Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:45, контрольная работа
Правовой статус кредитных организаций регулируется нормами различных отраслей права.
- в общих аспектах, как правовой статус субъекта предпринимательской деятельности - нормами конституционного права;
- непосредственно, как правовой статус субъекта гражданско-правовых отношений - нормами гражданского права;
- как правовой статус субъекта банковских отношений, то есть субъект взаимоотношений с Банком России, по поводу соблюдения и исполнения;
1. Правовой статус кредитной организации ………………….……………..…3
2. Основные направления надзора Центрального банка за деятельностью кредитных организаций…………………………………………………………..5
Список используемой литературы………………………………………..…….12
Содержание
1. Правовой статус кредитной организации ………………….……………..…3
2. Основные направления надзора
Центрального банка за деятельностью
кредитных организаций…………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..…….
1. Правовой статус кредитной организации.
Правовой статус кредитных организаций регулируется нормами различных отраслей права.
- в общих аспектах, как правовой
статус субъекта
- непосредственно, как правовой
статус субъекта гражданско-
- как правовой статус субъекта
банковских отношений, то есть
субъект взаимоотношений с
- правил проведения банковских операций - нормами банковского права.
Правовой статус кредитной
организации регулируется
Гражданское право регулирует
имущественные и личные
Во-первых, сюда входит организационно-
Во-вторых, это все те сделки,
которые может заключать
Следует различать общий
и специальный правовые
Общий правовой статус
Конституция Российской
Следует различать правовой статус и правовое положение кредитной организации.
Общий правовой статус (правоспособность,
права и обязанности) у всех
российских кредитных
Правовое положение у всех
разное в зависимости от того,
в какие гражданско-правовые
Однако и здесь должны быть созданы соответствующие гарантии. Смысл их состоит в том, чтобы в экономике страны были созданы одинаковые условия для предпринимательской деятельности всех субъектов. Для этого закон должен предусматривать равные условия бизнеса, с одной стороны, и более гибкие формы этого бизнеса - с другой.
Пока же Федеральный закон
"О банках и банковской
Если анализировать только
догму банковского права, то
получается, что банковское
Такое могло бы подходить
к стабильной экономике, но
никак не к переходной
Учитывая, что в России пока
еще существуют проблемы с
законностью в банковской
2. Основные направления надзора Центрального банка за
деятельностью кредитных организаций.
Законодательство России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из множества негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком прав проведения всех видов банковских операций, его главная функция - надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.
Интернациональный характер банковской деятельности создаёт возможность её выведения в определённой мере из-под контроля национальных органов банковского надзора. В связи с этим возникла объективная необходимость в координации усилий надзорных органов различных государств по регулированию банковской деятельности и созданию международной системы банковского надзора.
Приближение стандартов банковского надзора в России к международным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзора за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.
Все большее соответствие
мировым стандартам
В последнее время изменена структура
управления процессами регулирования
и надзора за банковской деятельностью,
заложен фундамент системы
Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвитостью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего политическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных органов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны.
Особенность функционирования банковской
системы в рыночной экономике
определяет необходимость организации
контроля и надзора за деятельностью
коммерческих банков. Банковская система
выполняет жизненно важную роль посредника,
аккумулируя сбережения частных
лиц и предприятий и
Можно выделить следующие виды контроля над деятельностью коммерческих банков: Государственный; Ведомственный; Независимый.
Государственный контроль над деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.
Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.
Правовые основы организации контроля
и надзора определены законами РФ
"О Центральном банке
Правовые основы осуществления
аудиторской деятельности как независимого
вневедомственного контроля определены
Указом Президента Российской Федерации
"Об аудиторской деятельности в
Российской Федерации" от 22 декабря
1993 года N 2263. Этим указом утверждены Временные
правила аудиторской
Коммерческие банки для
При проведении внешнего аудита обязательно определяется наличие системы внутреннего контроля и эффективности ее функционирования. Специальной проверки системы внутреннего аудита не проводится, но в ходе работы внешних аудиторов быстро выявляется уровень учета и контроля в коммерческом банке. Все существующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков имеют определенную взаимосвязь, которая обусловлена единством целей и задач - обеспечение стабильной и безубыточной деятельности коммерческих банков и банковской системы в целом - при различии способов осуществления контроля.