Налоговые системы зарубежных стран: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

1. Роль налоговой системы государства в регулировании экономики.
2. Концепции Д. Кейнса и А. Лаффера.
3. Основные функции финансово-бюджетного механизма государства.
4. Налоговая политика в ведущих странах с развитой экономикой.

Вложенные файлы: 1 файл

0645895_022C1_nalogovye_sistemy_zarubezhnyh_stran.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)


 

1. Роль налоговой  системы государства в регулировании  экономики.

 

Для современных стран  с развитой экономикой характерно расширенной  и усиленное вмешательство государства  в различные сферы экономической  жизни. Разная составляющая лишь в степени  этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония находится на среднем уровне. Основными инструментами государственного регулирования является финансовое воздействие на предприятия и индивидуальных предпринимателей через налоговую политику.

Осуществляя это воздействие, государство ставит для себя следующие цели:

  • достижение постоянно устойчивого экономического роста;
  • обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
  • обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • обеспечение определённого минимального уровня доходов населения;
  • создание системы социальной защищённости граждан, в первую очередь, инвалидов и пенсионеров;
  • достижение равновесия во внешнеэкономической деятельности.

В США государственное  регулирование экономики было активно начато президентом Рузвельтом после огромного экономического кризиса, великой депрессии США 1929-1932г.г., когда банкротства предприятий приняли массовых характер, а уровень безработицы достиг 25%.

 

2. Концепции Д. Кейнса и А.  Лаффера.

 

В 50-60-е годы ХХ в. Федеральное правительство США включило в процесс управления хозяйством местные органы управления. В это же время в середине ХХ в. теорию региональной экономики разработал видный английский экономист Дж. М. Кейнс. Его концепция предполагает расширение ёмкости рынка, увеличение масс потребления, смягчение цикличности колебаний и в конечном счёте обеспечение стабильно высоких темпов роста экономики.

Регулирование хозяйств осуществляется посредством манипулирования  спроса с помощью фискальной и  денежно-кредитной политики. Считается, что государственные расходы служат действенным рычагом, т.к. сильно влияют на уровень спроса и производства.

Несколько позже возникла бюджетная концепция Лаффера, также позволившая государству регулировать деятельность свободных и независимых производителей и коммерсантов. Построив количественную зависимость между прогрессивной налогооблагаемой базой и доходами бюджета в виде параболической кривой он сделал вывод о том, что низкие налоги благоприятно действуют на инвестиционную деятельность частного сектора.

 

РИСУНОК №1

 

где Н – налоговые  ставки; Н* - предельные ставки налогов, при котором доход достигает  максимального уровня; ДБ – доход  бюджета; ДБ* - максимальный уровень  дохода бюджета.

Если ставка налога в  будет достаточно высока и предприниматель не будет видеть перспективы получения прибыли, то экономическая активность его будет падать и вовлечение предпринимателя в производство – пустая затея, т.е. заинтересованность хозяйствующих субъектов является двигательной силой процветания экономики.

Рост налоговой системы  лишь до определённого уровня поддерживает рост налоговых поступлений, затем  этот рост немного замедляется и  далее идёт либо такое же плавное  снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. В связи с этим он предлагает график:

 

РИСУНОК №2

 

где, кривая А – доход, подлежащий налогообложению; кривая Б  – фактически декларированный доход; НБ – налогооблагаемая база; Заштрихованная область  - скрытые доходы.

Когда налоговые ставки достигают определённого уровня, то сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы для налогообложения, вследствие чего, часть налогоплательщиков переходят из легального в теневой сектор экономики.

По теории Лаффера  развитие теневой экономики имеет  обратную связь с развитой налоговой системой.

Предельная ставка для  налогового изъятия в бюджет Лаффер считает 30% с суммы дохода, в границах которых увеличивается сумма  доходов бюджета.

Кроме выполнения чисто  фискальной функции, т.е. изъятия части  доходов, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и ускорение НТП.

 

3. Основные функции  финансово-бюджетного механизма  государства.

 

Налоги успешно осуществляют функции регионального, экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. При всей множественности и значимости налогооблагаемой базы, правительство развитых стран будет склонно к минимизации налогов или, точнее, к их оптимизации.

Основные направления  воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширения воспроизводства следующие:

  • прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возврата ссуд;
  • государственные инвестиции в экономику;
  • реализация значительной части товаров и услуг через систему государственных закупок, т.к. государство выступает на рынке в качестве крупного потребителя продукции;
  • налоговое регулирование, включает местные налоги и налоговые льготы.

