Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:30, доклад
Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется.
Доклад
по дисциплине «Системы налогообложения»
На тему «Характеристика налоговой системы Республики Казахстан»
Трехгорный 2013
Характеристика налоговой системы Казахстана
Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется.
Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства видное место занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов.
Налоговая система Казахстана
строится на принципах стимулирования
научно-технического прогресса, вывода
отечественного производителя на мировой
рынок высокотехнологической
В Республике Казахстан
правовое регулирование налогообложения
в своем развитии прошли З этапа:
Первый этап
налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года). В
республике функционировали более 40 видов
налогов:
1. Общегосударственные налоги;
2. Общеобязательные местные налоги;
3. Местные налоги.
Второй этап
налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год). В
этот период количество налогов сократилось
до 11. Они были подразделены на общегосударственные
и местные налоги. С 1996 года внесены более
30 изменений и дополнений в Закон «О налогах
и других обязательных платежах в бюджет».
Затем количество налогов и сборов увеличилось
до 18 видов.
Третий этап налоговой реформы (2000 – 2002
г.г)
Основной задачей третьего этапа является
усиление правовых аспектов взаимоотношений
между государственными органами, имеющими
отношение к бюджету, фискальными органами
и налогоплательщикам. В целом, структура
налогов, которая была заложена в 1995 году,
достаточно оптимальна. Нa этом этапе существовало
17 видов основных налогов, сборов и других
обязательных платежей в бюджет, которые
требовали совершенствования и оптимизации.
Отсюда вытекает необходимость в реформировании
налогового законодательства. С 1 января
2002 года с вводом в действие Кодекса РК
"О налогах и других обязательных платежах
в бюджет" (Налоговый Кодекс), который
был принят 12 июня 2001 года №209-11. Так начался
4-ый этап.
Структура Налогового Кодекса
состоит из трех больших частей:
1. Общая;
2. Особенная;
3. Налоговое администрирование.
Общая часть - это «конституция» налогового
законодательства. В ней четко определены
принципы формирования налогового законодательства,
введены жесткие правила, в соответствии
с которыми любые изменения в законодательстве
могут допускаться только с принятием
бюджета, а вводиться в действие - с началом
календарного года.
Что же касается Особенной части, то необходимо
отметить, прежде всего, тот факт, что государство
является сторонником стабильности, и
преемственности действующего налогового
законодательства в части методики и базы
налогообложения. В части налогового администрирования
определяются процессуальные вопросы.
Налоговое законодательство
Республики Казахстан состоит из
Закона «О налогах и других обязательных
платежах в бюджет» (Налоговый кодекс),
который устанавливает обязательные платежи
налогового характера в республиканский
и местные бюджеты и регулирует налоговые
отношения в Республике Казахстан (за
исключением вопросов таможенных платежей,
регулируемых законодательством по таможенному
делу Республики Казахстан, платежей за
загрязнение окружающей среды и обязательных
платежей за использование природных
ресурсов, регулируемых специальным законодательством,
а также нормативных правовых актов по
обязательным пенсионным взносам в накопительные
пенсионные фонды), актов Президента Республики
Казахстан и Правительства Республики
Казахстан, а также актов Министерства
государственных доходов Республики Казахстан,
согласованных с Министерством финансов
Республики Казахстан.
Законодательные и иные акты, противоречащие
положениям Налогового Кодекса, не имеют
юридической силы. Запрещается включение
в неналоговое законодательство вопросов,
связанных с налогообложением. Нормативные
правовые акты, касающиеся налогообложения,
подлежат официальному опубликованию.
Если международным договором, участником
которого является Республика Казахстан,
установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в налоговом законодательстве
Республики Казахстан, применяются правила
указанного договора. Международные договоры,
участником которых является Республика
Казахстан, к налоговым отношениям применяются
непосредственно, кроме случаев, когда
из международного договора следует, что
для его применения требуется издание
внутри республиканского акта.
Действующие в Республике Казахстан налоги,
сборы и другие обязательные платежи поступают
в доходы соответствующих бюджетов в порядке,
определенном Законом Республики Казахстан
«О бюджетной системе».
Налоги, действующие на территории Республики
Казахстан, подразделяются на прямые и
косвенные. К косвенным налогам относятся
налог на добавленную стоимость и акцизы.
Другие налоги относятся к прямым налогам.
Налоги и сборы исчисляются и уплачиваются
в тенге, за исключением случаев, когда
законодательными актами Республики Казахстан
и положениями контрактов на недропользование,
заключенных Компетентным органом, уполномоченным
Правительством Республики Казахстан,
предусмотрена натуральная форма уплаты,
а также, когда уплата налогов осуществляется
в иностранной валюте в соответствии с
законодательными актами Республики Казахстан.
Освобождение от уплаты или уменьшение
сумм начисленных и не уплаченных штрафов
и пени, предусмотренных НК, может производиться
в порядке внесения дополнений в НК. Запрещается
предоставление освобождения от уплаты
или уменьшение сумм начисленных и не
уплаченных штрафов и пени, в том числе
носящих индивидуальный характер, другими
актами.
По специальным экономическим зонам налоги,
сборы и другие обязательные платежи в
бюджет поступают в доход финансового
фонда (бюджета) специальных экономических
зон в порядке, определяемом законодательством
о специальных экономических зонах.
