызываемых изменением, несоблюдением, незнанием налогового законодательства, а также его недостаточной правовой проработки
Налоговому риску присуще следующие основные характеристики:
1 По субъектам,
несущим налоговые риски: налоговые риски государства,
налогоплательщиков, налоговых агентов,
взаимозависимых лиц.
2. Исходя из факторов,
определяющих налоговые риски: внешние
и внутренние (либо систематические и
несистематические). Для организации-налогоплательщика
могут существовать обе группы рисков:
внешние могут возникать по причинам,
вызванным изменениями в условиях налогообложения,
внутренние — по причинам неэффективной
налоговой политики самого хозяйствующего
субъекта. Для государства в целом также
можно подразделить налоговые риски на
внешние и внутренние. Внешние будут обусловлены
действием международных договоров в
области налогообложения, деятельностью
офшорных зон и предлагаемых ими условий
и т. д., внутренние — деятельностью законодательных
и исполнительных органов власти, осуществляющих
функции государства в процессе налогообложения,
а также налогоплательщиков.
3. По объекту связи
с другими видами рисков: риском упущенной
выгоды, риском потерь материальных и
нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности,
инвестиционным риском и др. Поскольку
содержание налогового риска раскрывается
применительно к конкретным ситуациям,
содержащим риск, и объектам их проявления,
можно сказать, что для организации-налогоплательщика
налоговые издержки являются одним из
таких объектов, тесно взаимосвязанным
с другими объектами рисков.
4. По виду последствий: риски
налогового контроля, риски усиления налогового
бремени, риски уголовного преследования
налогового характера. Риски налогового
контроля, в свою очередь, могут быть подразделены
на риски «обычного» налогового контроля
и риски «заказного» налогового контроля.
К первому виду названных рисков относятся
риски контроля со стороны территориальных
налоговых органов в рамках их обычной
деятельности. Риски второго вида могут
быть инициированы правоохранительными
органами или отдельными высокими руководителями
в рамках «политического заказа», являются
форс-мажором и не могут быть определены
достаточно точно.
К рискам усиления налогового бремени
можно было бы отнести рост налоговых
баз как вследствие изменения методологии
их исчисления, так и в связи с их динамикой,
связанной с расширением объемов хозяйственной
деятельности.
Риски уголовного преследования обусловлены
тем, что для руководителей организаций-
Однако, данный вид рисков не может быть
в полной мере распространен на саму организацию-налогоплательщика
(можно лишь косвенно оценить его последствия).
5. По величине
возможных потерь: допустимые, критические
и катастрофические риски. Так, примером
критического налогового риска для хозяйствующего
субъекта является предъявление штрафных
санкций в совокупности с основной суммой
налога, представляющих угрозу платежеспособности
организации-налогоплательщика, примером
катастрофического риска — само существование
этой организации.
Мероприятия по снижению
налогового риска
Предприятие не может по своему усмотрению изменять налоговое, бухгалтерское или какое-либо иное законодательство. Иными словами, у него отсутствует возможность управлять налоговыми рисками непосредственно через внешние факторы. Однако необходимо своевременно отслеживать изменения этих факторов и принимать соответствующие меры по их учету при осуществлении деятельности, осуществлять мониторинг состояния расчетов с бюджетом по налогам и т.д.
Можно рекомендовать следующие меры, способствующие снижению налогового риска :
1. Мероприятия
по снижению налогового риска
непосредственно на предприятии
2. Систематическая работа с налоговыми органами:
3. Работа с контрагентами:
Рассмотрим наиболее важные направления работы по снижению влияния налоговых рисков.
Организация работы по учету налоговых рисков при принятии управленческих решений. Организация работы по ведению расчетов по налогам (в зависимости от объема данной работы) может быть осуществлена следующими способами:
Субъекты малого
предпринимательства и
Необходимо отметить, что комплексный подход налогоплательщика к уменьшению налоговых рисков позволяет не только их выявлять, но и, возможно, устранять их вероятные последствия.