Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:49, реферат
Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.
Правовое регулирование налоговых отношений
Классификация налогов и сборов.
Следует заметить, что классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.
Классификация
налогов — это распределение
налогов и сборов по определенным
группам, обусловленное целями и
задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации,
а их встречается достаточное количество,
лежит совершенно определенный классифицирующий
признак: способ взимания, принадлежность
к определенному уровню управления, субъект
налогообложения, способ или источник
обложения, характер применяемой ставки,
назначение налоговых платежей, какой-либо
другой признак.
Рассмотрим классифицирующие признаки
и соответствующие им классификации налогов
Классификация
по способу взимания, разделяющая налоги на прямые
и косвенные, — это наиболее известная
и исторически традиционная классификация
налогов.
Прямые налоги —
это налоги, взимаемые непосредственно
с дохода или имущества налогоплательщика.
В этом случае основанием для налогообложения
служат факты получения доходов и владения
имуществом налогоплательщиком, а налоговые
отношения возникают непосредственно
между налогоплательщиком и государством.
К группе прямых налогов в российской
налоговой системе следует отнести такие
налоги, как НДФЛ, ЕСН, на прибыль организаций,
на имущество организаций, на имущество
физических лиц, земельный и транспортный
налоги.
Косвенные налоги
— это налоги, взимаемые в процессе
оборота товаров (работ и услуг), при этом
включаемые в виде надбавки к их цене,
которая оплачивается в итоге конечным
потребителем. Производитель товара (работы,
услуги) при их реализации получает с покупателя
цену и сумму налога в виде надбавки к
цене, которую в последующем перечисляет
государству. Таким образом, косвенные
налоги изначально предназначаются для
перенесения реального налогового бремени
их уплаты на конечного потребителя, а
данную группу налогов зачастую характеризуют
как налоги на потребление.
Косвенные налоги наиболее
желанны для фискальных целей
государства, так как они наиболее просты
в аспекте их взимания, достаточно сложны
для налогоплательщиков в плане уклонения
от их уплаты. Кроме того, эти налоги обеспечивают
определенную устойчивость налоговых
поступлений даже в условиях экономического
спада, тогда как поступления от прямых
налогов на доходы более существенно коррелируют
с уровнем экономической активности. Также
фискальная роль косвенных налогов более
значимо реализуется и в переходный период
от командной к рыночной экономике. В то
время как поступления от прямых налогов
напрямую завязаны с эффективностью деятельности
хозяйствующих субъектов, достаточно
невысокой в условиях отсутствия рыночного
опыта и соответствующих норм рыночного
поведения, поступления от косвенных налогов
завязаны прежде всего на потребление,
объем которого существен в силу доминирования
потребления над сбережением.
Косвенное налогообложение менее заметно
и более завуалировано для конечного потребителя,
так как номинальные и реальные налогоплательщики
здесь различны. Номинальным налогоплательщиком,
у которого с государством возникают налоговые
правоотношения, являются производители
и продавцы товаров (работ, услуг). Реальный
налогоплательщик — покупатель, не вступая
в эти отношения, соответственно и не замечает
тяжести косвенных налогов. Характерным
примером косвенного налогообложения
служат такие признанные общемировой
практикой налоги, как НДС, акцизы, таможенные
пошлины.
Вместе с тем при
всех очевидных преимуществах
Косвенное налогообложение активно применяется
практически всеми странами. Достаточно
сказать, что к моменту введения в России
самого признанного косвенного налога
— НДС — в 1991 г. он успешно применялся
уже в 21 из 24 стран — членов Организации
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), убедительно продемонстрировав
свои преимущества по сравнению со столь
же ранее распространенным в мировой практике
косвенным налогом — с оборота розничной
торговли. Однако гармонизация налогообложения
достигается за счет разумного сочетания
прямых и косвенных налогов, соотношение
которых объективно определяется уровнем
социально-экономического развития страны
и потребностями обеспечения доходной
части бюджета. В экономически развитых
странах с высокими доходами населения
и предприятий, значимым имущественным
комплексом превалируют прямые налоги,
в то время как в развивающихся странах
наблюдается доминирование косвенных
налогов, обусловленное низкими доходами
значительной части населения, неустойчивым
финансовым положением предприятий, малой
имущественной обеспеченностью.
Классификация налогов по объекту обложения — классификация (во многом сопряженная с предыдущей), согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).
Налоги с имущества (имущественные) - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту — их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимостью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.
Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Эти налоги в полной мере определяются платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством, исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный налог и налог в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Встречается также выделение в данной группе в отдельную категорию налогов, взимаемых с фонда оплаты труда (ЕСН). Думается, что данный налог более логично вписывается в категорию фактических налогов, а разница в налогоплательщиках {в НДФЛ — налогоплательщик тот, кто получает доход, а в ЕСН — тот, кто его выплачивает) в данном случае не является классифицирующим признаком.
Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов в предыдущей классификации) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Индивидуальными налогами облагается потребление строго определенных групп товара, например акцизы на отдельные виды товара, универсальными — облагаются все товары (работы, услуги) за отдельным исключением, например НДС, а монопольными — облагается производство и (или) реализация отдельных видов товаров, являющиеся исключительной прерогативой государства. К таким товарам ранее традиционно относилась соль, два последних века основу их составляли алкогольные напитки и табачные изделия. В настоящее время большинство стран отходит от практики монопольного производства, отсутствуют такие налоги и в российской налоговой системе.
Налоги с использования ресурсов {рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе налогов следует отнести НДГТИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.
Классификация
налогов по субъекту обложения, где различают налоги, взимаемые с юридических лиц,
физических и смешанные, является
также достаточно распространенной.
Следует отметить, что теоретическая значимость
этой классификации в последнее время
существенно снизилась. Ранее достаточно
точная классифицирующая основа теперь
размывается в связи с бурным развитием
малого бизнеса не столько в форме юридических
лиц, сколько в форме физических лиц —
индивидуальных предпринимателей без
образования юридического лица. Поэтому
практически все налоги сейчас следует
относить к смешанной группе, за исключением
НДФЛ и на имущество физических лиц, составляющих
группу налогов с физических лиц, и на
прибыль организаций и на имущество организаций,
соответственно составляющих группу налогов
с юридических лиц.
Классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования. Здесь разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространенный способ определения налогового оклада, заложенный в подавляющем большинстве налогов, «по декларации», т.е. сумме налога, объявляемого (декларируемого) самим налогоплательщиком.
Способ «у источника» закладывается
в налогах, предусматривающих институт
налоговых агентов, на которых возлагается
обязанность при выплате дохода
в пользу налогоплательщика произвести
удержание и перечисление налога в бюджет
до момента его фактической выплаты, дабы
исключить возможность уклонения от его
уплаты. В чистом виде данный способ реализуется
только в НДФЛ, но встречается также ограниченное
использование налоговых агентов в НДС
и налоге на прибыль организаций.
Способ «по кадастру» закладывается чаще
в налогах с немобильными объектами обложения,
когда государственными органами составляется
полный реестр (кадастр) этих объектов,
а налоговым органом производится исчисление
и уведомление налогоплательщика. Исчисление
налога производится исходя из сопоставлений
внешних признаков, например предполагаемой
средней доходности, объектов налогообложения.
Данный способ реализуется в налогах:
земельном, на имущество физических лиц,
транспортном (для физических лиц).
Классификация
по применяемой ставке, подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные,
пропорциональные и твердые.
Налоги с твердыми (специфическими)
ставками — это налоги, величина ставки
которых устанавливается в абсолютной
сумме на единицу измерения налоговой
базы. Данные налоги не зависят от размера
дохода или прибыли налогоплательщиков.
К ним относятся значительная часть акцизов,
водный налог, сборы за пользование объектами
животного мира и водных биологических
ресурсов, большая часть государственной
пошлины, транспортный налог, налог на
игорный бизнес.
Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). Эти налоги напрямую зависят от размера дохода, прибыли или имущества налогоплательщиков. В данную группу входят налоги с пропорциональными, прогрессивными и регрессивными ставками.
В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты остается неизменным вне зависимости от величины этих доходов (прибыли). Таким образом, превалирование этих налогов в налоговой системы формирует ее нейтральность, не увеличивающую и не уменьшающую, а воспроизводящую неравенство граждан после уплаты налогов. К таким налогам относятся, в частности, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организаций и физических лиц.
В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в увеличивающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты уменьшается при увеличении этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее прогрессивность, уменьшающую неравенство граждан после уплаты налогов. В настоящее время в российской налоговой системе нет ни одного налога, использующего прогрессивную ставку, а до 2001 г. прогрессивным был подоходный налог (в подавляющем большинстве развитых стран подоходный налог является прогрессивным).
В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика, т.е. такие ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Данные налоги построены так, что отношение доходов (прибыли) после уплаты налогов к доходам (прибыли) до их уплаты увеличивается при росте этих доходов (прибыли). Таким образом, использование данных налогов в налоговой системе формирует ее регрессивность, увеличивающую неравенство граждан после уплаты налогов (см. рис. 3.5). Характерным примером регрессивного налога является ЕСН.
Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений