Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2015 в 07:25, контрольная работа
Проблема эффективности государственной власти и управления является одной из самых острых и злободневных проблем современного этапа развития российского общества и государства. Налоги являются основным финансовым ресурсом государства, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой государственного управления в целом. От их обоснованности и размера во многом зависит мотивационный механизм налоговых агентов.
Введение
1.Права налоговых агентов
2.Обязанность налоговых агентов
3.Ответственность налоговых агентов
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Права налоговых агентов
2.Обязанность налоговых агентов
3.Ответственность налоговых агентов
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема эффективности государственной
власти и управления является одной из
самых острых и злободневных проблем современного
этапа развития российского общества
и государства. Налоги являются основным
финансовым ресурсом государства, поэтому
эффективное управление налогами можно
считать основой государственного управления
в целом. От их обоснованности и размера
во многом зависит мотивационный механизм
налоговых агентов. В современных условиях
актуализируется проблема создания в
стране такой налоговой среды, которая
оказывала бы стимулирующее воздействие
на деловую активность предпринимательских
структур, поскольку только их совокупный
потенциал может мобилизовать инвестиционные
ресурсы для обеспечения устойчивого
экономического роста страны. В таких
условиях повышаться роль налоговых агентов. Налоговый
агент в соответствии с п. 1 ст. 24 Налогового
кодекса РФ обязан правильно и своевременно
исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых
налогоплательщикам, налоги и перечислять
их в бюджеты (внебюджетные фонды). Налоговый
агент имеет почти такой же набор прав
и обязанностей и несет такую же ответственность,
как и налогоплательщик.
1.ПРАВА НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ
Налоговыми агентами в соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РФ признаются лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Налоговыми агентами могут выступать как организации, так и физические лица. Физические лица налоговыми агентами будут тогда, когда они сами являются индивидуальными предпринимателями и у них имеются наемные работники. Уплата подоходного налога за наемных работников и создает налогового агента - физического лица. Это единственный случай. В остальных случаях налоговыми агентами являются организации. Права налоговых агентов и налогоплательщиков совпадают практически полностью. Разница есть в налоговых обязанностях.
Статус налогового агента имеют:
Итак, вот три случая, когда
возникает налоговый агент. К обязанностям
таких налоговых агентов относятся 1. Правильно
и своевременно исчислять налог, удерживать
его из средств самого налогоплательщика
и перечислять в бюджет. За нарушение этой
обязанности предусмотрен специальный
состав налогового правонарушения (ст.123
НК). Но ответственность по этой статье
предусмотрена только за неправомерное
или неправильное перечисление. То есть,
если обязанность заключается в том, чтобы
исчислить, удержать и перечислить в бюджет,
то ответственность возникает только
за перечисление. Это для ответственности
имеет существенное значение. 2. В течение
одного месяца письменно сообщить в налоговый
орган о невозможности удержания налога
у налогоплательщика и о сумме задолженности.
В этой ситуации налоговый агент обязан
не требовать от налогоплательщика внесения
ему в кассу денег, а обязан сообщить в
налоговый орган о невозможности удержания
налога и о сумме этой задолженности. 3.
Обязанность вести учет по всем налогоплательщикам
выплаченных доходов, удержанных и перечисленных
налогов и предоставлять в налоговые органы
информацию, необходимую для контроля
за правильностью исчисления, удержания
и перечисления налогов. На частных лиц
обязанности налоговых агентов российское
законодательство возлагает в нескольких
случаях. Во-первых, организации и предприниматели,
выплачивающие доходы гражданам, обязаны
рассчитать, удержать и перечислить в
бюджет сумму подоходного налога с физических
лиц, а в Пенсионный фонд Российской Федерации
— сумму взносов. Во-вторых, при выплате
хозяйственным обществом процентов или
дивидендов учредителю (акционеру) — юридическому
лицу удержание налога на доход производится
также у источника выплаты. В-третьих, организация,
выплачивающая иностранному юридическому
лицу сумму доходов от источников в РФ,
обязана удержать и перечислить в бюджет
налог на доходы иностранных юридических
лиц. В-четвертых, налог на добавленную
стоимость с иностранных юридических
лиц, реализующих на территории РФ товары
(работы, услуги), также удерживается российскими
организациями, производящими расчеты
с этими лицами. Обязанности налогового
агента могут быть возложены только на
те организации и физических лиц, которые
являются источником выплаты доходов
налогоплательщику. Лицо получает статус
налогового агента только для исполнения
конкретных обязанностей по исчислению
и уплате налога. При этом в разных налоговых
отношениях одно и то же лицо может выступать
как в роли налогового агента, так и налогоплательщика
и плательщика сборов. В сферу деятельности
налогового агента входит: - удержание
и перечисление подоходного налога с сотрудников;
- удержание налога на доход с инофирм
(с дохода, полученного ими в РФ); - удержание
налога на доход (прибыль) с юридических
лиц, которым предприятие - налоговый агент
перечисляет дивиденды. В тех случаях,
когда налоговый агент превышает свои
полномочия относительно исчисления и
удержания налогов или неправильно применяет
налоговые льготы образуется состав налогового
правонарушения, субъектом которого выступает
налоговый агент. Как правило, налоговые
агенты сами являются налогоплательщиками,
обязанными уплачивать установленные
для них налоги. Например, предприятие
удерживает со своих работников налог
на доходы физических лиц и одновременно
само уплачивает взносы в Пенсионный фонд
в качестве налогоплательщика. Налоговые
агенты имеют одинаковые права с налогоплательщиками.
