Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование фискальной функции налогов, способствующей повышению эффективности функционирования налоговой системы. В соответствии со сформулированной целью в работе решались следующие задачи:
•Рассмотреть основное функциональное назначение налогов
•Проанализировать фискальные платежи в налоговой системе некоторых стран
•Исследовать реализацию фискальной функции некоторых налогов

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Основное функциональное назначение налогов………………………………………………………………………… 5
1.1 Функции как выражение сущности налогов…………………………… 5
1.2 Фискальные платежи в налоговых системах некоторых стран……….. 9
Глава 2. Реализация фискальной функции некоторых налогов……………………………………………………………………….... 14
2.1 Фискальное значение налога на доходы физических лиц……………… 1
2.2. Роль налога на прибыль как одного из доходообразующих
источников…………………………………………………………………….. 1
Заключение…………………………………………………………………….. 1
Список используемой литературы……………………………………………………………………… 21
Приложение………………………………………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

функция налогов.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

                                                   

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

На тему:  «Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях»

                 

 

 

                                                              

  Выполнила: студентка 2 курса ОДО

Специальность: «НиН» 

    Манаева Е. А. 

    Проверила: к. э. н., доцент

Ляпина Татьяна Михайловна

 

 

 

 

                                                     Сургут 2012

                                               СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………… 3 
Глава 1. Основное функциональное назначение налогов………………………………………………………………………… 5

1.1 Функции как выражение сущности налогов……………………………  5

1.2 Фискальные платежи  в налоговых системах некоторых стран………..  9

Глава 2. Реализация фискальной функции  некоторых налогов………………………………………………………………………....  14

2.1 Фискальное значение налога  на доходы физических лиц……………… 1

2.2. Роль налога на прибыль  как одного из доходообразующих

источников……………………………………………………………………..  1

Заключение…………………………………………………………………….. 1

Список используемой литературы……………………………………………………………………… 21

Приложение…………………………………………………………………..  24

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Среди значительного многообразия экономических категорий и проблем, связанных с их разрешением, особое место занимают налоги. Это вполне понятно, так как современный высокий уровень участия государственных органов власти в реформировании и регулировании экономики страны обуславливает необходимость изыскивать значительные доходные источники для обеспечения бюджетополучателей финансовыми средствами. Среди источников, формирующих доходную часть бюджета, налоговая составляющая является наиболее весомой. Это обстоятельство обусловливает то внимание, которое уделяется исследованию налоговой системы и процесса налогообложения российских предприятий.

Фискальная функция налогов  усиливает их влияние на результаты деятельности предприятий, в связи  с чем, особую значимость при принятии управленческих решений приобретает  фактор налогообложения, способный существенно изменить желаемый экономический эффект. Фискальная функция является, без сомнения, главной функцией налогов. Она отражает фундаментальное предназначение налогообложения — изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государства в целях создания материальной основы для реализации последним своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта.

Целью данной работы является исследование фискальной функции налогов, способствующей повышению эффективности функционирования налоговой системы. В соответствии со сформулированной целью в работе решались следующие задачи:

  • Рассмотреть основное функциональное назначение налогов
  • Проанализировать фискальные платежи в налоговой системе некоторых стран
  • Исследовать реализацию фискальной функции некоторых налогов

Предметом исследования выступают  налоговые отношения, связанные  с усилением реализации налоговым  механизмом фискальной функции налогов.  Объектом исследования явилась фискальная функция налогов.

В работе использованы труды отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики налогообложения, управления налогами, налогового планирования и оптимизации налоговых платежей, а также законодательные акты Российской Федерации и другие нормативные акты, касающиеся исследуемых проблем.

        

 

                    

 

 

 

 

             Глава 1. Основное функциональное назначение налогов

 

                      1.1 Функции как выражение сущности налогов

 

         Согласно В. И. Видяпиной, функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений. [8]

          Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

          Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

         Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления его собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

         Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах, что обуславливает контрольную функцию налогов. Благодаря контрольной функции налогов оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

       Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

       Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

        Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующие многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально функция налогов носила чисто фискальный характер:  наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

          В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

         В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов.  Большая их часть имеет чисто фискальное предназначение, и лишь по некоторым просматривается регулирующая функция.

