Налогообложение страховых организаций и основные направления его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 17:45, контрольная работа

Краткое описание

Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека - потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения. В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………..3
Налогообложение страховых организаций…………………..………..…..6
Перспективы развития налогообложения страховых организаций…….8
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы……………………………………..15
Практическая часть………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГИ.docx

— 41.31 Кб (Скачать файл)

Титульный лист

Налогообложение страховых  организаций и основные направления  его совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………….………..3

Налогообложение страховых  организаций…………………..………..…..6 

Перспективы развития налогообложения  страховых организаций…….8

Заключение………………………………………………………………..12

Список использованной литературы……………………………………..15

Практическая часть………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека - потребность  в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его  возможности, связанные с созданием  накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал  страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

Возрастает роль страхования  в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Система налогообложения страховой  деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая  функция налогов). В современных  условиях действие налогов как в  первом, так и во втором направлении  нельзя признать эффективным. При росте  отношения суммы страховых взносов  к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых  операций, не увеличивалась, а в отдельные  годы даже снижалась.

Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося  в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в  экономике. Совершенствование налогообложения  имеет очень важное значение как  один из факторов создания условий  для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение  страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение  заинтересованности государства в  росте налоговых поступлений  по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться  в направлении методологического  совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями  законодательства по налогам и сборам/Государство  через использование налогового механизма, понижение ставок налогов  и применение более мягкого и  приемлемого налогообложения в  целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых  ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения  страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования  в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями  в системе налогообложения.

Целью курсовой работы является изучение совершенствования механизма налогообложения страховых организаций.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Налоговые поступления от страховых  организаций ежегодно возрастают. Наибольшие налоговые поступления по субъектам  Российской Федерации приходятся на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. Они имеют постоянное лидерство  по сборам налогов от страховых организаций. Фактические налоговые поступления  увеличились и в других регионах.

Отличие налогов, относимых на себестоимость  страховых услуг и на финансовый результат; не только в источнике  уплаты, в механизме отражения  в бухгалтерском учете, но также  и в экономической сущности. Налоги, относимые на себестоимость страховых  услуг, влияют на величину расходов на ведение дела, и, в конечном счете, в большей мере сказываются на величине страхового тарифа, взимаемого со страхователей, чем налоги, относимые  на финансовый результат и уплачиваемые за счет прибыли.

Налоги, относимые на себестоимость  страховых услуг, включают следующие  отчисления.

* Страховые взносы в государственные  внебюджетные фонды. Расчеты страховых  организаций с Фондом социального  страхования Российской Федерации,  Пенсионным фондом Российской  Федерации, Федеральным и территориальными  фондами обязательного медицинского  страхования, Фондом занятости  осуществляются как с предприятиями  других отраслей.

* Платежи в целевые бюджетные  фонды. Страховые организации  являются плательщиками в дорожные  фонды (Федеральный и территориальный). Ставки налогов, кроме налога  на пользователей автомобильных  дорог, такие же, как для всех  предприятий. Налог на пользователей  автомобильных дорог страховые  организации платят с объема  продукции (услуг).

* Транспортный налог. С 1 января 1994 г. по 15 ноября 1997 г. страховые  организации, а также их филиалы,  имеющие расчетный счет и баланс  с конечным финансовым результатом,  являлись плательщиками транспортного  налога (как и другие предприятия).

* Налог на доходы физических  лиц. У страховых организаций  существует особенность уплаты  данного налога, поскольку взимается  он не только с фонда оплаты  труда сотрудников, но также  с фонда страховых выплат застрахованным  за счет средств предприятий. 

* Земельный налог. Его платят  страховщики, а также филиалы,  имеющие расчетный счет и баланс  с конечным финансовым результатом,  получившие в свою собственность  землю и зарегистрированные как  владельцы земли в местных  представительных органах власти.

* Налог на добавленную стоимость  (НДС). Операции по страхованию  и перестрахованию освобождены  от уплаты этого налога. Однако  с 1993 г. страховые организации  по операциям нестраховой деятельности  уплачивают НДС. К таким операциям  относятся; доходы от консультационных  услуг, сдачи основных средств  в аренду. С1996 г. страховые организации  уплачивают НДС с агентских  услуг, оказываемых другим страховщикам. В зависимости от специализации  страховщиков данный налог занимает  второе место в налоговой системе  страховых организаций в пределах  от 2 до 30%.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Существующая система налогообложения  страховых организаций показала свою неэффективность: она не обеспечивает стабильного поступления доходов  в бюджеты, подрывает экономическую  активность страховщиков. Местные, региональные и федеральный органы власти лишены надежных доходных источников: низкая собираемость налогов стала причиной острого бюджетного кризиса, заставила  искать пути улучшения налогового управления, в том числе и в страховой  деятельности. Это требует всестороннего  исследования особенностей страховой  деятельности в рыночных условиях, которое позволяло бы сочетать страховые  и бюджетные интересы государства.

