Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:46, курсовая работа
Актуальность определяется тем, что изучение и анализ проводимой реформы трансфертного ценообразования в России важна не только государству, но и группам компаний, которые используют такие методы расчета. Существует необходимость и важность для экономики и бюджета страны осуществления контроля трансфертного ценообразования со стороны государственных органов и приведения в соответствие уровня налогообложения сделок, осуществляемых между взаимозависимыми компаниями, и сделок между независимыми компаниями. При отсутствии данного контроля взаимозависимые компании, например дочерние фирмы транснациональной корпорации, зарегистрированные и ведущие деятельность на территориях разных государств, могут регулировать размер налоговой базы (дохода), которая подлежит налогообложению в той или иной стране посредством установления определенных цен при совершении сделок друг с другом.
"Тяжкие и часто безрассудные налоги
побуждают к запрещенному торгу...»
Н.И.Тургенев
Проблематика
рассматриваемого вопроса очевидна.
Регулирование трансфертного
Раздел 1. Исторический аспект становления трансфертного ценообразования
Трансфертное ценообразование –
В чем заключалось преимущество трансфертных цен, применение которых выводило наиболее успешные корпорации в лидеры бизнеса? Трансфертное ценообразование, то есть установление своих собственных, отличных от рыночных, цен внутри корпорации, чрезмерно завышенных или напротив заниженных, позволяло входящим в корпорацию компаниям оптимизировать финансовые потоки и, как следствие, добиваться максимальной прибыльности в целом по группе компаний.
Последнее
было возможно, если, к примеру, одна
из компаний, будучи производителем, зарегистрированным
в государстве с высоким
Проблема международных трансфертных цен возникла в начале 1960-х гг. на волне обретения независимости целым рядом стран Азии и Африки. Тогда прямые методы экономического ограбления стран – бывших колоний компаниями из стран-метрополий ушли в прошлое, и появилась потребность в более тонких методах безналогового вывоза прибылей из новых независимых государств. Транснациональные компании стали применять намеренно заниженные цены на сырьевые продукты, поставляемые из этих стран на мировые рынки. В дальнейшем схема была дополнена созданием посреднических фирм в небольших, обычно в островных, государствах, которые привлекали иностранные компании и банки для регистрации на своей территории крайне заманчивыми финансовыми условиями (пониженные ставки и даже полная отмена налогов). В результате потери в налоговых доходах стали нести и сами развитые страны.
Первой страной, которая приняла специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США (середина 1960-х гг.). Однако то обстоятельство, что в этой стране находились или осуществляли деятельность транснациональные компании, а также учитывая тот факт, что соответствующее законодательство США существенно отличалось от законодательства других заинтересованных стран, побудило правительства многих государств искать приемлемые для большинства стран принципы и приемы, определяющие порядок налогового регулирования трансфертного ценообразования.
Этому примеру последовали и другие страны, компании которых особенно активно действовали на рынках развивающихся стран, – вначале Великобритания и Франция, а затем Канада, Япония, Австралия, Нидерланды.
А уже в 1976 г. вопрос трансфертного законодательства был урегулирован на международном уровне. В частности, основным международным документом выступают: Декларация стран – участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях от 21 июня 1976 г., руководящие разъяснения ОЭСР 1979 г. – Отчет ОЭСР «Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия», в котором особо подчеркивалась опасность применяемого многими транснациональными компаниями манипулирования «договорными ценами» в целях обхода налогового законодательства стран, на территории которых осуществляется их деятельность.
В 1995 г. было принято Руководство о трансфертном ценообразовании для многонациональных предприятий и налоговых администраций. Оно представляет собой основной рекомендательно-методический документ в этой сфере, положения которого в той или иной степени учитываются в законодательстве и правоприменительной деятельности различных стран мира.
В России вопрос о регулировании трансфертного ценообразования стал актуален в начале 90-х гг. XX в. В те годы действовали правила, согласно которым нельзя было без налоговых последствий продавать продукцию по ценам ниже себестоимости. Затем в ст. 40 НК РФ был закреплен другой ориентир – 20%-ное отклонение от рыночной стоимости. Однако, как показала практика, для регламентирования трансфертного ценообразования одних только положений ст. 40 НК РФ недостаточно.
Система
контроля за ценами оказалась обременительной
и для налоговых органов, и
для налогоплательщиков, поскольку
теоретически под контроль трансфертного
ценообразования бессистемно
Кроме того, нормы ст. 40 НК РФ сформулированы таким образом, что холдингам при перераспределении средств удается без особых проблем обходить ограничения, установленные данной статьей. В частности, положения указанной статьи относят к контролируемым сделкам те сделки, которые заключены между взаимозависимыми лицами. Сегодня в список оснований взаимозависимости входят (п. 1 ст. 20 НК РФ):
• участие одной организации в капитале другой (более 20%);
• должностное подчинение одного физического лица другому;
• семейное родство.
Нужно признать, что данный список не охватывает всех случаев взаимозависимости, которые могут иметь место на практике. А признать лица взаимозависимыми по другим основаниям может только арбитражный суд (п. 2 ст. 20 НК РФ). Для этого необходимо установить, что отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). К примеру, если директор покупает у собственной организации несколько квартир вчетверо дешевле их рыночной стоимости, то судьи наверняка констатируют наличие взаимозависимости между участниками сделки. Таким образом, существующие нормы о трансфертном ценообразовании имеют множество недостатков и требуют существенной доработки.
Федеральный
закон от 18 июля 2011 года № 227-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные
Раздел 2. Зарубежная практика трансфертного ценообразования
Как говорилось ранее, основным международным документом выступают: Декларация стран – участниц ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях от 21 июня 1976 г., руководящие разъяснения ОЭСР 1979 г. – Отчет ОЭСР «Трансфертное ценообразование и многонациональные предприятия», в котором особо подчеркивается опасность применяемого многими транснациональными компаниями манипулирования «договорными ценами» в целях обхода налогового законодательства стран, на территории которых осуществляется их деятельность.
Официально провозглашенными основными целями ОЭСР являются:
В
ОЭСР придается исключительное значение
взаимодействию с другими международными
организациями. В деятельности ОЭСР
участвуют представители
Основополагающим принципом Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию является принцип «вытянутой руки» (arm's length principle). Он состоит в следующем: взаимозависимые компании действуют «рука об руку» и в своих отношениях применяют цены, которые отличаются от рыночных. Независимые компании находятся друг от друга «на расстоянии вытянутой руки», применяя цены, которые формируются под влиянием рыночных факторов. Государство в свою очередь корректирует такие нерыночные цены, как если бы компании были независимыми (находились «на расстоянии вытянутой руки»). Следует отметить, что в большинстве стран мира налоговое законодательство содержит нормы, закрепляющие принцип «вытянутой руки» и порядок его применения.
При анализе нерыночных цен используются методы определения цены «на расстоянии вытянутой руки» (метод «сопоставимой неконтролируемой цены» и методы, основанные на оценке прибыли). При наличии достаточной и достоверной информации оптимальным методом считается «метод сопоставимой неконтролируемой цены». Данная методология трансфертного ценообразования вырабатывалась в течение десятилетий и во многих случаях достигла высокого уровня сложности.