Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:02, контрольная работа
Предмет исследования – совокупность правовых норм, определяющих и регулирующих налоговый контроль, его формы и методы..
Так, целью данной работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.
Введение
1. Форма налогового контроля
2. Принципы налогового контроля
3. Методы налогового контроля
Заключение
Список исопльзуемой литературы
Содержание
Введение
1. Форма налогового контроля
2. Принципы налогового контроля
3. Методы налогового контроля
Заключение
Список исопльзуемой литературы
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств как физических, так и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.
Налоговый контроль – ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.
В данной курсовой работе будет непосредственно рассмотрено как осуществляется налоговый контроль – посредством, каких форм и методов, и что следует понимать под формами и методами налогового контроля.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие, в процессе осуществления налогового контроля
Предмет исследования – совокупность правовых норм, определяющих и регулирующих налоговый контроль, его формы и методы..
Так, целью данной работы является раскрытие самого понятия и содержания налогового контроля и способов его реализации на практике: формы и методы налогового контроля.
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов.
Налоговый кодекс устанавливает следующие формы проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ)[1]:
– налоговые проверки;
– получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
– проверки данных учета и отчетности;
– осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
– другие формы.
Специально-правовые методы налогового контроля представляют собой совокупность способов изучения объекта и предмета налогового контроля. К специально-правовым методам налогового контроля можно, в частности, отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т.д.
В последнее время в области правового регулирования методов и форм контрольной деятельности появилась новая правовая форма регламентации контроля – стандарты контрольной деятельности. Стандарты контрольной деятельности устанавливают основные единые принципы проведения контроля и требования к проведению контроля соответствующими органами. Очень часто стандарты определяют требования к профессиональной квалификации инспекторов, правовому и документальному обеспечению проверок, оформлению результатов (доказательств), действиям контролирующих органов[2]. Такие стандарты разрабатываются и применяются контрольными органами во многих странах мира. В России в настоящее время наиболее динамично развивается «стандартизация» аудиторской деятельности4. На наш взгляд, стандартизация деятельности органов, осуществляющих налоговый контроль, также была бы очень эффективной для обеспечения единообразного применения норм налогового законодательства.
Ежедневно гражданам и юридическим лицам приходится сталкиваться с различными сторонами исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной исполнительной власти и их должностных лиц, основным «содержанием которой является непосредственная, повседневная организация выполнения внутренних и внешних функций государства, стоящих перед ним задач»1 . Отличительной чертой данной деятельности является то, что органы государственного управления обладают властью в отношении граждан и организаций, однако применение принуждения для них является подчиненной задачей. Основное – это позитивная, организующая деятельность. Ее содержание многообразно и имеет сложную структуру.
Общество и законодательство предъявляют к исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной исполнительной власти определенные требования, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми органами и должностными лицами. Прежде всего, речь идет о закрепленных в ст.ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации обязанностях государства, всех его органов и должностных лиц соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина при решении любых вопросов своей деятельности. В тоже время, при осуществлении стоящих перед органами и должностными лицами собственных задач должна достигаться максимальная эффективность и результативность деятельности, реализация интересов государства. Таким образом, перед органами исполнительной власти стоит двуединая задача: организация эффективного осуществления закрепленных в законодательстве специфических, присущих данному органу государственной власти, функций и задач и обеспечение приоритета защиты и соблюдения законных прав и интересов граждан и организаций. Эту же задачу должны решать и законодательные органы (при регулировании деятельности органов государственной власти и должностных лиц), и органы судебной власти. Существенную роль в реализации обозначенной задачи, на наш взгляд, играют правовые принципы.
Термин принцип происходит от лат. principium – начало, основа. Под принципом понимается основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т. д. 2
В сфере налогообложения также сложилась система принципов благодаря принятию и применению норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и практике Конституционного суда Российской Федерации. Г.А. Гаджиев и С.Г. Пепеляев указывают, что «принципы налогообложения и сборов содержат наиболее общие конституционные начала и в то же время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием. Поэтому, говоря о нарушениях общих принципов налогообложения и сборов, есть все основания одновременно говорить о нарушении соответствующих базовых конституционных положений» 11.
Анализируя принципы контроля в области налогообложения, О.А. Ногина отмечает наличие и выделяет несколько различных групп принципов контрольной деятельности, что в свое время отмечали Е.В. Шорина, В.М. Горшенев, А.В. Брызгалин и другие авторы 12. Под принципами контроля она понимает общенормативные ориентиры, основы контрольной деятельности уполномоченных органов. Мы разделяем ее позицию об обоснованности выделения трех групп принципов налогового контроля: общеправовых принципов, принципов контроля и специально-правовых принципов налогового права[3].
