Проблемы информационного обеспечения налогового аудита в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 22:13, доклад

Краткое описание

Существует множество определений понятия «аудит», но прежде всего это информационные процессы, состоящие из множества информационных процедур. Аудит предоставляет необходимую информацию для всех уровней управления экономическими субъектами страны. С одной стороны, они являются пользователями информации, вступая в рыночные отношения с партнерами по бизнесу, с другой - являются её носителями. Следовательно, образуется определенное информационное пространство, в котором каждый хозяйствующий субъект является как производителем, так и потребителем информации.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 21.13 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ  ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛОГОВОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гиззатуллин Руслан Ниязович

студент 3 курса, кафедра бухгалтерского учета  и аудита СФ БашГУ, г. Стерлитамак

E-mail: mxw-08@mail.ru

Асфандиярова Рима Абдрафиковна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент СФ БашГУ, г. Стерлитамак 

 

 

 

Начало XXI в. характеризуется формированием новых видов аудита, появление которых вызвано потребностями участников экономических отношений. Так свое развитие получили технологический, маркетинговый, операционный, социальный и, в особенности, налоговый аудит.

Существует множество  определений понятия «аудит», но прежде всего это информационные процессы, состоящие из множества  информационных процедур [3, с. 16].

Аудит предоставляет  необходимую информацию для всех уровней управления экономическими субъектами страны. С одной стороны, они являются пользователями информации, вступая в рыночные отношения  с партнерами по бизнесу, с другой -  являются её носителями. Следовательно, образуется определенное информационное пространство, в котором каждый хозяйствующий субъект является как производителем, так и потребителем информации.

Экономическая информация, в том числе информация о налогах  оказывает влияние на общественные процессы в стране, которые связаны  с определенными трудностями, поэтому   приобретают актуальность проблемы информационного обеспечения налогового  аудита.

В процессе налогового аудита сведения, содержащиеся в налоговой  отчетности, проверяются и анализируются  путем их сопоставления с данными  синтетических и аналитических  регистров бухгалтерского учета  и отчетности. В рамках аудиторской  проверки часть информации по налогам  аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При анализе  системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения  налоговых баз и составления  налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате. Для этого необходимо проверить  наличие всех необходимых первичных  документов, договоров по различным  финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных  в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.

К основным этапам формирования информационных процессов в аудите относятся следующие:

  • получение и накопление исходной информации;
  • обработка сформированных данных;
  • использование полученной результатной информации.

В связи с этим можно выявить присущие налоговому аудиту трудности, возникающие в процессе его информационного обеспечения.

Одна из главных  проблем заключается в том, что  в отличие от бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательной аудиторской  проверке, качество налоговой отчетности не гарантировано, так как при  подготовке информации о налогах  руководство организации не обязано  обращаться к аудиторам для проведения сертификации.

Кроме того в отечественной  практике еще не решен и ряд  организационных и методических вопросов аудиторской проверки налоговой  отчетности; не определены сущность аудита налоговой отчетности, его цель, задачи, принципы проведения, критериальная область оценки.

Heт и единообразия в подходах проведения проверки налоговой отчетности, отсутствует описание этапа планирования. проверка расчетов по налогам и сборам рассматривается с позиций аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Методики, представленные в работах большинства авторов, не являются комплексом процедур, а представляют собой перечень некоторых действий, привязанных к объекту бухгалтерского учета или к отдельным хозяйственным операциям.

Так  же при проведении  учета в организациях, зачастую большое внимание уделяется специфике деятельности фирм и не рассматриваются должным образом проблемы налогового учета и, как следствие, его информационное обеспечение [4, с. 296].

Сложности информационного  обеспечения аудита заключается  и в специфике российского  налогообложения, в его тесной связи  с бухгалтерским учетом, в котором  задачи налогообложения остаются преобладающими по сравнению с задачами финансовой отчетности. Помимо исторических причин это связано с тем, что государственный  орган, принимающий бухгалтерские  стандарты – Минфин России, специализируется на бюджетном регулировании, в частности  на налогообложении. При этом на Минфин России возлагается ответственность  за налоговое администрирование, но фактически оно не отвечает за регулирование  бухгалтерского учета, если только это  хотя бы косвенно не связано с налогообложением.

В таких условиях налоговая направленность российского  учета остается его доминирующей характеристикой. На практике налоговая  направленность усиливается обязательным аудитом. Аудиторы чаще всего проверяют российскую отчетность с позиции налоговых последствий. Формулировки положений по бухгалтерскому учету возводятся в абсолют, а соображения о представлении реальной экономической ситуации не принимаются во внимание.

