Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:16, реферат

Краткое описание

Налоговая тайна или кому нельзя говорить лишнего.
Еще в конце XVIII столетия императрица Екатерина II говорила: «В России все секрет и ничего не тайна»
В состав налоговой тайны входят следующие сведения:
• разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
• об идентификационном номере налогоплательщика;

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая тайна или кому нельзя говорить лишнего.docx

— 20.00 Кб (Скачать файл)

Налоговая тайна или кому нельзя говорить лишнего.

Еще в конце XVIII столетия императрица  Екатерина II говорила: «В России все  секрет и ничего не тайна»

В состав налоговой тайны  входят следующие сведения:

• разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

• об идентификационном номере налогоплательщика;

• о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

• предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.

Налоговые органы не считают  секретными сведения о задолженности  компании, даже если невыполненное  обязательство перед бюджетом нельзя отнести к налоговому правонарушению (письмо МНС России 5 марта 2002 г. №  ШС-6-14/252). Нетрудно догадаться, что наличие  у контрагента компании данных о  ее задолженности перед бюджетом может негативно сказаться на перспективах делового сотрудничества.

Доступ к сокровенному

Каждое должностное лицо, желающее получить сведения, составляющие налоговую тайну, должно соблюдать  установленный порядок (приказ МНС  России от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96 «Об  утверждении Порядка доступа  к конфиденциальной информации налоговых  органов»). Чтобы получить информацию, госслужащий должен направить в  налоговый орган запрос в письменном виде с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый  орган. Если запрос был направлен  по почте, то подпись должностного лица подтверждается печатью. Если заявка подается в электронном виде, тогда подпись  должностного лица подтверждается электронной  цифровой подписью. Кроме этого, у  госслужащего должны быть основание (ссылка на закон, устанавливающая право  пользователя на получение конфиденциальной информации) и мотив (цель, связанная  с исполнением должностных обязанностей) для запроса. Например, мотивом может  быть дело в судопроизводстве или  оперативно-розыскное мероприятие.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего порядка, не будут исполнены. За выполнение таких заявок предусмотрена уголовная  ответственность (ст. 183 УК РФ). Но вопрос о доступе к налоговой тайне  неоднозначен и вызывает массу противоречивых толкований.

Компании без секретов

Как уже выяснилось, госслужащие  могут быть наказаны за небрежное  обращение с налоговой тайной. Но для компаний, секреты которых  были разглашены, гораздо важнее то, как это отразится на них, а  не на чиновниках.

Сведения, относящиеся к  налоговой тайне, как и к любой  иной конфиденциальной информации, в  первую очередь интересуют лиц, использующих их против компании. Такими лицами могут  быть конкуренты, которым данные сведения необходимы для определения финансовой устойчивости и перспектив развития предприятия. Кроме того, налоговой  тайной могут заинтересоваться специализированные организации, занимающиеся так называемыми  недружественными поглощениями и захватами  бизнеса. Последним, такая информация просто необходима для анализа деятельности предприятия. При проведении налоговых  проверок контролирующие органы могут  назначать встречные проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика. Если сведения о встречных проверках  попадут к «захватчику», то он сможет определить круг аффилированных фирме  организаций. Значит, он более точно  оценит реальный оборот компании, даже если она использует бизнес-схемы с участием индивидуальных предпринимателей и оффшорных компаний. Кстати, компании, которая каким-то образом получила диск с налоговой тайной и стала распространять секретную информацию о других фирмах, не угрожает уголовная ответственность. Ведь, исходя из самого определения, данные предоставлялись не ей, а налоговому органу, и доказать преступный сговор крайне трудно.

На практике налогоплательщик никак не может проследить, кем  и каким образом используется информация о нем, предоставленная  в налоговые органы. Следовательно, в случаях, когда такие запросы  из налоговых органов приходят зависимым  организациям в рамках встречных  проверок, необходимо внимательно отнестись  к тому, какие сведения стоит представлять, а какие нет. Напомним, что при  проведении камеральных и выездных проверок налоговые органы могут  потребовать информацию о деятельности фирмы, связанной с контрагентами. Однако инспекция вправе получить у  этих лиц только те документы, которые  относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (абз. 2 ст. 87 НК РФ). Таким образом, ни балансы контрагентов, ни книги покупок и продаж к таким документам не относятся. Кроме того, налоговые органы не вправе проводить ревизии контрагентов проверяемых компаний, то есть следующего звена бизнес-цепочки, хотя инспекторы часто пытаются это сделать. На сегодняшний день сложилась однозначная арбитражная практика в пользу фирм (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. по делу № А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/ 04-С1, ФАС Московского округа от 1 октября 2004 г. по делу № КА-А40/8815-04).

Компании без секретов

Как уже выяснилось, госслужащие  могут быть наказаны за небрежное  обращение с налоговой тайной. Но для компаний, секреты которых  были разглашены, гораздо важнее то, как это отразится на них, а  не на чиновниках.

Сведения, относящиеся к  налоговой тайне, как и к любой  иной конфиденциальной информации, в  первую очередь интересуют лиц, использующих их против компании. Такими лицами могут  быть конкуренты, которым данные сведения необходимы для определения финансовой устойчивости и перспектив развития предприятия. Кроме того, налоговой  тайной могут заинтересоваться специализированные организации, занимающиеся так называемыми  недружественными поглощениями и захватами  бизнеса. Последним, такая информация просто необходима для анализа деятельности предприятия. При проведении налоговых  проверок контролирующие органы могут  назначать встречные проверки контрагентов проверяемого налогоплательщика. Если сведения о встречных проверках  попадут к «захватчику», то он сможет определить круг аффилированных фирме  организаций. Значит, он более точно  оценит реальный оборот компании, даже если она использует бизнес-схемы с участием индивидуальных предпринимателей и оффшорных компаний. Кстати, компании, которая каким-то образом получила диск с налоговой тайной и стала распространять секретную информацию о других фирмах, не угрожает уголовная ответственность. Ведь, исходя из самого определения, данные предоставлялись не ей, а налоговому органу, и доказать преступный сговор крайне трудно.

