Направления налоговой политики в регулировании инвестиционной активности регионов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:10, реферат
Краткое описание
Региональная налоговая политика – совокупность экономических отношений, направленных на осуществление экономических функций и задач соответствующими органами власти и управления для целей регионального экономического развития. Региональная налоговая политика вырабатывается на уровне регионального управления в соответствии с принятой стратегией социально - экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды в зависимости от состояния экономики и других факторов, а также целей, которые на данном этапе развития приняты как приоритетные.
Направления налоговой
политики в регулировании инвестиционной
активности регионов
Региональная налоговая политика
– совокупность экономических отношений,
направленных на осуществление экономических
функций и задач соответствующими органами
власти и управления для целей регионального
экономического развития.
Региональная налоговая политика
вырабатывается на уровне регионального
управления в соответствии с принятой
стратегией социально - экономического
развития на среднесрочный и долгосрочный
периоды в зависимости от состояния экономики
и других факторов, а также целей, которые
на данном этапе развития приняты как
приоритетные.
Региональная налоговая политика
реализуется через механизм, который представляет
собой систему организационных мер, определяющих
порядок управления экономикой регионов
в зависимости от характера поставленных
в данный момент времени задач. Региональный
механизм налоговой политики в регионах
– совокупность организационных мер на
мезоуровне, использующих практические
инструменты воздействия на региональное
развитие.
Стратегическая цель региональной
налоговой политики определена нами, как
повышение производственно-финансового
потенциала региона путем увеличения
региональных доходов при условии неснижения
темпов социально-экономического роста;
реализация налоговых мероприятий, направленных
на стимулирование инвестиционного развития
в регионе.
Региональные особенности налоговой
политики должны быть органически увязаны
с производственно - инвестиционным потенциалом
территории, что формирует созидательный
импульс для регионального социально
- экономического развития.
Эффективная налоговая политика
способствует формированию благоприятного
инвестиционного климата в регионе путем
вовлечения в экономику дополнительных
средств. Развитие инвестиционного потенциала
региона и возможность качественной модернизации
промышленного комплекса региональной
экономики зависит от методов проведения
налоговой политики. В свою очередь, повышениюналогового
потенциала региона будет способствовать
вовлечение в экономику дополнительных
инвестиций, которые направятся на предотвращение
износа основных фондов.
Анализ влияния налоговой политики
на региональные инвестиционные процессы
показывает, что она в недостаточной степени
направлена на решение данной проблемы..
По нашему мнению, теоретическое обоснование
и практическое применение методов налогового
регулирования инвестиционной активности
весьма важно для создания благоприятного
инвестиционного климата в экономике.
В настоящее время назрела необходимость
скорейшего внесения существенных изменений
в инвестиционную налоговую политику
для достижения устойчивого экономического
роста, переориентации российской экономики
на инновационный путь развития и привлечения
инвестиционных ресурсов на основе мероприятий
налоговой политики для создания на их
основе высокотехнологичных производств.
Участие государства в регулировании
инвестиционной активности через проведение
налоговой политики осуществляется с
помощью таких инструментов, как налоговые
ставки, специальные налоговые режимы,
инвестиционные налоговые кредиты и налоговые
льготы.
Как известно, высвободившиеся
финансовые ресурсы после снижения ставок
или уменьшения налоговой базы по основным
налогам могут пойти на расширение, модернизацию
и обновление производства.
Однако нет никаких гарантий,
что налогоплательщик направит дополнительные
финансовые ресурсы именно на реализацию
инновационных и инвестиционных проектов.
При разработке мер налоговой
политики, направленных на регулирование
инвестиционной активности, важно
предусмотреть систему гарантий использования
полученных финансовых ресурсов (или их
части) на установленные государством
цели, прежде всего на инвестиционно -
инновационное развитие.
Предоставление целевых налоговых
льгот гарантирует государству практически
полное использование финансовых ресурсов
на инвестиционные цели. При этом налоговые
льготы являются неотъемлемым элементом
регулирующего механизма налоговой политики
и эффективным инструментом финансирования
инвестиций. Они влияют на величину инвестиционных
ресурсов, поэтому их необходимо целенаправленно
использовать для стимулирования инвестиционной
активности.