        Казалось бы, акцизы на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену, призваны сдерживать рост потребления этих изделий, так как интересы здоровья нации для государства превыше всего. Однако даже в условиях экономического кризиса производство табачных и алкогольных изделий и их потребление в России (сюда надо добавить и импортируемое количество) не уменьшаются.

          Согласно Налоговому Кодексу РФ в настоящее время федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование                          объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

 

      К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

 

        К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц. [2]

      Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

          Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

          Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

          При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

         Основополагающим принципом построения налоговой системы является разделение на налоги прямые и косвенные, что в своей сущности формирует основные структуры налоговой системы, а корректировка их осуществляется в случае вариации пропорционального соотношения тех и других в конкретном случае.

          Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» [15] каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности н

логов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с  объективными нуждами и возможностями  государства), выбора надлежащего источника  и объекта налогообложения, однократности  обложения.



         Таким образом, на основе проведенного в параграфе анализа считаем необходимым подчеркнуть, что функции налогов, фискальная, контрольная, и распределительная в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

 

 

               1.2 Фискальные платежи в налоговых системах некоторых стран

 

Обратимся к статье Р. А. Шепенко  о фискальных платежах Китая.[19]        О системе фискальных платежей Китая нельзя говорить как о целостной структуре. Различают правовое регулирование налогообложения в Китайской Народной Республике (материковый Китай), Китайской Республике (Тайвань), Гонконге и Макао (последние два имеют статус специальных (особых) административных районов). Системы налогообложения на этих территориях не взаимосвязаны и отличаются как по составу взимаемых налогов и сборов, так и по классификации платежей.

Следует также отметить, что и  используемая в законодательстве территорий Китая терминология для обозначения  фискальных платежей имеет определенные особенности. За исключением поземельного налога, в налоговом законодательстве материкового Китая и Тайваня все фискальные платежи, включая пошлины и сборы, обозначаются одним иероглифом. Поэтому юридическую природу фискальных платежей по названию определить нельзя. В отдельных случаях может фигурировать иероглиф, имеющий значение сбора, но он же используется и для обозначения расходов. В Гонконге и Макао, где языками права также являются английский и португальский, такой проблемы не существует.

Фискальные платежи государства (территории) - это довольно многогранная тема. Практику интересны данные о нормах налогообложения, теоретику - о порядке их установления и введения в действие. Не пытаясь разом объять необъятное, обратим внимание лишь на три основных аспекта.

Рассмотрим системы фискальных платежей территорий. К ведению налоговых органов материкового Китая принято относить 22 вида налогов, которые подразделяются в зависимости от объекта налогообложения. (Помимо налоговых органов, налоги могут взиматься и иными субъектами, например таможенными органами (в частности, таможенный налог).

Гонконг является открытым портом. В  отношении импорта товаров в  противоположность внешнеторговой политике, проводимой, например, в Тайване  и материковом Китае, здесь не применяется таможенный тариф. Однако спиртные напитки, табак, нефтепродукты и метиловый спирт, вне зависимости от места их производства, облагаются пошлинами. Они образуют доход территории и в то же время позволяют удерживать общую планку налогообложения на низком уровне.

В отличие от бывшей метрополии (Великобритании), в Гонконге нет налога на прирост  капитала и налога на добавленную  стоимость. В то же время нормативные  положения для отдельных платежей - - гербовой пошлины (установлена в 1866 году) и пошлины на имущество, переходящее по наследству (введена в 1915 году),— во многом аналогичны предписаниям законодательства Великобритании. Подобную аналогию можно провести между Португалией и Макао в отношении налога на недвижимое имущество.

Налоговый режим Макао изначально был ориентирован на Португалию. И только после ряда реформ система фискальных платежей приобрела современные очертания. Как и в Гонконге, в Макао в основе налогообложения прибыли лежит территориальная концепция. Взимается ограниченное число фискальных платежей. Налоговые ставки ниже, чем в других государствах Китая и в Гонконге, что объясняется ориентацией экономики на экспорт. Баланс между доходом и расходом в бюджете территории при сохранении низких налоговых ставок в значительной степени обеспечивается поступлениями от франчайзинга.