Рассмотрим эти принципы[4].
1. Принцип законности. В общем плане принцип законности фиксирует необходимость строгого соблюдения требований законов и основанных на них предписаний иных правовых актов всеми субъектами права. Прежде всего, требования этого принципа вытекают из содержания ст.1 Конституции Российской Федерации, определившей Российскую Федерацию в качестве правового государства, и ч.2 ст.15, закрепившей, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В отношениях, возникающих при проведении налоговых проверок, принцип законности проявляется в том, что, согласно пп.4 и 5 п.2 ст.1 НК РФ, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников налоговых правоотношений, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно нормами Налогового кодекса РФ. Подпункты 11 и 10 п.1 ст.21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам, и требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения предписаний законодательства о налогах и сборах. Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за его соблюдением и за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (пп.1 и 2 п.1 ст.32 НК РФ). Именно принцип законности требует обязательного указания в акте проверки на те конкретные нормы законодательства о налогах и сборах, нарушение которых вменяется налогоплательщику.
2. Принцип юридического равенства. Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает равенство всех перед законом и судом. Государство также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Принцип приоритета защиты прав и интересов налогоплательщиков. Конституция Российской Федерации устанавливает определенную иерархию социально-экономических и политических ценностей, выступающих критериями выбора для субъектов принятия властных решений. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В законодательной и правоприменительной деятельности любых органов и должностных лиц их приоритетность должна признаваться, соблюдаться и защищаться – это конституционная обязанность государства. Поскольку права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, именно они в первую очередь должны определять смысл, содержание и применение законов всеми агентами государства, а органы правосудия обязаны гарантировать приоритетность реализации и защиты законных интересов, прав и свобод человека в деятельности органов всех ветвей власти (ст.2 в системной связи со ст.18 Конституции Российской Федерации). Таково юридическое содержание конституционно-пра-вового принципа приоритетности защиты законных прав и интересов человека и гражданина.
В области налоговых проверок требования данного принципа проявляются в том, что при их проведении доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц допускается только на основании судебного решения или в случаях, прямо оговоренных нормами федеральных законов (п.5 ст.91 НК РФ). Кроме того, на должностных лиц налоговых органов возлагается обязанность корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, не унижать их честь и достоинство (п.3 ст.33 НК РФ).
Принцип защиты прав проверяемой организации или физического лица в ходе осуществления налоговых проверок предполагает также право соответствующего субъекта не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам (пп.11 п.1 ст.21 НК РФ).
4. Принцип гласности. Принцип гласности требует обеспечения открытости и доступности деятельности государственных органов для всех заинтересованных организаций и граждан, а также возможности получения ими информации в установленном законом порядке.
Данный принцип складывается из нескольких составляющих правомочий. Прежде всего, речь идет о праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исключение составляют лишь сведения, составляющие государственную тайну, перечень которых определяется федеральным законом (ч.4 ст.29 Конституции). Во-вторых, это – свобода массовой информации (ч.5 ст.29 Конституции). И, в-третьих, обязанность государства официально публиковать законы. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации). Кроме того, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательной государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации.
В ходе налоговых проверок налоговые органы также имеют целый ряд обязанностей по информированию налогоплательщиков о проведении мероприятий налогового контроля, в частности при проведении экспертизы (п.п.6, 7, 9 ст.95 НК РФ).
5. Принцип ответственности. Принцип ответственности заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются меры правовой ответственности. Данный принцип юридически значим для регулирования и правоприменения в сфере контрольной деятельности, поскольку именно в ходе налогового контроля происходит установление и документальная фиксация фактов правонарушений в документах налогового контроля.
В области налогового контроля требования рассматриваемого принципа находят отражение в двух видах ответственности[5]:
1) ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов, и иных лиц, участвующих в налоговой проверке;
2) ответственности проводящего проверку налогового органа и его должностных лиц.
Налоговым кодексом устанавливается ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК); свидетелей – за неявку или уклонение от явки без уважительных причин (ст.128 НК); экспертов, переводчиков и специалистов – за отказ от участия в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст.129 НК).
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, должностные лица налогоплательщика несут ответственность[6]:
1) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.15.6 КоАП РФ);