Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 11:19, лекция
Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы. Налоговые проверки разделяются на камеральные, выездные и встречные.
1.1 Виды налоговых проверок.
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки.
Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы. Налоговые проверки разделяются на камеральные, выездные и встречные.
Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.
Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.
Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.
Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа.
Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.
По объему проверяемых документов проверки делятся на:
сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);
выборочные (когда проверяется только часть документации).
Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или уничтожении первичных документов).
Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.
Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок.
Налоговые проверки являются
одной из форм налогового контроля.
Согласно Налогового кодекса РК, по состоянию
на 1.01.05 г. Налоговая проверка - это проверка,
осуществляемая органами налоговой службы,
исполнения налогового законодательства
Республики Казахстан. Участниками налоговых
проверок являются должностные лица органов
налоговой службы, указанные в предписании,
иные лица, привлекаемые к проведению
проверки, которые должны быть указаны
в предписании и налогоплательщик .
Виды, сроки, периодичность, порядок проведения и документирования налоговых проверок определяются статьями 533 – 551 Налогового кодекса Республики Казахстан.
Налоговые проверки
могут проводится только органами
налоговой службы.
Налоговые проверки подразделяются на
виды:
Комплексная проверка: проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Тематическая проверка:
проверка исполнения налогового обязательства по отдельному виду налогов и другого обязательного платежа в бюджет;
полноты и своевременности удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в фонд социального страхования;
исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей;
по вопросам государственного контроля при применении трасфертных цен;
по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.
Встречная проверка
– проверка, которая проводится
в отношении третьих лиц в
случае, если при проведении налоговых
проверок у налоговых органов
возникает необходимость в
Рейдовая проверка не относится к документальным видам налоговых проверок, проводится налоговыми органами в отношении отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения или отдельных требований законодательства РК, а именно:
постановки налогоплательщика на регистрационный учет в налоговых органах;
правильности применения контрольно – кассовых машин с фискальной памятью;
наличия лицензии, разового талона и иных разрешительных документов;
соблюдения правил лицензирования, условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров и видов деятельности, находящихся в компетенции органов налоговой службы.
Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода.
1.2 Сроки и
периодичность налоговых
При проведении любых проверок
налоговый инспектор должен выполнять
определенный порядок в отношении в отношении
всех документов, необходимый для начала
проверки, в процессе и по окончании проверки.
Началом проведения налоговой проверки
считается момент вручения налогоплательщику
подлинника предписания. При этом срок
проведения налоговых проверок должен
указываться в выдаваемом предписании
и не должен превышать тридцати рабочих
дней с момента вручения предписания.
Течение срока проведения налоговой проверки
может быть приостановлено на время между
вручением налогоплательщику требований
о предоставлении документов и предоставления
налогоплательщиком запрашиваемых документов.
Если юридическое лицо имеет структурные
подразделения, срок проведения налоговой
проверки может быть продлен налоговым
органом до шестидесяти рабочих дней.
При проверке вопросов особой сложности срок проведения налоговой проверки может быть увеличен вышестоящим налоговым органом до пятидесяти рабочих дней для юридического лица не имеющего структурных подразделений, и до восьмидесяти дней для юридического лица, имеющего структурные подразделения. Вопросы особой сложности подтверждаются обоснованием письменным решением вышестоящего органа налоговой службы, вручаемым налогоплательщику.
Сроки проведения
хронометражных проверок устанавливается уполномоченным
органом. В случае продления сроков проведения
проверки оформляется дополнительное
предписание в котором указываются номер
и дата регистрации предыдущего предписания.
На основании одного предписания может
проводиться только одна налоговая проверка.
Комплексные проверки должны проводиться
не чаще одного раза в год, а тематическая
проверка не чаще одного раза в полугодие
по одному виду налогов или другому обязательному
платежу в бюджет, по вопросам государственного
регулирования производства и оборота
отдельных видов подакцизных товаров,
а также по вопросам исполнения банками
и организациями, осуществляющими отдельные
виды банковских операций, обязанностей.
Ограничения не распространяются на следующие
случаи:
1) при проведении документальных проверок,
осуществляемых в связи с реорганизацией
или ликвидацией юридического лица и прекращением
деятельности индивидуального предпринимателя,
а также в случае снятия с учета по налогу
на добавленную стоимость на основании
заявления налогоплательщика.
При этом проверка должна быть начата
не позднее тридцати календарных дней
после получения заявления налогоплательщика;
2) при проведении
документальных проверок, осуществляемых
в связи с истечением срока
действия контракта на
3) при проведении встречных проверок;
4) при проведении тематических проверок:
Проводимых на основании заявления налогоплательщика, на предмет достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к возврату, а также на предмет устранения нарушений, по которым лицензиарам было приостановлено действие лицензии;
По вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами в соответствии со статьей 52 Налогового кодека РК.
5) при дополнительных проверках, проводимых на основании решения органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки;
6) при внеочередных
1.3Основания проведения налоговой проверки.
Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, которое должно быть зарегистрировано в органах прокуратуры в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан и в журнале посещений и проверок, который ведется налоговым плательщиком, согласно решения Акима г. Алматы от10.07.98 г.