Налоговые споры, их классификация и пути разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Задачами будут являться изучение понятия «налогового спора», его разновидности, возможные пути решения, такие как «административный» и «судебный» порядки. Актуальность данной темы постоянно растёт, так как ежедневно возрастает количество юридических лиц, увеличивается объём нормативно-правовой базы, а вместе с этим и количество налоговых конфликтов. Практическое значение состоит в том, что специфика налоговых споров такова, что они затрагивают экономические интересы государства в целом и значительного круга налогоплательщиков. В связи с этим правильное разрешение данного вида споров имеет существенное общественное значение.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие налогового спора. Классификация налоговых споров …………....4
2. Административный порядок разрешения налогового спора………………..8
3. Судебный порядок разрешения налогового спора………………………….19
Заключение.............................................................................................................35
Список литературы................................................................................................36

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaya.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

Кубанский Государственный  Аграрный Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Налоговое администрирование

 

На тему: «Налоговые споры, их классификация и пути разрешения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнила студентка

                                                             3 курса группы нн-1107

                                                              факультета «Налоги и налогообложение»

           Золотова Юлия

 

 

 

 

 

Краснодар 2012

 

Содержание:

 

 

Введение...................................................................................................................3

1. Понятие налогового спора. Классификация налоговых споров …………....4

2. Административный порядок  разрешения налогового спора………………..8

3. Судебный порядок  разрешения налогового спора………………………….19

Заключение.............................................................................................................35

Список литературы................................................................................................36

 

Введение

 

 

За последние годы резко возросло количество судебных споров, связанных с налогообложением. Это явление связано с неясностью и противоречивостью налогового законодательства нашей страны. В такой ситуации у налогоплательщика есть возможность обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц.

Целью этой работы является анализ самого явления «налоговый спор», а так же изучение методов разрешения налоговых конфликтов.

Задачами будут являться изучение понятия «налогового спора», его разновидности, возможные пути решения, такие как «административный» и «судебный» порядки.

Актуальность данной темы постоянно растёт, так как  ежедневно возрастает количество юридических  лиц, увеличивается объём нормативно-правовой базы, а  вместе с этим и количество налоговых конфликтов.

Практическое значение состоит в том, что специфика налоговых споров такова, что они затрагивают экономические интересы государства в целом и значительного круга налогоплательщиков. В связи с этим правильное разрешение данного вида  споров имеет существенное общественное значение. 

 

 

  1. Понятие налогового спора. Классификация налоговых споров

 

 

 

За последние годы наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и  налоговыми органами. Налоговые споры являются, без всякого преувеличения, одной из самых многочисленных и сложных категорий судебных дел.

Лупарев Е.Б. даёт следующее  определение этого явления: «Налоговый спор следует понимать как конфликтное публичное правоотношение, связанное с уплатой налогов, сборов и иных налоговых платежей, направленное на защиту интересов налогоплательщика, с одной стороны, и публичных финансовых интересов государства и муниципальных образований, выражаемых посредством установления и сбора налогов, сборов и иных обязательных налоговых платежей, с другой».1

Смысл налогового спора, то есть то, что данное явление обозначает, определяется как правоотношение, включающее в себя финансово-правовые материальные составляющие и административно-правовые процессуальные составляющие. Иногда сюда могут включаться и конституционно-правовые составляющие, например, когда речь идет о проверке Конституционным Судом РФ конституционности тех или иных положений налогового законодательства.2

Анализ судебной практики позволяет разделить современные налоговые споры на три основные категории:3

1)  споры по вопросам  права — это такие споры,  в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различным

толкованием и (или) применением  отдельных норм материального права (налогового, гражданского и иного  законодательства);

2)  споры по вопросам  факта — это такие споры,  в которых возникшие между налогоплательщиком и налоговым органом разногласия связаны с различной оценкой фактических обстоятельств дела, имеющих прямое или косвенное отношение к налогооблагаемой деятельности налогоплательщика (например, касающихся содержания, сущности и параметров совершенных налогоплательщиком хозяйственных операций, влияющих на исчисление налоговой базы различных объектов налогообложения; касающихся достоверности представленных налогоплательщиком документов в обоснование своего права на применение налоговых льгот и т. д.);

 

3) процедурные споры  — это споры, в которых налогоплательщик ссылается на допущенные налоговым органом нарушения законодательно установленной процедуры проведения мероприятий налогового контроля и (или) производства по делам о налоговых правонарушениях.

 

Следует отметить, что  на практике дела по налоговым спорам обычно имеют комплексный характер (т.е. содержат разногласия как по вопросам права, так и по вопросам факта и (или) по процедурным вопросам).

Кроме того, в последнее  время появилась новая разновидность споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, которые, хотя и не относятся к налоговым, однако очень сильно схожи с ними по своему предметному содержанию - это споры по делам об административных правонарушениях в области налогов4.

 

 

 

Так же понятие «налоговый спор» включает в себя5:

  • споры в связи с взысканием недоимок и пеней по налогам и сборам;
  • споры в связи с взысканием санкций за нарушение налогового законодательства;
  • споры в связи с применением предупредительных и пресекательных мер административного принуждения в налоговой сфере;
  • споры в связи с проверкой конституционности налогового законодательства.