Финансовое воздействие  на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает, прежде всего, для региональных рынков с высокой концентрацией производства и населения. Т.к. чрезмерная концентрация хозяйственной деятельности ведёт к обострению проблем окружающей среды, ресурсообеспечения.

В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления лежит дополнительная налогооблагаемая база или лицензирование предприятий. Дополнительная налогооблагаемая база применяется в Нидерландах, Японии, Германии, Лицензирование осуществляется в Великобритании, Франции, Италии.

 

4. Налоговая политика  в ведущих странах с развитой  экономикой.

 

Налоговая политика в  развитых странах в настоящее  время опирается на теоретические  постулаты экономики предложения (ЭП) – одной из школ современной экономической мысли, которая предложила бороться с кризисными явлениями в экономике путём радикального снижения предельных налоговых ставок Главный теоретический постулат экономики предложения отражает кривая Лаффера.

На основе данной статистики сторонники экономики предложения  вводили оптимальное становление налогооблагаемой базы. Известный представитель данной школы М. Фельдстейн обосновав структуру подоходного налога, равную 42%, а М. Фридман понизил её до 25%.

В ходе неоконсервативной  налоговой реформы в 80-90-х г.г. предельные ставки подоходного налога действительно были снижены и составляли, в среднем, 36% для налога на прибыль корпораций и 47% для индивидуального подоходного налога.

Кроме снижения налоговых  ставок экономика предложения характеризуется  сменой кейнсианской концепцией налогообложения, в основе которой лежала активная фискальная политика, на неоклассическую концепцию налоговой нейтральности, в основе которой лежит не прямое, а косвенное воздействие государства на экономику.

Преобладание регулирующей функции налогов и низкие ставки положительно отражаются на следующих факторах:

  • стимулы к труду и предпринимательской активности;
  • увеличение объёмов выпуска продукции и повышение производительности труда;
  • увеличение потребления вследствие увеличения необлагаемых доходов;
  • более эффективное использование государственного бюджета;
  • на уровне цен и инфляции;
  • на соотношение легальной и теневой экономики.

Экономический смысл  снижения налоговых ставок (в соответствии с теорией экономики предложения):

 

РИСУНОК №3

 

где Р – уровень  цен; Q – объём выпуска продукции; p0,q0 – цена и количество продукции до снижения налоговой ставки; p1,q1 – цена и количество продукции после снижения налоговой ставки. АД – кривая совокупного спроса до снижения уровня налоговых ставок; АS – кривая совокупного предложения до снижения уровня налоговых ставок; AS1 – кривая совокупного предложения после снижения уровня налоговых ставок.

Одной из целей экономики  предложения была отмена налоговых  льгот различным компаниям и  отдельных отраслям экономики. Главный  принцип экономики предложения в данной сфере выражается следующим образом: либо высокие налоги и большое количество налоговых льгот, либо низкие налоги и отмена льгот.

Если принять во внимание открытость экономики и свободу  перемещения факторов производства, то проблема налогообложения надо рассматривать в глобальном масштабе. Если рассматривать уровень ставок по подоходному налогу и налогу на прибыль корпораций, то их различие в разных странах будут значительны.

В условиях открытой экономики  происходит перемещение капитала и трудовых ресурсов в страны с наиболее благоприятным налоговым климатом, что не благоприятно отражается на экономике страны, из которой мигрируют капитал и трудовые ресурсы.


 

 

5. Уровень налогообложения в  мировой экономике.

 

По уровню налогового бремени все страны условно можно разделить на две группы:

  • юрисдикции с высокими налогами;
  • юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикции с высоким уровнем налогообложения относятся большинство стран с развитой экономикой и развивающиеся государства. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога составляют примерно 30-60%, а ставка налога на распределение прибыли в форме процентов и дивидендов от 15% до 35%. В данных странах существует также жёсткая процедура создания компаний, контроль финансовой отчётности, а в случае нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

Юрисдикции  с низкими налогами называются «налоговыми гаванями». Они в свою очередь делятся на 3 вида:

  1. Юрисдикции без прямых налогов на доходы физических и юридических лиц, называемые также «чистыми налоговыми гаванями» или «безналоговыми юрисдикциями». В странах данной группы для компаний определённых типов, для определённых видов доходов и имущества физических лиц отсутствуют налоги на доходы, на прибыль, на распределение прибыли, на наследство, дарение, собственность. Уровень косвенных налогов весьма незначительный. К странам без прямых налогов относятся: Андорра, Бермудские, Каймановы, Фарерские, Багамские острова.
  2. Юрисдикции с низким уровнем прямых налогов – ставка налога на прибыль индивидуального подоходного налога для определённых категорий налогоплательщиков здесь менее 30%, а в некоторых случаях не превышает 10%. К странам данной группы относятся: Британские острова, Израиль, Швейцария, Венгрия, Лихтенштейн. В данную группу также входят юрисдикции, дающие полное освобождение от налогов только для зарубежных доходов своих физических и юридических лиц (Коста-Рика, Гон-Конг, Либерия, Малайзия).
  3. Юрисдикции с высокими налоговыми ставками, которые предоставляют налоговые преимущества некоторым типам компаний. Некоторые государства с развитой экономикой с целью привлечения зарубежных инвестиций и стимулирования внешнеэкономической деятельности применяют для компаний, ведущих такую деятельность особый порядок налогообложения. Кроме льготных ставок налога на прибыль страны этой группы снижают налоги на распределение доходов. Сюда относятся: Бельгия, Ирландия, Нидерланды, Люксембург.

Следует отметить, что  «налоговые гавани» допускают упрощённую процедуру отчётности физических и юридических лиц перед налоговыми органами, в ряде юрисдикций сокрытие и неуплата налогов и доходов не считается уголовным преступлением.

 

6. Перспективы гармонизации национальных  налоговых систем.

 

В виду глобализации современной коммерческой деятельности и интеграции национальных экономик в системе мирохозяйственных связей одной из первоочередных задач становится налоговая гармонизация, т.е. координация национальных налоговых политик, сближение уровня налогообложения, способов определения налоговой базы и характера, предоставляемых налоговых льгот. Пока ещё рано говорить о  возможной глобальной гармонизации всех налоговых систем в мире.

В практической плоскости  вопрос налоговой гармонизации рассматривается  лишь в рамках региональной интеграции. Самых больших успехов здесь достигли страны ЕС. Концепция налоговой гармонизации возникла именно в ходе развития европейской экономической интеграции. Для образования ЕС необходимо было устранить все препятствия, в т.ч. и налоговые для свободного движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы.

Поскольку налоговая  политика традиционно проводится каждой страной с учетом своих национальных интересов, то в ЕС отказались от создания единой налоговой системы. Вместо этого было решено привести законодательства стран-членов ЕС в сопоставимый друг с другом вид, а так же подчинить национальную налоговую систему общим задачам европейской интеграции.

Налоговая гармонизация в ЕС ставит перед собой цели:

  • упразднение налоговых границ для создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов;
  • объединение и унификация внутреннего рынке ЕС, как основного двигателя интеграционных процессов в регионе;
  • приведения в соответствии структуры налоговой системы, а также порядка взимания основных видов налогов во всех странах сообщества.

Основным направлением гармонизации в ЕС стали гармонизация НДС и акцизов, унификация налогообложения  компаний.

 

 

7. Гармонизация НДС и акцизов.

 

НДС

 

Налог на добавленную  стоимость возник сравнительно недавно. Он был предложен французским экономистом Лоре в 1954 году в замену, так называемого, налога с оборота. НДС – это косвенный налог или, так называемый, налог на потребление. НДС быстро перешёл с теории в практику и уже в 1967 году была разработана специальная директива ЕЭС по поэтапному введению НДС странами членами ЕС. Более того, за счёт отчислений от поступлений НДС предполагалось финансировать общий бюджет ЕС. Вскоре наличие в налоговой системе государства НДС стало одним из обязательных условий членства в ЕС.

Например, присоединение  к ЕС Финляндии потребовало введения в этой стране с июля 1994 года НДС, хотя ранее НДС в этом государстве  отсутствовал, но его роль выполнял налог с производителей обрабатывающей промышленности.

Основные задачи гармонизации косвенных налогов в ЕС:

  • устранение фискальных границ внутри сообщества;
  • сближение ставок НДС.

До 1997 года предполагалась отмена НДС при экспорте-импорте  внутри ЕЭС. Для преодоления заинтересованности стран ЕС в поступлении НДС  в свой национальный бюджет, основной акцент должен быть сделан на ликвидации диспропорций в налоговых ставках и в ведении клиринга по НДС.

Чтобы сблизить ставки по НДС с января 1993 года в ЕС была введена минимальная стандартная  ставка налога – 15%.