Исследуем взаимосвязь фискальных платежей и экономической политики. Наличие в системе налогообложения государства (территории) некоторых видов фискальных платежей определяется проводимой там экономической политикой, причем упоминания об отдельных налогах могут содержаться в конституции. Например, в Конституции Тайваня от 25 декабря 1946 г. (с учетом последующих изменений) есть ряд положений по налогу с цены земли. Так, согласно ст. 143 земля в пределах Китайской Республики принадлежит всем ее гражданам. Налог с земли уплачивается в соответствии с ее ценой. Если цена земли возрастает без применения труда и использования капиталов, то взимается налог на добавленную к земле стоимость, который направляется в доход государства. [4]

В этой связи интересен и опыт Макао. В экономике этой территории важную роль играет франчайзинг. По основному  закону особого административного  района Макао от 31 марта 1993 г. оговаривается, что система налогообложения франчайзингового бизнеса должна быть определена законом. Для сравнения: в Гонконге ту же функцию, что и франчайзинг в Макао, выполняют пошлины на товары. Правда, аналогичного требования в установлениях Основного закона особого административного района Гонконг от 4 апреля 1990г. - нет.

В Макао франчайзингом могут  заниматься исключительно компании, которым правительством предоставлено  соответствующее право путем  заключения с ними специальных соглашений. Например, в течение срока действия Соглашения концессионер обязуется предоставлять общественные, которые должны отвечать потребностям территории. В свою очередь концессионеру налоги заменяются отчислениями и предоставляются отдельные налоговые льготы. В частности, концессионер ежеквартально отчисляет территории 9% общего операционного дохода (доходом признается сумма, заявленная потребителям), из них 8 % - Директорату финансов и т % Управлению почты и телекоммуникаций. В течение срока действия соглашения концессионер освобождается от таможенного налога в отношении импорта любых материалов, необходимых для его деятельности. Кроме того, не подлежат обложению как приобретенные, так и предоставленные концессионером товары и услуги, если они связаны с исполнением его обязательств по соглашению.

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР  от 12 апреля 1923 г. [5] губернским (областным) исполнительным комитетам предоставлялось право передавать гражданам РСФСР и союзных с ней советских республик концессии на коммунальные предприятия (трамваи, водопровод и т. п.). Правда, начатые мероприятия не были доведены до конца, но не по экономическим причинам, а в результате проведения государством политики ограничения и вытеснения частного капитала.

Пронаблюдаем эволюцию фискальных платежей. Во второй половине XX века перед Китаем, как и перед другими странами, возникла проблема реформирования собственной налоговой системы, которая во многом перестала удовлетворять требованиям общества, перешагнувшего в своем развитии некий исторический рубеж. Одним из направлений поиска оптимальных вариантов явилось расширение системы фискальных платежей, и не только путем введения новых налогов (в частности, налога с вылета пассажиров). Началось формирование законодательства о взиманиях и обременениях, появление которого можно объяснить общей тенденцией к гуманизации общества, т.е. проведением государством политики уважения прав человека и заботы об экологии.

Сегодня, помимо собственно налогов, в составе фискальных платежей Китая  есть квазиналоги. Наиболее широко развита  система взиманий и обременении в Гонконге, но это тема для отдельного исследования.

Сейчас можно отметить, что существуют некоторые точки соприкосновения  налогового законодательства и законодательства о взиманиях и обременениях. Таковой  является, например, закрепление права  на отказ (чрезвычайно редко—от налогов и сборов, гораздо более распространенное явление - от сборов). Такой отказ можно определить как предоставленную законом или подзаконным актом должностному лицу и органу власти возможность прекратить сбор денежных средств.

Аналогичная система действует и в Тайване. На основании ст. 27-1 Закона Тайваня от 14 июля 1977 г. «О земельном налоге» Исполнительной палатой в 1987 году было принято решение о приостановлении взимания поземельного налога, что было вызвано рядом причин. Дело в том, что налог взимался в натуре производимыми в местности неочищенным рисом и (или) пшеницей, а там, где они не выращивались, в денежном эквиваленте (в отличие от других земельных налогов термин «ставка» к поземельному налогу не применяется). Поэтому налогообложение было сложным и дорогостоящим. Кроме того, вследствие изменений социально-экономического характера к тому времени отпала необходимость в контроле над источниками продовольствия.                                                        

Таким образом, компетенция высших органов власти Китая довольно широка, особенно если сравнивать с функциями российского правительства.

Информация о работе Фискальная функция налогов и ее реализация в современных условиях