И.В. Туманян и Л.И. Ушвицкий,
анализируя экономическую практику
многих стран мира, приходят к выводу,
что налоговые льготы выступают гораздо
более эффективным и действенным инструментом
стимулирования инвестиционной активности
в сравнении с налоговыми ставками. Несмотря
на такое заключение, российская налоговая
политика продолжает отдавать предпочтение
налоговым ставкам как наиболее эффективному
инструменту налогового регулирования
[2, с. 14].
В РФ преимущественное использование
такой формы налогового регулирования,
как снижение ставок, началось со снижения
ставки налога на прибыль организаций
с 35 до 24%, а затем и до 20%.
Проведенные мероприятия не
имели ожидаемого экономического эффекта.
Снижение с 01.01.2009 г. ставки налога на прибыль
организаций с 24% до 20% безусловно привело
к смягчению кризисной ситуации в экономике
за счет оставления в распоряжении хозяйствующих
субъектов дополнительных финансовых
ресурсов. Однако очевидно, что в условиях
кризиса практически все дополнительные
ресурсы пойдут на пополнение оборотных
средств и возможно только лишь незначительная
их часть – на инвестиционные программы.
Одним из наиболее эффективных
механизмов налогового регулирования
инвестиционной активности выступает
амортизация. Основным недостатком
использования методов амортизации является
отсутствие заинтересованности налогоплательщиков
расходовать полученные за счет уменьшения
налоговых платежей финансовые ресурсы
на инвестиционно - инновационные цели.
По мнению В.Г. Панскова, решение данной
проблемы представляется в принятии в
затраты предприятий при начислении налога
на прибыль сумм, фактически направленных
на финансирование инвестиций, а не сумм
начисленной амортизации [1, с. 37].
Серьезным налоговым инструментом
регулирования инвестиционной активности
выступает инвестиционный налоговый кредит.
Инвестиционный налоговый кредит представляет
собой изменение срока уплаты налога,
при котором организациям при наличии
определенных оснований, представляется
возможным в определенных пределах уменьшать
свои налоговые платежи с последующей
поэтапной уплатой сумм кредита и процентов
по ним в течение определенного срока.
Основной причиной невостребованности
данного механизма нам видятся жесткие
требования и ограничения, применяемые
к возможности его предоставления (сроки
и условия предоставления кредита; пределы
уменьшения текущих платежей по соответствующим
налогам;
необходимость соглашения между
налоговыми органами и организацией; перечень
налогов, по которым кредит может быть
предоставлен и др.).
Таким образом, сегодня в целях
повышения инвестиционной активности
возможно применение достаточно действенных
механизмов налоговой политики – ускоренной
амортизации, инвестиционных налоговых
льгот, снижения налоговых ставок.
Для повышения уровня инвестиционной
активности регионов через механизмы
налоговой политики предложим следующие
направления модернизации налоговых мер:
- направление
регулирующего механизма налоговой
политики на стимулирование развития
производства не только в особых экономических
зонах, но и за пределами этих зон;
- вместо
уменьшения ставок основных налогов
использование более широкой
системы налоговых льгот;
- широкое
предоставление льгот и освобождений
по налогам и сборам в части,
зачисляемой в региональные и
местные бюджеты;
- введение
более прогрессивной ускоренной
амортизации, существенное сокращение
сроков эксплуатации основных
фондов;
- сосредоточение
налоговых поступлений от субъектов
малого предпринимательства в
региональных и местных бюджетах
с целью поддержки малого бизнеса
и стимулирования инвестиций
в реальный сектор экономики;
- введение
налоговой льготы, предусматривающей
полное или частичное освобождение
от налога на прибыль организаций
части полученной прибыли, направленной
на инвестиционную деятельность;
- усиление
налогового контроля за предприятиями,
занятыми в отраслях со значительным теневым
оборотом;
- рассмотрение
возможности предоставления налоговых
каникул на срок на срок 3-5 лет
для организаций, внедряющих наукоемкие
технологии, машины, оборудование,
инновационные проекты;
1. расширение сферы применения
инвестиционного налогового кредита;
2. расширение перечня федеральных
налогов, за счет которых может быть выдан
данный кредит.
3. пересмотр в сторону увеличения
суммы соответствующего налога, которая
может быть направлена на получение инвестиционного
налогового кредита, а также сроков
его предоставления.
