Особенности налогообложения предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 08:16, реферат

Краткое описание

Цель работы – освоение методов налогообложения в Российской Федерации на предприятиях различных отраслей и организационно-правовой формы.
Задачами данной курсовой работы является:
Определение понятий налога, принципов налогообложения;
Рассмотреть виды налоговых режимов;
Методику проведения налогообложения.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и нормативно-правовое регулирование налогообложения предприятия.
1.1 Общие положения налогообложения.
1.2 Характеристика режимов налогообложения, основные методы.
Глава 2. Особенности налогообложения предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Роснефть».
2.2 Особенности налогообложения ОАО.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по налоооблажению.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность и нормативно-правовое регулирование налогообложения  предприятия.

1.1 Общие положения  налогообложения.

1.2 Характеристика режимов  налогообложения, основные методы.

Глава 2.  Особенности  налогообложения предприятия

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Роснефть».

2.2 Особенности налогообложения  ОАО.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

Введение

налогообложение нагрузка отрасль

Налоги всегда были и  продолжают оставаться важнейшим инструментом осуществления экономической политики государства. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Налогообложение — это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.

Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах. Оно регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. Также оно применяется к отношениям, возникающим в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность выбора системы налогообложения субъектами предпринимательской деятельности. Все они регламентируются соответствующими законодательными актами. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26 Налогового кодекса РФ.

Цель работы – освоение методов налогообложения в Российской Федерации на предприятиях различных отраслей и организационно-правовой формы.

Задачами данной курсовой работы является:

Определение понятий  налога, принципов налогообложения;

Рассмотреть виды налоговых  режимов;

Методику проведения налогообложения.

Данная тема курсовой работы актуальна на сегодняшний  день, так как большая часть  доходов поступающих в бюджет относится к отчислениям от налогов  и сборов, и нужно тщательно  регулировать и контролировать расчеты, произведенные юридическими лицами.

 

 

Глава 1. Сущность и нормативно-правовое регулирование налогообложения  в Российской Федерации

 

1.1 Общие положения  налогообложения

 

Государство, выражая  интересы общества в разных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и  осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

В финансово-бюджетной  системе существуют отношения по поводу формирования и использования  финансов государства: бюджета и  внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной  и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено  экономически выраженное существование  государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для  содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства. [11, 18]

В современной России налоговая система нормативно определена в Налоговом Кодексе (НК РФ).

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью расходов публичной власти, осуществляемая, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает 2 вида налоговых платежей:

- налог;

- сбор.

В соответствии с гл. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организации  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Объектом налоговых отношений является движение части стоимости национального дохода в денежной форме посредством ее перераспределения и образования целевых фондов финансовых ресурсов.

Действующим законодательством  предусмотрены следующие объекты налогообложения:

- прибыль;

- стоимость реализованных  товаров (работ, услуг);

- совокупный доход  физических лиц;

- транспортные средства;

- имущество, находящееся  в собственности физических и  юридических лиц и др.

Носителями налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя. [10, 10-11]

Налоговая база — это  стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения  объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения  являются транспортные средства, а  налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.). [11, 25]

Под фактической налоговой  нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов величина налоговой нагрузки в 2000—2008 годах находилась на уровне 35 — 36 % ВВП. Также сказано, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня.

Различают фактическую  и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. В России номинальная налоговая нагрузка на физическое лицо по состоянию на 2011 год составляет примерно 62%. Из них: 13% - подоходный налог, 34% - страховые взносы, 15% - доля НДС в общей сумме выручки, фактически уплачиваемая физическим лицом при покупке товаров/услуг (18% / (100% + 18%) = 15,25%). Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузки определённого уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.[16]

Под налоговой нагрузкой  на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является: - владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения; - пользователь объектом налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определенных условиях пользования. [8]

В соответствии с НК (ст.3) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Не допускается устанавливать  налоги и сборы:

- имеющие дискриминационный  характер и различно применяющиеся  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев;

- предусматривающие дифференцированные  ставки или налоговые льготы  в зависимости от формы собственности,  гражданства физических лиц или  места происхождения капитала;

- препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав;

- нарушающие единое экономическое пространство РФ.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в  зависимости от страны происхождения  товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ. [12,17]

 

1.2 Характеристика режимов налогообложения и основные методы.

 

Российским законодательством  установлены два вида налоговых  режимов: общие и специальные.

Общий налоговый режим  является основным режимом налогообложения  для юридических и индивидуальных предпринимателей.

Общий режим налогообложения  применяется организациями, не перешедшими  на специальные налоговые режимы — УСН, ЕНВД, УСХН. Организации, работающие в этом режиме, обязаны вести бухгалтерский  и налоговый учет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Такие организации в  обязательном порядке составляют бухгалтерскую  отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет  о движении денежных средств и  некоторые другие) и налоговую  отчетность и в соответствии с  установленными сроками представлять их в налоговые органы. Организации, применяющие общий режим налогообложения являются плательщиками следующих (основных) налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество, налог на прибыль, налог на доходы физ. лиц (НДФЛ) и другие налоги, которыми облагается деятельность предприятия (напр. транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и пр. — полный перечень приведен ст.13, 14, 15 НК РФ). Кроме того организации перечисляют платежи в Фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) в полном объеме.

Специальные налоговые  режимы, установленные НК РФ, предусматривают  особый порядок определения элементов  налогообложения, а так же освобождение от обязанности по уплате отдельных  налогов и сборов, предусмотренных  статьями 13-15 НК.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения  для "сельскохозяйственных товаропроизводителей" (единый сельскохозяйственный налог);

2) "упрощенная система  налогообложения";

3) система налогообложения  в виде "единого налога на  вмененный доход" для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения  при выполнении "соглашений о  разделе продукции".

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) был введен в действие Налоговым кодексом РФ с 2002 г. в качестве нового элемента российской налоговой системы. Его предназначение – учесть особенности сельского хозяйства как отрасли, привязанной к конкретным участкам земли.

Введение этого налога было призвано обеспечить повышение  эффективности сельскохозяйственного  производства, стимулируя сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.

Переход на указанную  систему налогообложения сельскохозяйственными  организациями предусматривает  замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, уплачиваемого  при ввозе товаров на российскую таможенную территорию), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога. При этом установлено, что данный налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, каковым является календарный год.

При переходе на специальный  режим налогообложения индивидуальных предпринимателей они освобождаются  от уплаты:

– налога на доходы физических лиц в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;

– НДС, за исключением  налога, подлежащего уплате при ввозе  товаров на российскую таможенную территорию;

– налога на имущество  физических лиц в части имущества, используемого для осуществления  предпринимательской деятельности;

– единого социального налога.[9, 559]

Объектом налогообложения  признаются доходы, уменьшенные на расходы. Налоговая ставка установлена  в размере 6%.[11, 274]

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые по тем  или иным соображениям или причинам будут работать в рамках традиционной системы налогообложения, предложены следующие ставки налога на прибыль по деятельности, связанной с производством и переработкой собственного сельскохозяйственного сырья:

Информация о работе Особенности налогообложения предприятия