Налоговый контроль, его сущность и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 09:36, реферат

Краткое описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально- экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…3
1.Налоговая система Российской Федерации…………………………………….....4
2.Проблемы собираемости налогов………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….….20
Список использованных источников и литературы ….22

Вложенные файлы: 1 файл

налогообложение.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

 

Санкт-Петербургский  Государственный Институт Сервиса  и Экономики

 

 

 

 

"Налоговый контроль, его сущность и значение"

 

 

 

 

Выполнил: студент II курса группы № 0610

Факультета Экономики  и

Управления в Сфере  Сервиса

Сурков Алексей

 

Преподаватель: Православнова  А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2001

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….…3

1.Налоговая система Российской Федерации…………………………………….....4

2.Проблемы собираемости налогов………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………….….20

Список использованных источников и литературы ….22

 

ВВЕДЕНИЕ

 Государство, выражая  интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально- экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.

Финансово-бюджетная  система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов.

 Важной “кровеносной  артерией” финансово-бюджетной  системы являются налоги.

 Налоги возникли  вместе с товарным производством,  разделением общества на классы и появлением государства.

 Государство, устанавливая  налоги, стремится прежде всего  обеспечить себе необходимую  материальную базу для осуществления  возложенных на него задач,  которые реализуются посредством  налоговой политики, являющейся  частью финансовой политики государства.

 Целью данной работы  является изучение теоретических  аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.

 Важным моментом  видится рассмотрение налоговых  аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Возможности финансовой стабилизации, во всяком случае - состояние доходной части бюджета, будет зависеть в основном от трех критериев:

первый и основной из них - развитие налоговой базы, т.е. общая ситуация в экономике, особенно, в ее базовых отраслях;

второй - налоговая система страны: от того насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов и т.д., зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу:

третий критерий - это организация и эффективность налоговой службы государства.

Основы ныне действующей  налоговой системы Российской Федерации  заложены в 1992 году, когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относят обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования, дорожные федеральный и территориальные фонды.

Объектами налогообложения  являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.

В законодательном порядке  по налогам могут устанавливаться  определенные льготы, к числу которых относят:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового платежа за расчетный период;
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целях налогоплательщик обязан:

  • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
  • представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого им заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Законом "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

Первый уровень - федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредотачиваются  в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыл предприятий и организаций;
  • акцизы;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • таможенные пошлины.

Перечисленные пять налогов  создают основу финансовой базы государства.

Второй уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов — региональные налоги. Эти налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

Среди местных налогов  крупные поступления обеспечивают:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • налог на рекламу;
  • налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сфеы;
  • большая группа прочих местных налогов.

Действующая в России налоговая система вызывает множество  нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. Что вызывает такой вал критики? Анализ различных взглядов показывает, что какой-либо общей основы у критиков нет. Каждый недоволен чем-то своим. Предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; введение налога на добавленную стоимость; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов.

Оценивая прошедшие  годы, следует помнить, что налоговая  система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

Стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису. Всё это обусловило необходимость введения ряда изменений, дополнений, поправок в налоговое законодательство. И основы налоговой системы будут теперь определяться Налоговым кодексом РФ. В Указе Президента РФ № 685 от 8 мая 1996 г. "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" направления налоговой реформы представлены следующим образом:

  • построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года всей системы налогов и платежей;
  • сокращение числа налогов путем их укрепления и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;
  • облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;
  • расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных минимальной величине месячной оплаты труда, и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении;
  • замена акцизов на некоторые виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому ЦБ Российской Федерации на дату платежа;
  • консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;
  • развитие налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней;
  • сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
  • увеличение роли экологических налогов и штрафов.

 

2. ПРОБЛЕМЫ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ

Для надлежащего обеспечения  функций государственной власти необходимы соответствующие денежные средства, которые аккумулируются в форме государственного бюджета. Формирование доходов государственного бюджета происходит главным образом посредством налогов и представляет собой один из главных видов государственной экономической политики. Непосредственную деятельность государства по сбору налогов для формирования доходов государственного бюджета принято называть фискальной политикой. В отечественной науке и практике принято вместо термина фискальная, пользоваться термином финансовая политика, который более широко охватывает деятельность государства по формированию государственного бюджета, его использованию для осуществления задач государственной политики, а также по воздействию государства на формирование и использование денежных ресурсов в масштабах национальной экономики.

Основные принципы финансовой политики рассматриваются и утверждаются высшим органом законодательной власти (парламентом) страны, который принимает государственный бюджет. Текущая финансовая политика реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов. Обычно бюджет утверждается сроком на один год, который принято называть финансовым годом. Даты отсчета финансового года могут не совпадать с календарным годом. В США, например, финансовый год начинается с 1 октября и заканчивается 30 сентября следующего календарного года. В России финансовый год совпадает с календарным.

Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов, получили название финансовых отношений. Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой – используются государством для макроэкономического регулирования общественного производства в соответствии с теми или иными национальными потребностями. Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы, важное место в которой занимает государственный бюджет. Перераспределение национального дохода в пользу государства осуществляется следующими основными методами:

• при помощи налогообложения;

• путем получения  государственных займов;

• при помощи денежной эмиссии.

Поскольку выпуск государственных  займов и использование денежной эмиссии относится к методам финансирования дефицита государственного бюджета и должны рассматриваться в рамках бюджетной политики. Налоговые поступления являются главным средством формирования доходной части государственного бюджета.

Налоги представляют собой обязательные платежи юридических  и физических лиц, поступающие государству в законодательно установленном порядке.

Информация о работе Налоговый контроль, его сущность и значение