Автоматизированные информационные системы "АИС" "Налог"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 20:31, доклад

Краткое описание

представляет собой форму организационного управления налоговыми органами, призванную расширить круг решаемых задач, повысить обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость управленческой деятельности за счет использования новых информационных технологий, применения ЭВМ, средств связи, упорядочения информационных потоков.

Вложенные файлы: 1 файл

АИС.docx

— 26.01 Кб (Скачать файл)

Доклад

АИС «Налог»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная налоговая  служба Российской Федерации входит в систему центральных органов  государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству  Российской Федерации.

Основной задачей Государственной  налоговой службы Российской Федерации  является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное  и эффективное развитие экономики  посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия  и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых  информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой  службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена  для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению  сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых  служб достоверной информацией.

         АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления налоговыми органами, призванную расширить круг решаемых задач, повысить обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость управленческой деятельности за счет использования новых информационных технологий, применения ЭВМ, средств связи, упорядочения информационных потоков.

Основными целями АИС “Налог”  является:

- повышение оперативности  получения информации для быстрого  принятия мер по обеспечению  эффективного сбора налогов;

- снижение трудоемкости  и сроков сбора, поиска, обработки  информации в структурных подразделениях  налоговых инспекций;

- упорядочение внутренних  и внешних потоков информации  с целью исключения дублирования  процессов их обработки;

- автоматизация планово-учетных,  финансовых и статистических  работ;

- повышение полноты и  достоверности представляемой информации, что необходимо для объективной  оценки состояния дел в районе  и регионе в целом, а также  для возможности комплексного  прогнозирования динамики поступления  налогов;

- улучшение качества и  оперативности бухгалтерского учета,  углубленный анализ динамики  поступления сумм налогов и  возможность прогноза этой динамики;

- обеспечение полной и  своевременной информированности  налоговых инспекций всех уровней  о налоговом законодательстве  на любую дату учета, начиная  с текущей и ранее;

- своевременное информирование  администрации обслуживаемой территории  о поступлении налогов и соблюдении  налогового законодательства;

- сокращение объема бумажного  документооборота;

- совершенствование оперативности  и качества принимаемых решений  по управлению налогообложением  с целью повышения эффективности  его функционирования.

Структура АИС налоговой  службы, как и самих налоговых  органов, является многоуровневой и  состоит из функциональной и обеспечивающей частей и системы поддержки принятия решения (СППР).

АИС налоговых органов  строятся в соответствии со структурой самих налоговых органов и  с учетом передовых компьютерных информационных технологий (АИТ). В  качестве информационных ресурсов используются данные, поступающие от налогоплательщиков и АИС, формирующих налогооблагаемую базу. Каждый ее элемент и уровень  имеет обширные внутренние и внешние  связи.

На федеральном уровне определяется стратегия налоговой  системы и решаются задачи аналитической, контрольной, методической, правовой и ревизионной деятельности. В рамках контрольной деятельности, прежде всего, предусматривается ведение Единого Государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Аналитическая - включает анализ выполнения налогового законодательства, определение динамики налоговых платежей и прогнозирование величины сборов по видам налогов.

Основная работа по учету  налогоплательщиков осуществляется на региональном уровне в рамках районных и городских налоговых инспекций  и соответствующих им АИС. Здесь  формируются основные базы налогообложения, от полноты которых зависит величина налоговых поступлений в бюджеты  всех уровней. Автоматизация в региональных налоговых органах начинается с  момента регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет с последующим  приемом и обработкой отчетов, балансов, данных по имуществу, земле, транспортным средствам, расчетом налогов и выдачей  справок и платежных документов. В АИС имеются программы документальной проверки и контроля за поступлением платежей, формирования деклараций о доходах.

В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами все решаемые задачи сгруппированы в функциональные подсистемы, состав которых для каждого уровня свой. Алгоритм расчетов как правило стандартизован, т.к. регламентируется нормативными и методическими материалами.

В АИС «НАЛОГ» предусмотрено  информационное взаимодействие региональных органов с органами федерального уровня, на котором формируется и  ведется единый государственный  реестр налогоплательщиков (ЕГРН), как  уникальный информационный ресурс, ключевая роль которого заключается в обеспечении  взаимосвязи всех информационных ресурсов, характеризующих каждого налогоплательщика, и определении полноты базы налогообложения. Для управления ЕГРН и эффективного его использования разрабатывается  и внедряется технология предоставления услуг удаленного доступа с рабочего места инспектора в форме интернет - технологий (ИТ-услуг), которая уже  отрабатывалась в ФНС г.Москвы и в центральном аппарате ФНС России. Очевидно, что полный эффект может быть получен при формировании ЕГРН регионального уровня и ускорении работ по приведению их информационных ресурсов в соответствие с федеральным ЕГРН, что и предусмотрено Решением Совещания по вопросам информатизации территориальных органов, а в управлениях региональных налоговых служб созданы подразделения по созданию ЕГРН.

Концентрация информационных ресурсов на местном, региональном и  федеральном уровне в составе  интегрированных баз данных (хранилищ) АИС, функционирующих на основе единых принципов, создает предпосылки  создания единого информационного  пространства ФНС России. На федеральном  уровне эти хранилища, под управлением  единой программно-аппаратной платформы HP9000/Unix/Oracle, обеспечат возможность многомерной аналитической и статистической обработки налоговой информации.

Большое внимание в последние  годы уделяется расширению функциональных возможностей системы телекоммуникаций ФНС России, внедрению в регионах электронного документооборота (СЭД - регион) и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Одновременно разрабатывается  концепция комплексной защиты информации в информационно - телекоммуникационной системе ФНС России.

Операционные системы, построенные  на технологии Windows NT (Windows NT, Windows 2000, Windows XP), создают на каждого пользователя отдельные профили. В них записывается “личная” информация пользователя (оформление рабочего стола, меню, индивидуальные настройки программ и т.п.). Эта информация доступна только владельцу профиля. Кроме этого, существует профиль “All Users” – Для всех пользователей. В него записывается информация, которая должна быть доступна ВСЕМ пользователям данного компьютера.

При установке Office 2000 (Office XP, Office 2003), инсталлятор записывает информацию об устанавливаемых программах в общий профиль, а в текущий личный профиль – информацию о личных настройках.

АИС проектируется как  открытая модульная система, состоящая  из структурных подсистем по уровням, каждая из которых рассматривается  также как открытая система.

Архитектура информационной системы АИС «Налог» построена  в соответствии с иерархией подразделений  ФНС России и представляет собой  многоуровневую инфраструктуру, включающую:

- пользовательский уровень  в виде АИС подразделений ФНС  РФ,

- уровень обработки и  обмена информацией между центром  обработки данных (ЦОД) и комплексами  ФНС;

- транспортный уровень.

Поскольку АИС налоговой  службы относится к классу больших  систем, к ней уже на стадии проектирования предъявляются требования по:

- совместимости всех элементов  внутри системы и со смежниками;

- возможности быстрого  изменения в соответствии с  изменениями в налоговой системе,

надежности, достоверности  и актуальности хранимой информации;

- возможности быстрого  получения нужной информации  по запросам;

- простоте ввода информации;

- разнообразию вывода  информации;

- обмену информацией с  другими системами и уровнями.

Существенными требованиями являются также:

- Разработка и функционирование  системы на базе имеющегося общесистемного и прикладного ПО разных типов, позволяющих осуществлять межсистемный обмен;

- Использование общегосударственных  классификаторов;

- Создание информационных  файлов и БД, управляемых СУБД:

- Формирование выходной  информации в унифицированных  и удобных для восприятия формах  и т.п.

- Создание единого информационного  пространства с внешней средой;

- Информационное объединение  сетями телекоммуникаций всех  участвующих в обмене информацией  структур;

- Возможность доступа  к информации каждой из них.

В АИС "Налог" реализовано  межуровневое информационное взаимодействие на основе создания интегрированных  распределенных баз данных. По специальному регламенту на федеральном уровне собираются по каналам связи и обобщаются данные по Государственному реестру  налогоплательщиков, налоговая статистическая отчетность, деловая и ведомственная  переписка. Из Министерства РФ по налогам  и сборам по электронным каналам  поступают директивные указания, методические и нормативно-справочные материалы, сертифицированное программное  обеспечение и доработки к  нему.

Для полноценного использования  средств информационных технологий необходимо получение информации практически  из всех баз данных, имеющихся в  настоящее время в информационной среде налоговых органов. Кроме  того, должны быть созданы дополнительные базы данных с информацией, поступающей  от внешних организаций, или реализованы  постоянные информационные связи с  ними.

Для обеспечения возможности  взаимодействия АИС налоговых служб  со всеми государственными структурами  требуется слияние, взаимный обмен  и использование таких БД, как :

- Государственный реестр  налогоплательщиков;

- Банковские счета налогоплательщиков;

- Сведения об участниках  и объемах внешнеэкономической  деятельности;

- Движение на счетах  государственного бюджета в части  налоговых поступлений и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эффективнее функционирование налоговой системы возможно только при условии использования передовых  информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. В органах налоговой службы создается  АИС, предназначенная для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав задач, подлежащих автоматизации.

Важной задачей автоматизации  работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач  контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных  налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым  органам, но и создание автоматизированного  интерфейса с банками, таможенными  органами и другими внешними структурами.

Сегодня компьютерные программы  для ведения всех налоговых операций, находятся в непрерывном развитии. Это обусловлено необходимостью оперативного отражения изменений  в налоговых документах и возрастающими  потребностями пользователей в  автоматизированной обработке информации. Автоматизация предполагает, прежде всего, повышение производительности труда, повышение квалификации и профессиональной грамотности пользователей.

Применение компьютерных программ позволяет облегчить работу пользователей, так как их применение снижает трудоёмкость по операциям  между налогоплательщиком и налоговой  службой. Применение автоматизированных систем даёт возможность налогоплательщику  решать свои задачи с ГНС, оперативно и не выходя со своего рабочего места.

Информация о работе Автоматизированные информационные системы "АИС" "Налог"