Для дальнейшего развития интеграционных процессов внутри ЕС и специализации каждого государства в какой-либо отрасли экономики предполагалось ввести систему клиринга по НДС внутри сообщества. Клиринг должен возместить избыток доходов от НДС стран-импортёров перед странами-экспортёрами, которые при экспортно-импортных операциях несут определённые бюджетные потери (экспорт освобождается от обложения НДС).

Каждая страна должна вести сбор информации об уплате НДС  по всем своим экспортно-импортным  операциям, а избыток поступлений  от НДС, согласно системе клиринговых расчётов подлежит распределению между странами-членами ЕС, получивших отрицательное сальдо НДС по внешнеэкономическим операциям. Компенсация должна проводиться ежемесячно через центральный счёт ЕС по НДС.

 

АКЦИЗЫ

 

Гармонизация акцизов тесно связана с гармонизацией НДС. Для снижения увлечения, так называемым, «туристическим шопингом» и приграничной торговли, которые наряду со стимулированием туризма приводят к определённым бюджетным потерям в странах, граждане которых делают покупки за рубежом (налоговые поступления, в данном случае получает та страна, где совершается покупка товаров и услуг, в цену которой входит акциз) предполагается унифицировать акцизы во всём сообществе, не допуская заметной разницы в ценах на подакцизные товары до полного устранения фискальных границ и унификации налоговых ставок. Предполагается воздержаться от введения новых акцизов, не увеличивать ставки существующих, в частности, не изменять акцизы на бензин, вино-водочные и табачные изделия.

 

 

8. Гармонизация налогообложения прибыли корпораций.

 

Унификация налогообложения  компаний должно поставить в равные условия все компании, функционирующие  в ЕС, облегчить им доступ на внутренний интегрированный рынок ЕС, а также  активно привлекать в ЕС иностранные  инвестиции в форме создания дочерних компаний и филиалов транснациональных компаний. В сфере налогообложения прибыли корпораций, европейская налоговая гармонизация предусматривает:

  1. Сближение налоговых ставок. В настоящее время налогообложение компаний в странах ЕС дифференцировано по величине налоговой ставки. Налоговая гармонизация предусматривает некоторый средний уровень в пределах 30 – 40% для налога на прибыль корпораций, но допускаются отклонения в зависимости от особенностей национальной налоговой политики. При вступлении Швеции в ЕС ставка налога на прибыль была снижена с 55% до 30%.
  2. Унификацию налоговой базы. В данном случае предусматривается введение единого порядка определения прибыли на основе балансового отчета и счетов прибылей и убытков компании. Преодоление разногласий  по поводу трактовки таких понятий как амортизация, доходы и убытки от коммерческой деятельности, допустимые вычеты и скидки с налогооблагаемой прибыли. Должна быть так же согласована амортизационная и учетная политика по оценке основных фондов и товарно-материальных запасов. Унификация налоговой базы сужает возможность проведения национальной налоговой политики. В странах ЕС в целях смягчения возникающих противоречий могут в одностороннем порядке предоставлять своим национальным компаниям различные субсидии и налоговые скидки.
  3. Устранение двойного экономического налогообложения. Двойное экономическое налогообложение (в отличии от двойного юридического налогообложения) связано со взиманием двух и более налогов с одной налоговой базы. В качестве примера можно привести ситуацию, когда прибыль корпорации первоначально облагается подоходным налогом на прибыль, а после распределения среди акционеров – подоходным налогом с физических лиц.
  4. Применение специального статуса европейских компаний. Для компаний, ведущих коммерческую деятельность в нескольких государствах ЕС, предусмотрен особый порядок налогообложения, облегчающий налогообложение материнских и дочерних компаний (исключает двойное налогообложение дивидендов). Такие компании получают статус компаний-резидентов ЕС, гарантирующий им специфические налоговые льготы во всех странах ЕС. На заседании специальной комиссии ЕС по вопросам налогообложения активно обсуждался вопрос распределения прибыли или убытков между ее структурными подразделениями, находящихся в разных странах ЕС, а так же устранение налогов на репатриацию прибыли (перемещение доходов от дочерней компании одной страны в материнскую компанию в другой стране).
  5. Взаимопомощь стран-членов ЕС в области налогообложения прибыли корпораций. Для борьбы с уклонением от налогообложения планируется заключение многосторонних налоговых соглашений об обмене информацией с участием всех государств ЕС.

