Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:09, доклад

Краткое описание

Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Содержание налогового контроля включает:
- наблюдение за подконтрольными объектами;
- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

Вложенные файлы: 1 файл

Налог. контроль.docx

— 20.62 Кб (Скачать файл)

Налоговый контроль

Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Содержание налогового контроля включает:

-         наблюдение за подконтрольными  объектами;

-         прогнозирование, планирование, учет  и анализ тенденций в налоговой  сфере;

-         принятие мер по предотвращению  и пресечению налоговых нарушений;

-         выявление виновных и привлечение  их к ответственности.

2 СЛАЙД: Согласно статьи 82 части первой НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

3 СЛАЙД: Субъектами налоговых проверок являются министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

4 СЛАЙД: Объекты налоговых проверок – денежные документы, бухгалтерские регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

    5 СЛАЙД: Виды налоговых проверок по различным основаниям:

I.   По форме проведения:

-  камеральные

-  выездные

II.  По срочности:

-  плановые

-  внеплановые

III. По способу контроля:

-  сплошные

-  выборочные

IV. По методу установления достоверности:

-  формальные  и арифметические

-  встречные

6 СЛАЙД: Процессуальные правила и условия проведения налоговых проверок закреплены в ст. 87-89 НК РФ. Для налоговой проверки установлено ограничение в виде трехгодичного периода деятельности налогоплательщика, предшествовавшего году проведения проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Порядок и  сроки проведения камеральной налоговой проверки регулируются ст. 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями  без какого-либо специального решения  руководителя налогового органа в течение  трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и необходимых документов.

7 СЛАЙД: Основными задачами камеральной проверки являются:

-  визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов;

-   проверка правильности составления расчетов по налогам;

-  логический контроль и взаимная увязка показателей, содержащихся в отчетности и налоговых расчетах;

-  предварительная оценка достоверности бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.

Если проверкой  выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие  исправления в установленный  срок.

При проведении камеральной проверки налоговый  орган вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы  доплат по налогам, выявленные по результатам  камеральной проверки, налоговый  орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и  пени. Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регулируются статьей 89 Кодекса.

8 СЛАЙД: Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одними тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до четырёх либо до 6 месяцев.

Выездная  налоговая проверка предприятия  осуществляется в соответствии с  годовыми планами работы инспекции  и квартальными графиками проверок, составляемыми по тому или иному  участку работы. Предпроверочный анализ – неотъемлемая часть процесса подготовки документальной проверки организации. На данном этапе работники налоговых органов изучают данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за последний отчетный период, проводят углубленный анализ и динамику показателей деятельности организации за несколько отчетных периодов. Результатом предпроверочного анализа является выработка конкретной концепции предстоящей проверки.

С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятельности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства), а также на основе выработанной концепции  разрабатывается и утверждается программа проведения документальной проверки.

При необходимости  уполномоченные должностные лица налоговых  органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, осмотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить  изъятие документов у налогоплательщика. Изъятие документов производится при  наличии у проверяющих лиц  достаточных на то оснований по акту, копия которого передается налогоплательщику. Последний имеет право делать замечания по форме и существу изъятия, которые должны быть по его  требованию внесены в акт.

9 СЛАЙД: При сплошном (комплексном) способе проверяются все регистры бухгалтерского учета и другие необходимые для налоговой проверки документы. Комплексной проверкой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов.

При выборочном (тематическом) способе проверяется  лишь часть первичных документов за тот или иной период времени. Тематическая проверка охватывает вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов  и других обязательных платежей. В  случае обнаружения злоупотребления  или нарушения налогового законодательства проверяющие переходят от выборочного  способа к комплексной проверке с возможным изъятием необходимых  документов.

По относительно узкому кругу вопросов финансово-хозяйственной  деятельности организации за короткий период возможно проведение экспресс - проверки. Если в ходе данной экспресс – проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о  недостоверности учета, отчетности и налоговых расчетов, дальнейшие проверки данной организации могут  не проводиться.

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия  может быть установлена:

1) путем формальной и арифметической проверки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности заполнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них;

2) путем встречных проверок, когда учетные данные предприятия сверяются с соответствующими данными предприятия-контрагента.

По окончании  выездной налоговой проверки проверяющий  составляет справку о проведенной  проверке, в которой фиксируются  предмет проверки и сроки ее проведения.

В ходе осуществления  выездной налоговой проверки налоговые  органы могут привлекать к работе специалистов, экспертов, переводчиков, понятых, а также свидетелей для  совершения ряда процессуальных действий, таких как осмотр помещений, выемка документов.

10 СЛАЙД: При проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Согласно ст. 99 НК РФ в протоколе указывается:

1)    его наименование;

2)    место и дата производства  конкретного действия;

3) и др. Можно посмотреть на слайде.

Протокол  подписывается составившим его  должностным лицом налогового органа, а также всеми  лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими  при его проведении.

11 СЛАЙД: По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.

В акте налоговой  проверки должны быть указаны документально  подтвержденные факты налоговых  правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а  также выводы и предложения проверяющих  по устранению выявленных нарушений  и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Налогоплательщик  вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а  также с выводами и предложениями  проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению документы, подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

12 СЛАЙД: Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу. Порядок и условия постановки на учет в налоговых органах определены статьями 83-85 НК РФ.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговых  органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Заявление о  постановке на учет организации или  физического лица, осуществляющего  деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган  в течение 10 дней после их государственной  регистрации.

При осуществлении  деятельности в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после  создания обособленного подразделения.

При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном  порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной  регистрации, других документов, подтверждающих создание организации.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель  одновременно с заявлением о постановке представляет свидетельство о государственной  регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

13 СЛАЙД: Налоговый орган обязан осуществить  постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующие свидетельство.

Об изменениях в уставных и других учредительных  документах организаций, изменением места  нахождения, а также об изменении  места жительства индивидуальным предпринимателем налогоплательщики обязаны уведомить  налоговый орган в 10-дневный срок с момента такого изменения.

Каждому налогоплательщику  присваивается единый по всем видам  налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика. На основе данных учета Министерство РФ по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.


Информация о работе Налоговый контроль