На практике налогоплательщик никак не может проследить, кем  и каким образом используется информация о нем, предоставленная  в налоговые органы. Следовательно, в случаях, когда такие запросы  из налоговых органов приходят зависимым  организациям в рамках встречных  проверок, необходимо внимательно отнестись  к тому, какие сведения стоит представлять, а какие нет. Напомним, что при  проведении камеральных и выездных проверок налоговые органы могут  потребовать информацию о деятельности фирмы, связанной с контрагентами. Однако инспекция вправе получить у  этих лиц только те документы, которые  относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (абз. 2 ст. 87 НК РФ). Таким образом, ни балансы контрагентов, ни книги покупок и продаж к таким документам не относятся. Кроме того, налоговые органы не вправе проводить ревизии контрагентов проверяемых компаний, то есть следующего звена бизнес-цепочки, хотя инспекторы часто пытаются это сделать. На сегодняшний день сложилась однозначная арбитражная практика в пользу фирм (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 сентября 2004 г. по делу № А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/ 04-С1, ФАС Московского округа от 1 октября 2004 г. по делу № КА-А40/8815-04).

Компания может самостоятельно сберечь тайну 

Ряд простых шагов позволит минимизировать риск разглашения работниками  компании конфиденциальных сведений, использование которых третьими лицами впоследствии причинило компании убытки. Во-первых, необходимо ограничить круг лиц, владеющих и (или) имеющих  доступ к налоговой тайне. Фактически этими сведениями обладает лишь топ-менеджмент, бухгалтерия и финансовый отдел. Отсутствие текучести указанных  кадров, лояльность и высокая мотивация  сотрудников устранит саму возможность  обнародования информации. Во-вторых, требуется установить в трудовом договоре личную ответственность работников за разглашение конфиденциальной информации и взыскания за неисполнение этих условий.

Формальная независимость  спасет налоговую тайну 

Утечка конфиденциальной информации возможна, например, через  государственные органы. Риск в этом случае может уменьшить сетевая, «горизонтальная» организация бизнеса  по принципу «одна организация –  один бизнес-процесс». При этом внешние  закупки группы должна осуществлять одна компания, продажи – другая, а управление, неформально, будет  сосредоточено в третьей. Налоговым, правоохранительным органам и конкурентам  будет труднее собрать информацию об операциях группы (особенно при  несовпадении учредителей и должностных  лиц). А по отдельности каждая компания не будет представлять из себя ничего интересного.

Кроме того, правоохранительные органы уделяют недостаточно внимания вопросу сохранения налоговой тайны  персоналом соответствующих ведомств. До сих пор неизвестны судебные разбирательства, в результате которых госслужащие  были бы наказаны за «недосмотр». А  ведь неоднократно поступали в продажу  базы данных с доходами физических лиц и сведениями о налогоплательщиках, известные только налоговым и  правоохранительным органам».

16 ноября 2005 года появились  изменения в Законе «О противодействии  легализации (отмывании) доходов,  полученных преступным путем,  и финансированию терроризма».  С момента их вступления в силу, многих стал волновать вопрос: что же теперь будет с адвокатской, аудиторской и прочими тайнами? Неужели каждый аудитор, который проводил проверку на вашем предприятии, повинуясь своему гражданскому долгу, отправит копию аудиторского отчета в налоговую? А адвокат, после того как вы ему «как на духу» расскажете о своих проблемах, поднимет трубку, наберет номер ФНС и скажет: «Только что у меня был очень подозрительный тип. Записывайте координаты...»? Что делать в такой ситуации? Может, больше не обращаться ни к каким специалистам в страхе, что все ваши тайны станут достоянием компетентных органов? Давайте сразу возьмем за основу, что ваша фирма — самый обычный налогоплательщик, а не пособник террористов и не содержатель наркопритона. С последними - разговор особый, и ограждать мирных граждан от их деятельности — прямая задача государства.

С какой целью  я их позвал?

Если вы задаетесь именно этим вопросом, то для начала вспомните, из каких соображений кроме «производственной  необходимости» вы исходили, когда  обращались к аудиторам или приглашали адвоката для участия в судебном процессе. Почему раньше не беспокоились за сохранность своих тайн?

Прежде всего, и адвокаты, и аудиторы связаны профессиональной тайной по отношению к своим клиентам. Для первых это закреплено в статье 8 Федерального закона «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Для вторых существует Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности». В статье 8 закона прописано, что, представляет из себя, аудиторская тайна. Текст там по сути похожий: «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам».

Кроме того, не следует забывать, чем именно занимаются аудиторские  компании, адвокаты, нотариусы и  т. д. Для этого представителям тех  профессий, которые связаны с  привлечением к себе клиентов, просто необходима безупречная деловая  репутация. А что от нее останется, если каждый раз, когда, например, аудиторы обнаружат в ваших бухгалтерских  документах ошибки, третьими лишними  станут налоговики? Фирма заплатит штраф, и на этом для нее все  закончится, а вот аудиторы последствия  своей активной гражданской позиции  могут расхлебывать долго. Так что от непорядочности никто, конечно, не застрахован, но аудиторам и адвокатам можно вполне доверять, как и раньше. Вряд ли они путают своих «баранов» с государственными. Чего не скажешь о банках. Даже если они не хотят стучать на вас добровольно, существует большая вероятность, что их вынудят к этому обстоятельства. К тому же можно просто оказаться не в том банке не в то время.


Информация о работе Налоговый контроль