Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:17, контрольная работа
Исторически налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...»[1] В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть
собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Исторически налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...»[1] В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть
собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Впервые обратил внимание на регулирование экономики посредством налогов британский экономист Джон Мейнард Кейнс, считавший, что рыночная экономика не в состоянии преодолеть кризисы, спады производства, безработицу без помощи государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение, так как ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов.
В условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение понятий, составляющих сущность налогов и сборов, правовое значение признаков и цель их взимания.
______________________________
[1]. К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинение, 2-е изд., том 21, стр.171.
§ I. Понятие налога и сбора в Российской Федерации.
Определение понятий налога и сбора традиционно основывается на рассмотрении вопроса об ограничении права собственности. Многочисленная практика Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) по рассмотрению дел о соответствии отдельных налоговых законов Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) связана с противопоставлением публично-правовой обязанности гражданина, платить налог его праву частной собственности. Нередко КС РФ вынужден был разрешать вопрос о том, насколько соразмерно и справедливо установленное налогом ограничение права собственности, исходя из положений того или иного налогового законодательного акта. В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на достижениях практики и правовой науки учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.
Все налоги содержат следующие элементы: объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению; субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; источник налога – доход, из которого выплачивается налог; ставка налога – величина налога с единицы объекта налога; налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Согласно п.1ст.8 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения
или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.»[2]. Согласно п.2 ст.8 НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)»[3]. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели или являются платой за оказание плательщику каких-либо юридически значимых действий. Понятие «государственная пошлина» [3] в НК РФ не раскрывается.
Важнейшим признаком налога и сбора является их обязательный (принудительный) характер. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке и в случае его неуплаты взыскивается в принудительном порядке. Установление и введение налогов и сборов относится к компетенции представительных органов государства или местного самоуправления.
1. Признаки налогов и сборов, их правовое значение.
Из определений НК РФ и общих начал законодательства Российской Федерации (далее - РФ) о налогах и сборах вытекают следующие признаки любого налога, взимаемого на территории РФ: общеобязательность; индивидуальная безвозмездность; безвозвратность; денежный характер; публичное предназначение. Остановимся подробнее на перечисленных признаках.
Налог общеобязателен. Статья 57 Конституции РФ гласит: «Каждый
обязан платить законно установленные налоги и сборы» [4]
______________________________
[2].Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ(с изм. и доп.от 3 декабря 2012 г.)
[3] Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ(с изм. И доп. от 3 декабря 20012г)
[4]. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)
В соответствии с этой установкой НК РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики,
определённые законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги. Взимание налога строится на основе общеобязательности и императивности. Обязательность и императивность налога проявляются в двух аспектах: во-первых, налог взимается вне зависимости от воли отдельного лица, обязанного его уплачивать, во-вторых, обязательность и императивность налога выражаются в изначальной определенности его содержания; государство и частное лицо, взаимодействующие при взимании налога, не вправе изменить его условия и порядок, иное противоречило бы не только рассматриваемому признаку налога, но и принципу равенства, который также должен быть присущ любому налогу.
Индивидуальная безвозмездность налога. Налог является индивидуально безвозмездным платежом. Его уплата плательщиком непосредственно не порождает никаких четко определенных юридических обязательств у получателя налога — государства. Государство в лице своих служб будет обязано представлять соответствующие услуги конкретному плательщику налога, даже если он не выполнил надлежащим образом свои налоговые обязательства. Таким же образом и невыполнение государством своего социального предназначения юридически не освобождает граждан от налогообложения. Возможная неэквивалентность размера уплаченного налога услугам, полученным от государства, является следствием его индивидуальной безвозмездности. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким
образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг.
Индивидуальная безвозвратность налога. Безвозвратность налога предполагает, что его уплата связана с прекращением права собственности частных лиц и возникновением публичной собственности на соответствующее имущество. Безвозвратность налога предполагает также
отсутствие прав у плательщика требовать назад ранее законно уплаченные
или взысканные суммы налога. Иногда в литературе утверждается, что в
демократическом
государстве налоги приобретают
возвратный характер. Они возвращаются
плательщику в виде стоимости
потребляемых общественных благ, обеспечиваемых
государством. Однако, по нашему мнению,
в соответствующих случаях
Денежный характер налога. Налог представляет собой денежный платёж. Это означает, что его уплата имеет место в рамках юридических отношений, имущественных по объекту. Материальным объектом данных отношений должны выступать именно денежные средства. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Таким образом, денежный характер налога в условиях современного развития рыночных отношений и денежного обращения является его важным признаком, вытекающим из рассмотренного положения, согласно которому налог означает ограничение права собственности, состоящим в законном отчуждении ее части в пользу государства.
Публичный характер налога. Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой, характер, что обусловлено публично правовой природой государства и государственной власти по смыслу статьи 1 (части 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ.
Нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из «ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ » [5]. (с изм.и доп. от 29 декабря 2004 г.)(далее - БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.
Социально - экономическая сущность и роль налогов и сборов проявляется в их функциях, то есть в основных направлениях воздействия налогов и сборов на развитие общества и государства. Функции налога это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
2. Функция налогов и сборов Российской Федерации.
Выделяют три основных функции налога: фискальную, регулирующую, контрольную. Одной из основных функций налогов и сборов является фискальная «от лат. слова fiscus - государственная казна» [5]. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало,
______________________________
[5]. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—2009
деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов. Реализация фискальной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами. Не менее важной функцией налогов и сборов является регулирующая. Налоги как экономический рычаг широко применяются для управления обществом. Они используются государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для его сдерживания, с их помощью может регулироваться потребление населения и его доходы. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях. Так, НК РФ предусматривает создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, акцент при проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видов деятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на усиление «стимулирующей функции налогов» [6].
Контрольная функция позволяет соизмерить величину поступлений с потребностью общества в финансовых ресурсах для его жизнеобеспечения. Это соизмерение происходит в целом в масштабах всего государства, в отдельности—по отдельным его территориям (регионам), муниципалитетам, а также по видам налогов—применительно к их роли в формировании бюджетов разных уровней. Контрольная функция позволяет определить, насколько эффективно функционирует налоговая система государства, какую
Информация о работе Понятие налога и сбора в Российской Федерации