В Республике Казахстан действуют следующие
налоги, сборы и другие обязательные платежи:
1) налоги:
корпоративный подоходный налог;
индивидуальный подоходный налог;
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
рентный налог на экспорт;
специальные платежи и налоги недропользователей;
социальный налог;
налог на транспортные средства;
земельный налог;
налог на имущество;
налог на игорный бизнес;
фиксированный налог;
единый земельный налог;
2) другие обязательные платежи в бюджет:
государственная пошлина;
сборы:
регистрационные сборы;
сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
сбор с аукционов;
лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
сбор за выдачу разрешения
на использование радиочастотного
спектра телевизионным и
плата:
за пользование земельными участками;
за пользование водными
ресурсами поверхностных
за эмиссии в окружающую среду;
за пользование животным миром;
за лесные пользования;
за использование особо охраняемых природных территорий;
за использование
за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;
за пользование судоходными водными путями;
за размещение наружной (визуальной) рекламы.
1-1. Для целей применения
международных договоров
2. Суммы налогов, других
обязательных платежей в
Современная налоговая система
РК характеризуется следующими признаками:
- базируется на основе Кодекса, а не на
подзаконных актах;
- построена по единым принципам, единому
механизму исчисления и сбора платежей.
За всеми налоговыми платежами осуществляется
единый контроль со стороны Министерства
Государственных доходов и его подразделений;
- предъявляет налогоплательщикам одинаковые
требования и создает равные стартовые
условия исполнения налоговых отчислении
с доходов путем определения перечня налогов,
унификации ставок, упорядочивания льгот
и механизма их предоставления, а также
невмешательство в процесс использования
средств, остающихся после уплаты налогов;
- обеспечивает более справедливое распределение
налогового бремени между отдельными
категориями плательщиков, усиливает
правовую защиту их интересов;
- предусматривается четкая последовательность
уплаты налогов и налоговый календарь.
Налоговая система Казахстана была создана
без соответствующей теоретической концепции
и практического опыта и имеет ряд недостатков:
- фискальный подход к налогообложению,
т.e. при решении вопросов о введении тex
или иных налогов, в первую очередь, рассматривается
их возможность пополнять бюджет и игнорируется
регулирующая функция налогов;
- нестабильность налогового законодательства;
- высокий уровень налогообложения юридических
лиц;
Несмотря на указанные недостатки, налоговая
система имеет следующие позитивные стороны:
- устанавливает единые правила налогообложения
независимо or организационно-правовых
форм субъектов хозяйствования и физических
лиц;
- несмотря на сложные условия формирования
в основном отвечает требованиям рыночных
отношений;
- построенная с учетом зарубежного опыта,
дает возможность Казахстану присоединиться
к мировому рынку и включиться в международные
экономические связи.
Виды налогов, налоговые ставки
№ |
Вид налога |
Ставка налога |
Примечание по налоговым ставкам |
1 |
Корпоративный налог
КПН, не облагаемый у источника выплаты
Пункт 1 статьи 147Налогового кодекса |
20 % |
Согласно статье 4
Закона РК «О введении в действие Налогового кодекса» от 10 декабря 2008 года № 100-IV действуют следующие размеры ставки корпоративного подоходного налога:
1) с 1 января 2009 года до 1 января 2013 года в размере 20 % |
2 |
КПН для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, если такой доход получен от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, производству продукции пчеловодства, а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства. |
10 % |
С учетом новой редакции Законом
РК от 16.11.09 г. № 200-IV, вводится в действие с 1 января 2010 года Пункт 2 статьи 147 Налогового кодекса |
3 |
КПН, облагаемый у источника выплаты с доходов резидентов Пункт 3 статьи 147Налогового кодекса |
15 % |
Действие пункта 3 статьи 147 приостановлено до 1 января 2014 года в соответствии со статьей 5 Закона РК от 10 декабря 2008 года № 100-IV. Согласно статье 5 Закона РК «О введении в действие Налогового кодекса» от 10 декабря 2008 года № 100-IV, с учетом изменений и дополнений в соответствии с Законом РК от 16.11.09 г. № 200-IV, до 1 января 2014 года действует ставка КПН, удерживаемого у источника выплаты, в размере 15 процентов. |
4 |
КПН, облагаемый у источника выплаты с доходов нерезидентов, определяемые в соответствии со статьей 192 Налогового кодекса, не связанные с постоянным учреждением таких нерезидентов Статья 194 Налогового кодекса |
От 5 % до 20 % |
1) доходы, определенныестатьей 192 Налогового кодекса, за исключением нижеуказанных доходов в размере - 20 процентов (до 1 января 2013 года в соответствии со статьей 6
Закона РК «О введении в действие НК» от 10 декабря 2008 года № 100-IV);
2) доходы, лица, зарегистрированного
в государстве с льготным 3) страховые премии по
договорам страхования рисков - 10
процентов (в соответствии сост
Закона РК «О введении в действие НК» от 10 декабря 2008 года № 100-IV с учетом);
4) страховые премии по
договорам перестрахования
5) доходы от оказания
транспортных услуг в 6) доходы от прироста
стоимости, дивиденды, |
5 |
В дополнение к КПН чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение |
15 % |
Пункт 5 статьи 147 |
Вид налога |
Ставка налога |
Примечание по налоговым ставкам |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ | ||
|
|
|
|
|
|
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ | ||
|
|
|
СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ | ||
|
|
|
СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ | ||
|
|
|
|
|
Информация о работе Характеристика налоговой системы Республики Казахстан