Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 20:16, шпаргалка

Краткое описание

· 1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ
· 2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
· 3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА
· 4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
· 5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
· 6. ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО ПРАВА
· 7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА
· 8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по налогам.doc

— 666.00 Кб (Скачать файл)

·  1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ

·  2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

·  3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА

·  4. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

·  5. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О НАЛОГАХ И СБОРАХ

·  6. ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО ПРАВА

·  7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА

·  8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  9. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

·  10. СИСТЕМА (КЛАССИФИКАЦИЯ) НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

·  11. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

·  12. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

·  13. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ И НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

·  14. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НДС

·  15. АКЦИЗЫ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  16. АКЦИЗ: НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ И НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

·  17. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ АКЦИЗА

·  18. ПОРЯДОК УПЛАТЫ АКЦИЗА

·  19. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ)

·  20. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ НДФЛ

·  21. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ НДФЛ

·  22. ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ

·  23. ДОХОДЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НДФЛ

·  24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ЕСН): НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  25. НАЛОГОВАЯ БАЗА И СТАВКИ ЕСН

·  26. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ПО ЕСН

·  27. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  28. НАЛОГОВАЯ БАЗА

·  29. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

·  30. РАСХОДЫ И ИХ ГРУППИРОВКА

·  31. НАЛОГОВАЯ СТАВКА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

·  32. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

·  33. СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГА

·  34. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ, ИМЕЮЩИМ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

·  35. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (НДПИ)

·  36. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДПИ

·  37. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ НДПИ И ЕГО УПЛАТА

·  38. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

·  39. ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

·  40. ПЛАТЕЖИ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

·  41. ВОДНЫЙ НАЛОГ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  42. НАЛОГОВАЯ БАЗА И НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ ВОДНОГО НАЛОГА

·  43. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА

·  44. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

·  45. СТАВКИ СБОРОВ

·  46. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СБОРОВ

·  47. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

·  48. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА, ЕЕ ВИДЫ

·  49. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРА

·  50. ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ

·  51. НАЛОГ НА ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

·  52. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  53. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ: НАЛОГОВАЯ БАЗА, СТАВКИ

·  54. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

·  55. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  56. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС: НАЛОГОВАЯ БАЗА И СТАВКИ

·  57. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

·  58. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  59. НАЛОГОВАЯ БАЗА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

·  60. НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ

·  61. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

·  62. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

·  63. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: СТАВКИ И ЛЬГОТЫ

·  64. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

·  65. ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

·  66. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

·  67. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

·  68. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

·  69. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  70. УСЛОВИЯ НАЧАЛА И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  71. ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

·  72. НАЛОГОВАЯ БАЗА

·  73. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА

·  74. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА

·  75. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД (ЕНВД) ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

·  76. ИСЧИСЛЕНИЕ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЕНВД

·  77. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЛОГА (ЕСХН)

·  78. ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ЕХСН

·  79. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

·  80. ОРГАНЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ФУНКЦИИ

·  81. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

·  82. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

·  83. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

·  84. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

·  85. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ

·  86. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

·  87. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

·  88. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

·  89. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АКТОВ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

·  90. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Александр Сергеевич Меденцов

Шпаргалка по налогам и налогообложению

 

 

Александр Сергеевич Меденцов

Шпаргалка по налогам и налогообложению

1. ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И СБОРОВ

 

С принятием НК РФ и БК РФ налоги и сборы как правовые категории  были отграничены от неналоговых  платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджетов» положение о том, что доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. БК РФ отнес к налоговым доходам все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Термином «налоговые доходы» охватываются два вида обязательных бюджетных платежей – налоги и сборы.

Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.

Налогоплательщик  не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (постановления КС рФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, от 11 ноября 1997 г. № 16-П).

Налог устанавливается государством в форме закона.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий (ст. 8 НК РФ).

Сущность сбора. Уплата сборов подразумевает индивидуально-возмездные отношения плательщика с государством. Сбор уплачивается в связи с публично-правовой услугой, но не за саму услугу. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке.

При уплате сборов большое значение имеет свободное  усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

Налог именуется платежом, а сбор – взносом. Сбор может быть внесен различными способами.

Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Цель сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

 

2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

 

Налоги – необходимый атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований. Функциональное назначение налогов состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

Существуют разные позиции по вопросам, связанным с формированием перечня  функций налогов. Один подход заключается в том, что налоги выполняют четыре функции: фискальную, социальную, регулирующую и контрольную. Другой подход заключается в том, что выделяются следующие основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная. Третий подход заключается в том, что выделяются регулирующая и фискальная функции как единственные функции налога.

В состав основных функций, выполняемых  налогом, включаются следующие.

1. Казначейская функция характеризует налог ответом на вопрос, куда поступает налог, где он мобилизуется для последующего перераспределения. Казначейская функция возникает у налога в связи с его поступлением в строго определенный централизованный фонд – бюджет и показывает формирующую бюджетные доходы роль налога. При этом следует различать фискальную (казначейскую) функцию налога и его фискальное значение, так как они имеют разные признаки проявления. Казначейская функция определяет направление движения налога и его предназначение конкретному бюджету, в то время как фискальное значение налога связано с его обременительной функцией через величину налога и показывает абсолютную и относительную доли конкретного налога в общей структуре налоговых доходов бюджетов.

2. Обременительная функция указывает количественную сторону налога и отвечает на вопросы, каков налог по величине, насколько в абсолютном и относительном выражении он обременителен для налогоплательщика. Этой функции свойственно распределение между налогоплательщиками с учетом их податных возможностей налоговой нагрузки в соответствии с социально-экономическими приоритетами государственной политики. Дифференцирование обременительного эффекта производится с помощью двух элементов налога – налоговой ставки и налоговых льгот.

Повышение общего уровня обременительного эффекта налога может происходить в результате перехода налоговой базы на иные стоимостные показатели или при включении в объект налога дополнительных элементов.

3. Аналитическая функция позволяет сделать определенные выводы о характерных особенностях макроэкономического развития страны в сложившихся на конкретно-исторический момент социально-экономических условиях. Помимо макроэкономического анализа, эта функция позволяет выделить не только причины, которые привели к несоответствию фактически полученных налоговых доходов их прогнозируемым величинам по отдельно взятым налогам, но и процессы, повлиявшие на динамику налоговых поступлений при их сравнении с налоговыми доходами за разные периоды времени.

В связи с тем, что социальная функция не выявляет и не характеризует  конкретное, индивидуально-определенное свойство налога, можно говорить об отсутствии у налога социальной функции.

 

3. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА

 

Элементы налога – необходимый минимум параметров, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным.

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.

Объектами налогообложения могут  являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Имущество – вид объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Товар – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Прибыль – доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов.

Дивиденд – любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.

Процент – любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида.

Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, т. е. его измерить.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе; 2) в твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа; 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие.

Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам и налогообложению"