 

Следующим основанием классификации налоговых споров выступает критерий деления споров по органам, их разрешающим.  Налоговые споры можно классифицировать следующим образом:

1. Налоговые споры,  разрешаемые в судебном порядке:

а)  налоговые споры, разрешаемые Конституционным Судом РФ в порядке конституционного судопроизводства;

б)   налоговые споры, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, закрепленном ГПК РФ6, а также в порядке обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов, закрепленном ст. 30.1—30.8 КоАП РФ;

в)  налоговые споры (включая обжалование наложенных административных наказаний в сфере налогообложения), разрешаемые арбитражными судами в порядке, установленном АПК РФ7;

г)  административно-правовые споры, разрешаемые конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

 

2.  Налоговые споры,  разрешаемые в административном порядке.

 

Все налоговые споры  могут быть разрешены в судебном порядке независимо от предварительного административного обжалования, хотя ранее для актов налоговых органов устанавливалось предварительное административное обжалование.8

Таким образом, понятие  «налоговый спор» можно определить как «конфликтное публичное правоотношение, связанное с уплатой налогов, сборов и иных налоговых платежей, направленное на защиту интересов налогоплательщика, с одной стороны, и публичных финансовых интересов государства и муниципальных образований, выражаемых посредством установления и сбора налогов, сборов и иных обязательных налоговых платежей, с другой». Классифицировать налоговые споры можно следующим образом: по объекту (право, факт, процедура), по причине (налог и сбор, взыскание санкций, применение мер, проверка конституционности законодательства), по способу разрешения (административный, судебный).

 

 

  1. Административный порядок разрешения налогового спора

 

 

Внесудебные налоговые  споры возникают по инициативе организаций и индивидуальных предпринимателей и сводятся к обжалованию актов налоговых органов, действий, бездействия должностных, лиц налоговых органов вышестоящему должностному лицу налогового органа либо в вышестоящий налоговый орган.

Для такого рассмотрения споров в налоговых органах ряда стран созданы специальные подразделения. Например, в составе Службы внутренних доходов США и в Главном налоговом управлении Франции действуют соответствующие службы; в Дании существуют специальные налоговые суды, которые входят в систему налоговых органов; в ФРГ попытка досудебного урегулирования спора является обязательным условием принятия дела к судебному рассмотрению9.

В законодательстве большинства  стран Организации Экономического и Социального Развития (ОЭСР) условием возникновения у налогоплательщика  права на обращение в суд с  жалобой на решение налоговых органов является предварительное обжалование в административном порядке.10

Согласно действующему законодательству организации и  индивидуальные предприниматели вправе обжаловать ненормативные акты налоговых  органов, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов путем подачи жалобы должностному лицу вышестоящего налогового органа либо вышестоящему должностному лицу налогового органа, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуется11.

При применении данных положений следует учитывать, что Налоговый кодекс не предусматривает подачу жалобы налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом в вышестоящий налоговый орган в качестве обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования налогового спора.

Кроме того, согласно ст. 138 Налогового кодекса подача налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом  — юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем жалобы в вышестоящий  налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа, акты, действия, бездействие должностных лиц которого обжалуются, не исключает права вышеуказанных юридического лица, индивидуального предпринимателя на одновременную или последующую подачу заявления в арбитражный суд в отношении того же предмета и по тем же основаниям.

При этом необходимо учитывать, что такая жалоба может быть рассмотрена  вышестоящим налоговым органом, вышестоящим должностным лицом налогового органа, акты, действия, бездействие должностных лиц которого обжалуются, только до момента вступления в силу решения арбитражного суда, принятого по заявлению о признании незаконным указанного в жалобе акта налогового органа, действий, бездействия должностных лиц налогового органа. Если в процессе рассмотрения жалобы на акт налогового органа, действия, бездействие должностных лиц налогового органа рассматривающему жалобу лицу станет известно о вступлении в силу решения арбитражного суда по заявлению, лицу, подавшему жалобу, будет отказано в ее рассмотрении.

 

Необходимо также принимать  во внимание, что на основании ст. 137 Налогового кодекса налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам — организациям, индивидуальным предпринимателям предоставлено право обжаловать только те акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, которые нарушают их права.

В связи с вышеизложенным акт налоговой проверки, который  налоговый орган составляет по результатам  налоговой проверки в соответствии с п. 1 ст. 100 Налогового кодекса, не является актом, который может быть обжалован.

Вместе с тем из положений ст. 140 Налогового кодекса  следует, что под ненормативным  актом налогового органа, который  может быть обжалован налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом  — организацией, индивидуальным предпринимателем в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа, следует понимать решение налогового органа.

Иные акты налоговых  органов, не относящиеся к решениям налоговых органов, такие как письмо, которым сообщается организации, индивидуальному предпринимателю об отказе в постановке на учет, письмо об отказе в проведении зачета излишне уплаченных сумм налога и т.д., могут быть обжалованы посредством подачи жалобы на действия должностного лица налогового органа, выразившихся в принятии акта, нарушающего права налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя.

Из положений ст. 137 Налогового кодекса, предусматривающих  подачу жалобы на акты налогового органа, действия, бездействие должностных лиц налогового органа, нарушающих права налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента также следует, что в вышестоящем налоговом органе у вышестоящего должностного лица налогового органа, решение которого обжалуется, может быть обжаловано лишь решение, действия, бездействие, имевшее место в отношении данного налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя, то есть лица, подающего жалобу.

Согласно ст. 139 Налогового кодекса жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие должностного лица налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган либо вышестоящему должностному лицу этого органа.

Из вышеприведенной  нормы следует, что жалоба на ненормативный акт налогового органа может быть подана только в вышестоящий налоговый орган.

Должностным лицам налогового органа, ненормативный акт которого обжалуется, не предоставлено право вынесения решения по жалобе налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. 

Информация о работе Налоговые споры, их классификация и пути разрешения