Налогообложение в особых экономические зонах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:32, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ особых экономических зон и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Гана, Китай, Испания;
изучить мировой опыт регулирования деятельности особых экономических зон и на основе этого охарактеризовать ОЭЗ в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Особые экономические зоны в мировой экономике
1.1 Сущность особых экономических зон и их роль в мировой экономике
1.2 Разновидности ОЭЗ
Глава 2. Характеристика ОЭЗ зарубежных стран
2.1 ОЭЗ в Гане
2.2 ОЭЗ в Китае
2.3 ОЭЗ в Испании
Глава 3. Особые экономические зоны России
3.1 Особенности особых экономических зон России
3.2 Классификация особых экономических зон
3.3 Условия создания и функционирования ОЭЗ
3.4 Характеристика ОЭЗ "Алабуга"
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Глава 1. Особые экономические зоны в мировой экономике

1.1 Сущность  особых экономических зон и  их роль в мировой экономике

1.2 Разновидности  ОЭЗ

Глава 2. Характеристика ОЭЗ зарубежных стран

2.1 ОЭЗ в  Гане

2.2 ОЭЗ в  Китае

2.3 ОЭЗ в  Испании

Глава 3. Особые экономические зоны России

3.1 Особенности  особых экономических зон России

3.2 Классификация  особых экономических зон

3.3 Условия  создания и функционирования  ОЭЗ

3.4 Характеристика  ОЭЗ "Алабуга"

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Введение

 

Актуальность проблемы. Актуальность выбранной темы исследования предопределена самим процессом развития особых экономических зон.

Особые экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 ОЭЗ

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г), под особой зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, особая экономическая зона - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в ОЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в ОЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства. 1

В современных теоретических работах, посвященных проблемам особых зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия "особая зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе особая зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях".

В основу рыночной экономики положен принцип "разрешено все, что не запрещено законом". Этот принцип не просто применяется в России, но и осознается все более широкими кругами российских предпринимателей.

Развитие рыночных отношений в России обусловило необходимость освоения и таких инструментов международной экономической деятельности, как особые экономические зоны, международное налоговое планирование, трастовые схемы в деятельности предприятий и физических лиц.

Целью данной работы является анализ особых экономических зон и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;

выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Гана, Китай, Испания;

изучить мировой опыт регулирования деятельности особых экономических зон и на основе этого охарактеризовать ОЭЗ в России.

Структура работы строилась в соответствии с поставленной целью и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой написания работы послужили в основном информационные интернет-порталы, а так же учебная литература.

Глава 1. Особые экономические зоны в мировой экономике

 

1.1 Сущность особых  экономических зон и их роль  в мировой экономике

 

Неотъемлемой частью международных экономических отношений второй половины XX века становятся особые (специальные, свободные) экономические зоны (ОЭЗ). Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей особую зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, ОЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода особых экономических зон. По оценкам специалистов к 2000 году через различные ОЭЗ будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают особые экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в особых экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. 2

Особые экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, особая экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин "свободные экономические зоны". Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, применяемые во многих из них экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически, государство в этих зонах лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.

Для некоторых стран "особые зоны" по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин "специальные экономические зоны".

Цели создания ОЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. 3

Со сходной целью создавались особые экономические зоны и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей и причин создание особых экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

ростом занятости;

превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Создание особых экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. В особых экономических зонах экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внешних и внутренних инвестиций.

В то же время образование особой экономической зоны может означать то, что страна, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название "налоговой революции". Особые экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. 4

Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.

 

1.2 Разновидности ОЭЗ

 

В настоящее время в мире функционирует около 4000 ОЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических зон (ОЭЗ). 5

ОЭЗ в Европе используются в качестве инструмента региональной политики. В этих зонах действуют различные формы льгот: налоговые, таможенные, экспортно-импортные, банковские и др. Существует достаточно большое число разновидностей ОЭЗ в Европе. Деление зон на виды обусловлено различными видами деятельности, осуществляемыми в этих ОЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне осуществляются сразу несколько видов хозяйственной деятельности. Основными видами ОЭЗ, распространенными в Европе, являются: таможенные склады; свободные таможенные зоны; объединенные зоны; зоны, ориентированные на экспорт; особые экономические зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской активности; зоны свободной страховой активности; отраслеспецифичные зоны.

Наиболее распространенными являются следующие виды ОЭЗ6:

1. Свободные таможенные  зоны. Признаком такой зоны является  концентрация отраслей промышленности  и наличие таможенных облегчений, что создает условия для распределения товаров внутри и вне этой зоны.

2. Объединенные зоны. Признаками  этих зон выступают чистая  торговая деятельность, промышленное  производство, внешняя торговля. Наблюдается  также развитие сферы услуг.

3. Экспортно-ориентированные  зоны. Идея создания таких зон основана на международном разделении труда. Эти зоны создаются, прежде всего, для производства иностранными инвесторами продукции, которая затем экспортируется в другие страны. В том случае, когда не удается реализовать всю продукцию за рубеж, разрешается ее продажа на внутреннем рынке.

4. Особые экономические  зоны. В них наблюдается наличие  признаков, присущих всем зонам: чистая торговая деятельность, промышленное  производства, сфера услуг, внешняя  торговля, пространственные ограничения. Такие зоны, как правило, ориентированы на развитие внешней торговли.

5. Зоны оживления. Пользуются  популярностью в некоторых странах  в качестве средства экономической  стимуляции развития старых регионов.

Привлечение капитала в ОЭЗ и, как следствие, развитие ОЭЗ обусловлены следующими стимулами7:

1. Монетарное побуждение. Под этим подразумевается снижение  налогов на прибыль корпораций.

2. Таможенные льготы. В  данном случае все сводится, как  правило, к отмене импортных пошлин.

3. Наличие таможенного  свободного ввоза для предприятий, в том числе и оборудования. Для предприятий, насытивших внутренний  рынок продукцией или предприятий, экспортирующих высококачественную продукцию, могут быть отменены экспортные пошлины.

4. Фискальные облегчения (разновидность монетарных облегчений). Здесь, в первую очередь, идет  речь об амортизационных отчислениях, наряду с политикой снижения  налогов для предприятий малого и среднего бизнеса в начале инвестиционного периода. Это способствует ускорению процесса реинвестирования, что особенно актуально для зон оживления.

5. Немонетарные причины. К ним относится государственное  регулирование предпринимательской  деятельности, а также оказания консультаций и предоставление бесплатной информации для субъектов хозяйствования.

Следует также отметить, что в зонах свободной банковской деятельности практикуется также отмена нормы обязательных резервов, требований к размеру собственного капитала. Для зон свободной страховой активности благоприятствующим фактором выступает отмена определенного страхования. Поскольку эти зоны, как правило, действуют в совокупности с другими, эти льготы дополняют общий набор льгот.

Информация о работе Налогообложение в особых экономические зонах