На процесс европейской  налоговой гармонизации большое  влияние оказывают неоконсервативные  реформы в промышленно развитых странах, особенно в США и Великобритании. Налоговая гармонизация ЕС – это попытка конкуренции Европы с Северной Америкой и Японией за привлечение капитала, создание приемлемых инвестиционных условий за счет благоприятного налогового климата для отечественных и зарубежных предпринимателей.


 

 

 

9. Прямое налогообложение.  Принцип резиденства.

 

Принцип резиденства предусматривает налоговую ответственность физического или юридического лица по месту его нахождения или регистрации. Согласно этому принципу все доходы хозяйствующего субъекта, полученные во всех юрисдикциях проведения коммерческих операций, облагаются подоходным налогом в стране, в которой физическое или юридическое лицо является резидентом.

 

  Таблица – Принцип резиденства и территориальности в подоходном налогообложении.

 

Принцип резиденства

Принцип территориальности

1. Учитываются все  элементы материального и социально-экономического  положения налогоплательщика, т.к.  именно страна постоянного места  пребывания имеет возможности наиболее полно оценить состояние дел налогоплательщика и более справедливо обложить налогами его доходы.

1. В меньшей степени  возможно уклонение от уплаты  налогов (нет налоговых льгот  и налоги удерживаются у источника  образования доходов).

2. Выгоден

апиталоэкспортирующим странам.

2. Выгоден капиталоимпортирующим  странам.

3. Уплачивается  налог  на прибыль корпораций, индивидуальный  подоходный налог, налог на  собственность и трансфертные  налоги.

3. Уплачивается налог на репатриацию  доходов (распределение доходов в пользу иностранного резидента в виде процентов, дивидендов).

4. Налоговая база – это чистый  национальный продукт, т.е. все  доходы резидентов данной юрисдикции  свободны от налогообложения  за рубежом.

4. Налоговая база – это чистый  внутренний продукт, полученный от всех факторов производства применяемых в данной стране, не зависимо от конечного резиденства этих факторов.


В применении принципа резиденства  большую заинтересованность проявляют  страны с развитой экономикой (юрисдикции: для большинства ТНК). Принцип территориальности, по своей сути, должен быть больше характерен для стран, где реально образуются доходы ТНК, т.е. для стран импортёров капитала.

РИСУНОК №4

В мировой практике принцип  резиденства больше характерен для  налогообложения физических лиц. В том случае, если физическое лицо подвергается двойному налогообложению, то иностранные государства либо освобождают нерезидентов от подоходного налогообложения, либо применяют для таких лиц пониженные налоговые ставки.

Ряд стран – «налоговые гавани» – используют принцип территориальности по отношению к своим резидентам, т.е. облагают доходы, полученные в своей юрисдикции, а все иностранные доходы резидентов освобождаются от налогообложения (во Франции и Швейцарии).

Влияние принципов налогообложения на распределение капитала между странами представлено нижеследующем рисунке:

РИСУНОК №5

где МРК – предельный продукт капитала страны «А»; МРК* –предельный  продукт капитала страны «Б»; r, r* – ставки процентов за использование капитала. Из-за различий ставок происходит разрыв и недоиспользование капитала и равновесие не достигается (ST). Принцип резиденства: r1=r1*. Точка «А» – точка равновесия в принципе резиденства (при r1=r1*). Площадь треугольника «АВС» – недоиспользованный капитал при принципе территориальности. Кобщ – общий запас капитала.

 

10. Прямое налогообложение. Принцип  территориальности.

 

В соответствии с принципом территориальности реализуется налоговый суверенитет каждого налога государства. Все доходы, полученные на данной территории, подлежат налогообложению в юрисдикции их образования. При распределении таких доходов в пользу реципиентов (получателей), находящихся в иностранном государстве, взимаются специальные налоги на репатриацию прибыли.

 

 Таблица – Принцип резиденства и территориальности в подоходном налогообложении.

 

Принцип резиденства

Принцип территориальности

1. Учитываются все  элементы материального и социально-экономического  положения налогоплательщика, т.к.  именно страна постоянного места  пребывания имеет возможности наиболее полно оценить состояние дел налогоплательщика и более справедливо обложить налогами его доходы.

1. В меньшей степени  возможно уклонение от уплаты  налогов (нет налоговых льгот  и налоги удерживаются у источника  образования доходов).

2. Выгоден капи

алоэкспортирующим странам.

2. Выгоден капиталоимпортирующим  странам.

3. Уплачивается  налог  на прибыль корпораций, индивидуальный  подоходный налог, налог на  собственность и трансфертные  налоги.