- существенное
расширение налоговых прав и
полномочий региональных и местных
органов власти в части формирования
на соответствующей территории
благоприятного иннвестиционного климата
(введение дополнительных
налоговых льгот в целях привлечения
инвестиций в экономику регионов);
- внесение
в российское законодательство
по налогам и сборам дополнительных
положений, направленных на поддержку
вложения инвестиций в компании
инновационного и высокотехнологичного
сектора экономики;
- в рамках
региональной налоговой политики
использование налоговых льгот
и ослабление налоговой нагрузки
для организаций, осуществляющих
вложения средств в реализацию приоритетных
региональных программ развития (сельское
хозяйство, инвестиционная деятельность,
инновационные проекты, малое предпринимательство,
перерабатывающая промышленность), в том
числе создание особых экономических
зон местного значения.
Главным условием реализации
рассмотренных выше мероприятий налоговой
политики должно стать использование
налогоплательщиком части высвободившихся
финансовых ресурсов на инвестиционные
цели.
Реализация рассмотренных направлений
налоговой политики в регулировании инвестиционной
активности регионов – важный шаг для
перехода экономики регионов на путь инновационного
развития.
Мировой опыт показывает, что
налоговые политики весьма динамичны
и не могут эффективно функционировать
длительное время в неизменном виде. При
регулировании развития территорий они
играют стимулирующую роль, либо выступают
ограничителями социально-неэффективных
решений.
Путем сравнения общегосударственных
налоговых политик с учетом их региональных
особенностей можно проанализировать
способы построения налоговых вертикалей
«центр – регионы» и горизонтальных связей
«регион – регион».
Распространение в течение
2008 г. финансового кризиса на другие страны
мира, возникновение кризисных явлений
в региональном секторе привели к тому,
что многие страны начали применять антикризисные
программы, направленные на устранение
неблагоприятных последствий мирового
кризиса. Эти программы находятся в тесной
взаимосвязи с регулирующими мерами налоговой
политики, направленными на повышение
инвестиционной активности страны и её
субъектов. На основании исследованных
источников к ним можно отнести:
- уменьшение
(или отказ от увеличения) ставок
налогов (Канада, страны Евросоюза);
- льготы
по налогу на прибыль (на основе
объемных показателей применяются
в Бельгии, Великобритании, Дании, на
комбинированной основе используются
Австрии, Австралии, Венгрии);
- налоговый
исследовательский кредит (приростная
форма налогового кредита действует
в США, Японии, Мексике и Южной
Корее; полнообъемная – применяется в
Италии, Канаде, Норвегии; смешанная форма
используется во Франции, Испании, Португалии);
- налоговые
льготы для списания основных
средств (в Великобритании и Ирландии
предусмотрена «свободная» амортизация,
в Германии и Франции применяется
ускоренная амортизация; в Канаде
используется разовое, частичное
или полное отнесение на затраты
стоимости амортизируемого имущества);
- инвестиционный
налоговый кредит (США);
- пониженные
ставки НДС по товарам инновационного
назначения (Германия, Великобритания,
Швеция, Италия).
- расширение
возможностей для принятия убытков
для целей налогообложения (США);
- скидки
и кредиты для целевых инвестиций
для определенных видов доходов
и для создания рабочих мест
(Франция, Великобритания).
Российская государственная
региональная политика сильно централизована,
что не позволяет при разработке программ
регионального развития согласовывать
интересы разных субъектов социально
- экономической системы и осуществлять
качественный контроль за реализацией
принятых мероприятий. В этом отношении
опыт зарубежных стран (США, Канада, Германия,
Испания) для России является полезным.
Опыт западных государств вполне применим
в современных условиях к России, если
перенимать лучшее, применяя к конкретным
особенностям экономики регионов Российской
Федерации.
В последние годы в большинстве
развитых стран мира наблюдается тенденция
усиления налогового регулирования инновационной
сферы как способа модернизации экономики.
Характерным для большинства стран является
стремление поддерживать инвестиционную
активность субъектов с помощью стимулирующих
мер налоговой политики, что создаёт ощутимые
стимулы роста и социально – экономического
развития.
На основе анализа методических
аспектов налоговой политики и её направлений
в регулировании инвестиционной активности
сделаем следующие выводы:
-
теоретическое обоснование и
практическое применение направлений
налоговой политики в регулировании
инвестиционной активности регионов
важны для создания благоприятного
инвестиционного климата в экономике,
формирования эффективного режима
для предпринимательской деятельности
за счет прибыли и накапливаемых
амортизационных отчислений по
отраслям экономики и регионам
и привлечения инвесторов для
целей регионального развития;