ВВЕДЕНИЕ
Налоги выступают источником
формирования доходов бюджета государства,
поэтому они неразрывно связаны
с функционированием самого государства
и, соответственно, напрямую зависят
от уровня развития самого государства.
Посредством налогов государство
изымает и присваивает себе часть
произведенного национального дохода,
и поэтому налоги и налоговая
система напрямую зависят от уровня
развития государственного механизма.
В условиях рыночных отношений
и особенно в переходный к рынку
период налоговая система является
одним из важнейших экономических
регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики. От того, насколько правильно
построена система налогообложения,
зависит эффективное функционирование
всего народного хозяйства.
Именно налоговая система
на сегодняшний день оказалась, пожалуй,
главным предметом дискуссий
о путях и методах реформирования,
равно как и острой критики.
На данный момент существует
масса всевозможной литературы по налогообложению
в западных странах, накоплен огромный
многолетний опыт по налогообложению.
Но в связи с тем, что налоговая
система России создается практически
заново, сегодня мало монографий отечественных
авторов по налогообложению, в которых
можно было бы найти грамотные, глубоко
продуманные, просчитанные предложения
по созданию именно российской налоговой
системы, отвечающей нашим российским
реалиям.
Чтобы повысить эффективность
налогообложения и уменьшить
сокрытие среди налогоплательщиков
доходов, каждый налогоплательщик должен
быть уверен в справедливости и правильности
взимания налогов. Для этого государство
использует различные методы налогообложения,
которые будут рассмотрены в
данной курсовой работе.
- Методы налогообложения
Существование любого современного
государства неразрывно связано
с налогами. Каждый человек в какой-то
мере ощущает это на себе. Бенджамин
Франклин писал, что «платить налоги
и умереть должен каждый». Данный
принцип заложен и в российском
законодательстве: «Каждый обязан платить
законно установленные налоги и
сборы».
Согласно идеям А. Смита,
при формировании налоговой системы
необходимо руководствоваться следующими
принципами:
- принципом справедливости, утверждающим всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального статуса человека, его политических взглядов. В приложении к современности применение данного правила означает, что налогоплательщики законодательно обязаны участвовать в финансировании общественных (государственных) структур и мероприятий, причем распределение налогового бремени производится с учетом уровня полученных доходов;
- принципом определенности, требующим, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Неопределенность налогообложения, с одной стороны, приводит к тому, что плательщик может попасть под власть контролирующих инстанций, а с другой — создает условия уклонения от налогообложения. Кроме того, в условиях неоднозначности толкования нормативных документов, нестабильности и непредсказуемости системы налогообложения в целом трудно принимать решения и строить стратегию бизнеса;
- принципом удобства, который предполагает, что при создании налоговой системы должны в первую очередь учитываться интересы плательщика: минимум формальностей, максимальная простота процедуры перечисления средств, совпадение во времени момента получения дохода и изъятия налога и т.п.;
- принципом экономии, заключающимся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации и удешевлении системы налогообложения в целом. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.
Особое внимание в условиях
федеративного или конфедеративного
устройства общества уделяется принципу
строгого разделения налогов и сборов
по уровням бюджета от низшего (населенный
пункт или район) к высшему (общегосударственный).
Выполнение данного правила должно
регулироваться нормами как местного,
так и федерального законодательства.
Для стимулирования развития
предпринимательской деятельности
и предотвращения социальной напряженности
имеет большое значение применение
принципа научного подхода к установлению
конкретной величины ставки налога. Суть
этого правила состоит в том,
что масштаб налоговой нагрузки
на плательщика должен позволить
ему после изъятия всех установленных
выплат иметь доход, обеспечивающий
удовлетворение жизненных потребностей
и сохраняющий возможность расширения
воспроизводства. Недопустимо при
установлении ставок налога исходить
из сиюминутных интересов пополнения
государственной казны в ущерб
развитию экономики и интересам
налогоплательщиков.
Принципы налогообложения
на практике реализуются через методы
налогообложения. Под этим термином
понимаются способы построения налоговых
ставок в их соотношении с налоговой
базой и выделяют четыре основных
метода налогообложения: равное, пропорциональное,
прогрессивное и регрессивное налогообложение.
2. Равное налогообложение
Равное налогообложение
предполагает установление фиксированной
суммы налога, взимаемой с налогоплательщика,
что обусловлено использованием
налоговой ставки в твердом размере,
равном для всех налогоплательщиков.
В этом случае вообще нет зависимости
между налоговыми ставками и налоговой
базой.
Данный вид налогообложения
– это самый простой и примитивный,
но удобный вид обложения. Использовался
в качестве целевых временных
или чрезвычайных налогов, которые
устанавливались дополнительно
к постоянным. Примером такого равного
налогообложения может служить
подушный налог, исторически один из
наиболее ранних. Его платили еще
в Китае в XII в. В России подушное
налогообложение было введено при
Петре I в 1724 г. Этот метод не учитывает
ни имущественного положения, ни размера
дохода налогоплательщика. Исключение
может составлять применение различных
налоговых ставок к душам мужского
и женского пола, а также в зависимости
от звания и чина.
Экономист Н.И.Тургенев писал,
что подушные налоги, собираемые с
каждого поровну – суть следы
необразованности предшествующих времен,
когда нужды общественные были малозначащи
и когда Правительства, не зная утонченных
способов разделения налогов, брали
с каждого поровну.
Таким образом, при равном
налогообложении бедные несут налоговое
бремя в большем размере, чем
богатые. Если размер налога составит
1 000 руб., то при годовом доходе 10
000 руб. размер налогового изъятия составит
10% (10 000 руб. / 1 000 руб.), а при годовом
доходе 100 000 руб. – 1% (100 000 руб. /1 000 руб.).
Использование метода равного
налогообложения объясняется тем,
что данные налоги ориентированы
не на способность плательщика к
уплате налога, а на удовлетворение
какой-либо конкретной потребности
налогоплательщика как члена
общества. Общая потребность удовлетворяется
общими равными усилиями налогоплательщиков.
Это означает, что никто не должен
быть освобожден от уплаты налога.
В настоящее время равное
налогообложение считается экономически
неэффективным и не отвечает принципу
справедливости. Но, тем не менее, оно
существует в такой сверхцивилизованной
стране как Япония: взимается 3200 иен в
год с каждого жителя. Также, во Франции
этот налог задействован в качестве одного
из источников формирования местных бюджетов:
- налог на уборку территорий;
- пошлина на содержание Торгово–промышленной палаты, вносимая теми, кто уплачивает профессиональный налог;
- пошлина на содержание Палаты ремесел, уплачиваемая предприятиями, которые обязаны быть включенными в реестр предприятий и ремесел;
продолжение