3. Уплачивается налог на репатриацию  доходов (распределение доходов в пользу иностранного резидента в виде процентов, дивидендов).

4. Налоговая база – это чистый  национальный продукт, т.е. все  доходы резидентов данной юрисдикции  свободны от налогообложения  за рубежом.

4. Налоговая база – это чистый  внутренний продукт, полученный от всех факторов производства применяемых в данной стране, не зависимо от конечного резиденства этих факторов.


В применении принципа резиденства  большую заинтересованность проявляют  страны с развитой экономикой (юрисдикции: для большинства ТНК). Принцип территориальности, по своей сути, должен быть больше характерен для стран, где реально образуются доходы ТНК, т.е. для стран импортёров капитала.

РИСУНОК №4

В мировой практике принцип  резиденства больше характерен для  налогообложения физических лиц. В том случае, если физическое лицо подвергается двойному налогообложению, то иностранные государства либо освобождают нерезидентов от подоходного налогообложения, либо применяют для таких лиц пониженные налоговые ставки.

Ряд стран – «налоговые гавани» – используют принцип территориальности по отношению к своим резидентам, т.е. облагают доходы, полученные в своей юрисдикции, а все иностранные доходы резидентов освобождаются от налогообложения (во Франции и Швейцарии).

Влияние принципов налогообложения на распределение капитала между странами представлено нижеследующем рисунке:

РИСУНОК №5

где МРК – предельный продукт капитала страны «А»; МРК* –предельный  продукт капитала страны «Б»; r, r* – ставки процентов за использование капитала. Из-за различий ставок происходит разрыв и недоиспользование капитала и равновесие не достигается (ST). Принцип резиденства: r1=r1*. Точка «А» – точка равновесия в принципе резиденства (при r1=r1*). Площадь треугольника «АВС» – недоиспользованный капитал при принципе территориальности. Кобщ – общий запас капитала.

 

11. Косвенное налогообложение.  НДС.

 

НДС

 

Базой для налогообложения  НДС в рамках экономики является ВВП за минусом валовой суммы  инвестиций с учётом экспорта и импорта.

По аналогии с принципом  резиденства и территориальности для прямых налогов для НДС используются два принципа налогообложения:

  1. Принцип местоназначения. Предполагает, что НДС взимается со всех товаров и услуг, которые будут ввезены в данную юрисдикцию для конечного потребления, вне зависимости от того, где эти продукты были произведены. Согласно данному принципу НДС, по существу, является налогом на конечное потребление. Им облагается импорт и не облагается экспорт.
  2. Принцип страны происхождения. Предполагает, что НДС взимается со всех товаров и услуг, произведённых в данной стране и не зависит от конечного места потребления данного продукта. В данном случае облагается экспорт и не облагается импорт и НДС не является налогом на производство продукции.

Налоговую базу для НДС  составляет ВВП минус валовые внутренние инвестиции.

В настоящее время  в мировой экономике применяются, в основном, НДС, взимаемый по принципу местоназначения, т.е. от налогообложения  освобождается экспорт, а облагается импортные товары и услуги.

Контроль за правильностью  уплаты налога, кроме налоговых служб ведут и таможенные органы на основе финансовой отчётности импортёров.

Предполагается, что принцип  страны происхождения будет действовать  только между странами ЕС, а компенсировать доходы или убытки, возникающие в  результате изменения базы НДС, будет клиринговая палата ЕС.

 

 

12. Косвенное налогообложение.  Таможенные пошлины и сборы.

 

Таможенные пошлины и сборы

 

Особенностью косвенного налогообложения внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) является то, что  в зависимости от состояния политических и экономических связей данного государства, в зависимости от политической либерализации или протекционизма во внешней торговли, в зависимости от необходимости привлечения в экономику страны иностранных инвестиций, каждое государство в праве применять в косвенном налогообложении разные режимы:

  1. Национальный режим – означает, что для сделок с участием иностранных физических или юридических лиц применяются такие же ставки и возможности получения налоговых льгот, как и для национальных компаний.
  2. Режим наиболее благоприятствуемой нации – предполагает, что налоговые ставки и налоговые льготы применяются такие же, как и для иностранных компаний, не пользующихся правом для получения национального режима. Это означает меньшее количество налоговых льгот, но в ряде случаев данный режим может быть выгоден и, с точки зрения, применяемых ставок, таможенных пошлин и прочих сбо<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043


Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран: сравнительный анализ