Намечаются и  положительные тенденции, так в  последнее время, наибольшую популярность в организациях набирает информация, полученная из так называемых исторических источников – баз данных бухгалтерского учета. Именно данные о фактических операциях, а не сметные нормативы, могут быть достоверным источником при принятии решения о заключении новых контрактов. Кроме того, в условиях экономического кризиса, когда деятельность организаций может осуществляться только в режиме тотальной экономии, из-за высокой конкуренции у руководства как никогда возникает потребность в своевременной и качественной аналитической информации, необходимой для принятия решений в области поиска новых заказов [2, с. 43].

Эффективная организация  системы учета становится в настоящее время насущной проблемой многих организаций, требующей оперативного решения. Необходимость планирования, четкого учета и контроля расходов на капитальное строительство наряду с пониманием того, что деятельность организаций должна быть прозрачной, повышает требования к системе, позволяющей получить оперативную и достоверную информацию для принятия соответствующих решений. Особенно остро испытывают потребность в такой информации субъекты инвестиционной деятельности, финансирующие капитальное строительство, т.е. инвесторы. За помощью в решении подобной проблемы организации все чаще обращаются в аудиторские компании [5, с. 57].

Для повышения эффективной  организации системы учета нужно  больше внимания уделить аналитическим  регистрам налогового учета –  сводным формам систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно ст. 314 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС России. Конечной целью составления регистров налогового учета является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налоговую базу.

Общей информационной базой для составления регистров  как финансового и управленческого, так и налогового учета является первичный учетный документ бухгалтерского учета. В различных видах финансовых, управленческих и налоговых регистров  данная информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения финансового, управленческого  и налогового учета являются определение  и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

Следует отметить, что повышение эффективности  учетного процесса путем сближения  бухгалтерского и налогового учета  объявлено в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации как одно из приоритетных направлений. В этой связи представляется актуальным сформулировать унифицированные налогооблагаемые показатели, формируемые в бухгалтерском  учете и используемые для составления  налоговой отчетности, что позволит повысить эффективность как учетного процесса налоговых обязательств, так и процесса аудиторской проверки налоговой отчетности.

Кроме того, и информационные процессы бухгалтерского учета и  аудита взаимосвязаны. В информационный процесс аудита должна максимально  включаться учетная информация, разработанная  в системе автоматизированной обработки  учетных данных клиента.

Также для рациональной организации информационного процесса аудита необходимо обеспечение взаимодействия с другими информационными подсистемами и системами у организации-клиента, а разработчик методики аудита должен учитывать необходимость ее формализации с учетом требований современных  информационных технологий.

Преимущества такого подхода заключаются в том, что  теоретические модели аудита могут  быть описаны строго доказанными  и достаточно хорошо апробированными  средствами математической теории.

Таким образом, для  качественного проведения налогового аудита организаций необходимо соответствующее  информационное обеспечение, учитывающее  специфику деятельности аудируемого хозяйствующего субъекта, а также особенности налогообложения.

Опираясь на результаты проведенных исследований и констатируя тот факт, что налоговый аудит является частью аудита бухгалтерской отчетности, при проверке следует учитывать, особые элементы финансовой отчетности организаций, максимально подверженные искажениям.

Для того, чтобы пользователи налоговой отчетности имели достаточно достоверную информацию о деятельности соответствующих организаций нужно разрабатывать:

  • национальные стандарты налогового учета;
  • методологию осуществления аудиторских проверок достоверности налоговой отчетности [1, с. 13].

 

 

Список  литературы:

  1. Зиновьева И. С. Проблемы внедрения международных стандартов аудита в российскую практику// Международный бухгалтерский учет. – 2011. – № 43. – С. 11–15.
  2. Илышева Н. Н., Бельских В. Б. Модель бухгалтерского учета как инструмент управления строительными организациями// Международный бухгалтерский учет. – 2010. – № 8. – С. 42–47.
  3. Каширина М. П. Налоговый аудит – новое направление аудиторской деятельности// Аудиторские ведомости. – 2009. – № 8. – С. 16–19.
  4. Кисилева И. А. Строительство: Постановка налогового учета: практическое пособие. М.: Налог Инфо. – 2007. – 315 с.
  5. Савина Н. В. Аудит строительных организаций// Аудиторские ведомости. – 2004. – № 7. – С. 54–58.

Информация о работе Проблемы информационного обеспечения налогового аудита в Российской Федерации