Следовательно, правовой статус налоговых
агентов имеет двойственную природу. С
одной стороны, налоговые агенты вступают
во взаимоотношения с налогоплательщиками
в качестве представителей налоговых
органов, не пользуясь при этом государственно-властными
полномочиями. С другой стороны, налоговые
агенты выступают участниками финансово-хозяйственного
оборота, что влечет возникновение объектов
налогообложения и наделяет их статусом
налогоплательщика. Если иное не предусмотрено
НК, налоговые агенты имеют те же права,
что и налогоплательщики, а именно: право
на информацию; право на получение официального
письменного разъяснения; право на управление
налоговыми выплатами (право осуществлять
налоговый менеджмент); право на возврат
излишне уплаченных денежных сумм в процессе
реализации налогового правоотношения; право
лично или через представителя участвовать
в налоговых правоотношениях;
2.ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ
Обязанности налоговых агентов отличаются от обязанностей налогоплательщиков не только по составу, но и по содержанию.
Согласно НК налоговые агенты обязаны: 1.исчислять, удерживать и перечислять законно установленные налоги (подп. 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса);
2.информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности (подп. 2, 4 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса);
3.вести в установленном порядке учет (подп. 3 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса);
4.представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5.обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса).1
Обязанность уплачивать законно установленные налоги для налогового агента означает необходимость правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять на соответствующие счета Федерального казначейства соответствующие налоги. Нормы НК, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК для уплаты налога налогоплательщиком.
Обязанность информировать налоговые органы и их должностных лиц о результатах своей деятельности для налогового агента означает, что он должен в установленный срок (в течение месяца) сообщать в налоговый орган по месту своего учета:
1. о невозможности удержать налог у налогоплательщика; 2. сумме задолженности налогоплательщика.
Кроме этого, налоговый агент должен представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.2
Обязанность вести в установленном порядке учет для налогового агента означает необходимость общего и персонального (по каждому налогоплательщику) учета:
1.начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов;
2.исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов.
Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, т.е. от которых налогоплательщик получает доход, и только законодательством о налогах и сборах. В частности, обязанности налогового агента не могут возлагаться на лицо на основании нормативных актов министерств и ведомств.
Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов налоговые агенты не обладают и не имеют права не исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне уплаченных сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ
Налоговые агенты входят в круг лиц, в отношении которых могут проводиться налоговые проверки. Если налог в установленный срок не перечислен, на денежные средства налогового агента на счетах в банках обращается взыскание (статья 46 НК РФ). В последующем налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогового агента (организации) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, а также с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. Кроме того, в качестве способов обеспечения взыскания налога могут быть применены такие меры, как приостановление операций по счетам налогового агента или арест его имущества. Это значит, что организация, допустившая, например, неправильное исчисление НДФЛ, на основании требования, полученного от налогового органа, должна уплатить сумму недоплаты в той части, в которой у организации имеется возможность удержать с физического лица выявленные суммы. Наконец, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки налоговый агент должен уплатить пени (статья 75 НК РФ). С принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых других вопросов налогового администрирования» существенно изменилось определение налоговой ответственности налогового агента за неисполнение обязанностей по удержанию и (или) перечислению налога.
Ряд статей Налогового кодекса предусматривает ответственность налогового агента за совершенные им налоговые правонарушения. Так, 123-я статья устанавливает, что неправомерное неперечисление или неполное перечисление налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа. 3
Его размер составляет 20% от суммы, подлежащей перечислению. Ответственность наступает за то, что налоговый агент не перечислил налог, независимо от того, удержал он его или нет. В то же время штраф не взимается, если у налогового агента не было возможности удержать налог.
Если у налогового агента отсутствует возможность удержать налог и перечислить его в бюджет, он будет нести ответственность по статье 126 НК РФ. За непредставление документов взимается штраф в размере 50 руб. за каждый не предоставленный документ. В соответствии с пунктом 5 статьи 108 НК РФ, если налоговый агент привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, это не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся налог и пени. Если налог удержан, но не перечислен, налоговый агент обязан уплатить его, а также перечислить пени и штраф.
Нередко налоговые органы подают иски в суд, чтобы привлечь налогового агента к ответственности по статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета. Обычно это связано с отсутствием у налогового агента, выплачивающего доходы физическим лицам, налоговых карточек по форме 1-НДФЛ. Однако судебная практика рассмотрения дел по взысканию с налогового агента штрафа на основании статьи 120 НК РФ различна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Созданная целостная система налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.
Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических процессов.
В настоящее время в РФ, основным источником доходов бюджетов всех уровней являются налоги и другие, сходные с ними платежи, что обусловлено переходом к рыночной экономике. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80 % доходов бюджетной системы составляют налоговые платежи.
Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментировании сложных проблем налогообложения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