Неоправданно высоки временные  и материальные затраты по расчетам налоговой прибыли со стороны  налоговых органов, осуществляющих документальные проверки, а также  по рассмотрению различных вопросов страховой деятельности прямо или  косвенно связанных с определением налоговой базы. К таким вопросам, в частности, относятся:

* соблюдены ли нормативы доходности  страховщиком;

* работает ли страховая организация  по тем же Правилам страхования,  которые лицензированы в страховом  надзоре;

* имеет ли право страховая  организация производить страховую  выплату в том случае, если  она могла отказать в выплате  за отсутствием некоторых справок  или доказательств;

* кто произвел страховые выплаты  застрахованному: цедент или перестраховщик;

* обязательно ли страховой организации  было разыскивать и предъявлять  регрессные требования к виновному  лицу;

* сравнить страховые суммы и  страховые выплаты по договорам,  заключенным с валютной оговоркой;

* выяснить, где заключен договор  страхования: в поликлинике, на  предприятии или у застрахованного  дома;

* правильно ли назначен выгодоприобретатель  по договору страхования;

* что болело у застрахованного  в момент заключения договора  страхования и от чего он  застраховался;

* некоторые другие аспекты взаимоотношений  страховщика, страхователя и застрахованного.

Порядок уплаты налогов, введенный  с 1 января 2000 г., еще больше усугубил положение страховщиков по сравнению  с другими плательщиками, что  связано с необходимостью определения  изменения страховых резервов по всей филиальной сети. Введенный порядок  уплаты налогов до конца не проработан. Как уже указывалось, плательщики  перечисляют налог на прибыль  за филиалы пропорционально численности  работников или расходов на оплату труда и стоимости основных фондов. Законодательством по налогам и  сборам не определено, что конкретно  включается в расходы на оплату труда. Конечно, целесообразно для уплаты налогов брать показатель численности  работников, но возникает вопрос: как  ее определять, если в середине месяца несколько сотрудников уволились, а затем в следующем месяце вдвое больше специалистов устроились на работу? Напряженность между страховщиками  и налоговыми органами, возникшая  в 2000 г., может еще больше обостриться, так как у многих страховых  организаций по консолидированному балансу может быть получен убыток, а на некоторых территориях филиалами  получена приличная прибыль, но в  бюджет данной территории налоговых  поступлений не будет. В данной ситуации на самом деле возникнет перекачка  денежных средств из регионов на территорию нахождения головной страховой организации.

До конца не решен вопрос: имеет  ли право филиал заплатить за головную организацию налог на прибыль  в федеральный бюджет, если в головной организации на расчетном счете  отсутствуют денежные средства? Что  необходимо делать, если головная организация  поручила платить налог в регионе  филиалу по доверенности, а у него арестован счет?

С вступлением в силу главы 25 НК РФ дополнительно к бухгалтерскому учету страховые организации, как  и другие предприятия, должны вести  налоговый учет.

Все изложенные обстоятельства подводят к выводу, что назрела необходимость  перевести страховые организации  на уплату налога на страховые взносы взамен налога на прибыль. Это позволит государству получать планомерный  постоянный доход. Регионы будут  иметь налоговые ресурсы, которые  соответствуют поступлениям страховых  взносов по месту совершения операций, у страховых организаций установится  порядок расчета и уплаты налогов, исчезнут противоречия с налоговыми органами. Будет подорвана основа существующих лжестраховых схем уклонения  от налогообложения.

Предложения, предусматривающие введение налога на страховые взносы, в принципе не новы.

Из возможных вариантов использования  налога на страховые взносы в России можно выделить пять направлений:

* полностью перейти от уплаты  налога на прибыль к уплате  налога на страховые взносы;

* ввести авансовый платеж по  налогу на прибыль в виде  налога на страховые взносы (например, по ставке 2%) по всем видам страхования,  но не учитывать переплаты по налогу на взносы по сравнению с налогом на прибыль, который определяется в конце налогового периода (года);

* использовать налог на страховые  взносы как авансовый платеж  налога на прибыль и при  этом предусмотреть взаимозачет  переплаты по налогу на взносы  в конце года при уплате  налога на прибыль;

* упростить сбор налогов путем  введения налога на страховые  взносы по страхованию иному,  чем страхование жизни (или  по так называемым «рисковым»  видам страхования), сохраняя прежний  порядок налогообложения страхования  жизни;

* ввести на страховую деятельность  еще один дополнительный налог  - налог на страховые взносы, сохранив  налог на прибыль, т.е. установить  сочетание косвенного и прямого  налогов.

Некоторые из этих вариантов достаточно активно обсуждались специалистами  по страхованию, в том числе и  на страницах профессиональной периодической  печати.

Информация о работе Налогообложение страховых организаций и основные направления его совершенствования